"Уралвагонзавод" (входит в "Ростех") в 2021 году выпустил 40-тысячный инновационный полувагон, разработал первый в России автономный рефрижераторный вагон и приступил к опытной эксплуатации собственного рефрижераторного контейнера. Генеральный директор УВЗ Александр Потапов в интервью ТАСС в рамках Международной промышленной выставки "Иннопром" рассказал, как экспортные пошлины на металл могут повлиять на отрасль вагоностроения и как показал себя на испытаниях "Терминатор-2".
— Александр Валерьевич, каков ваш прогноз дефицита или профицита грузовых вагонов сети РЖД на 2021–2025 годы? Как ситуация обстоит сейчас — каких типов вагонов слишком много, каких не хватает?
— Профицит действительно существует, и он неоднократно обсуждался. Этот профицит, безусловно, влияет на спрос новых вагонов, прежде всего инновационных, понятно, что их сегодня недостаточно. Есть много вагонов с истекающим сроком службы, которые надо было бы утилизировать, но многие собственники на это не идут.
Мы со своей стороны это оцениваем так, что поручение будет профессионально выполнено с нашим участием, и уверены, что будущее за инновационными вагонами. А все, что сегодня является избыточным, должно подлежать экономически обоснованной утилизации.
— Как повлияет введение экспортных пошлин на металлы на отрасль вагоностроения? Какой динамики цен на внутреннем рынке вы ожидаете?
— Вы правильно сказали, что вопросы роста цен на металл влияют на себестоимость нашей продукции вагоностроения, потому что в структуре себестоимости это достаточно большая доля. И получается так, что рост цен на металл фактически создает определенные проблемы по рентабельности продукции в этом секторе экономики. Мы вынуждены выпускать сейчас вагоны, минимизируя другие издержки, и понимаем, что большая доля, которую тратит, например, "Уралвагонзавод", уходит металлургам.
Экспортные пошлины, безусловно, должны оказать влияние, какое — до конца не понятно. Но нетрудно предположить сценарий, при котором металлурги будут компенсировать дополнительные расходы за счет внутреннего рынка, что приведет к росту цен. Нужно понимать следующее: экспортные пошлины являются доходной частью бюджета, который должен получить определенные допдоходы, и это очень хорошо. Но при этом конечная финансовая нагрузка ляжет на производителя металлоемких продуктов, как в данном случае вагоны. Получается, что в этом смысле предприятие, производящее вагоны, терпит убытки.
По-хорошему было бы, если бы те допдоходы, которые получает государство, отчасти субсидировали убытки, возникшие в связи с ростом цен на металл, именно в такой продукции. Это не только вагоны, это и другая металлоемкая продукция, но для нас это было бы очень важно. Если бы такое решение было принято, то мы бы имели лучшие показатели, в том числе в рамках тех программ, которые сегодня поддерживает правительство по системообразующим предприятиям, таким как концерн "Уралвагонзавод".
— В июне в Чебаркуле прошли экспериментальные учения с БМПТ "Терминатор-2", как себя показала боевая машина?
— Сейчас испытания проходят в Челябинской области. Ранее боевые машины испытывались на юге России. Они будут проводиться дальше. Например, такая успешная машина, как Т-72, в свое время не один год проходила не только весь спектр испытаний, но и модернизацию с учетом практического применения. То есть нашими конструкторами проводились доработки. Это естественный процесс.
Могу сказать совершенно четко: в целом машина (БМПТ) уже показала себя и находит свое место в системе координат российских Вооруженных сил.
— Когда начнутся серийные поставки?
— Уже начались.
— "Уралвагонзавод" разработал первый в России вагон-рефрижератор и представил его на выездной неделе "Иннопрома" в Узбекистане в апреле этого года. Есть ли уже интерес к этой продукции?
— Вообще сам по себе рефвагон уникальный, у него есть возможность тридцать дней быть автономным. Заказчиком разработки была частная компания. Это направление для нас новое, мы действительно показали эти рефвагоны в Узбекистане и надеемся, что спрос будет. Не думаю, что он будет большим, но определенная ниша есть, и она будет заполнена. Когда частный инвестор заходил с точки зрения НИОКР и реализации этого проекта, они просчитывали такую возможность.
— Еще один ваш новый продукт — это рефрижераторные контейнеры. Смогут ли они конкурировать на рынке, что для этого нужно?
— Рефконтейнеры для нас вообще одна из стратегических тем, будем ее развивать. Понятно, что сегодня на рынке существуют китайские контейнеры, их большинство, понятно, что цены на металл растут, мы говорим о себестоимости, мы говорим о конкурентоспособности… Для того чтобы начать фактически с нуля развивать это направление, мы надеемся, что нас государство поддержит в виде определенных субсидий на первоначальном этапе. А когда мы выйдем на точку безубыточности и станем конкурентоспособны, мы сможем обеспечить потребности всего рынка. Именно так мы настроены.
— Обсуждали ли вы субсидии с профильными ведомствами?
— Мы обращались в Минпромторг, ведем переговоры и надеемся, что нас услышат. Более того, туда обращались и крупные владельцы, такие как "Трансконтейнер". Есть и соответствующее поручение президента о развитии направления, связанного с морепродуктами Дальнего Востока и обеспечением качества продуктов, которые поступают в среднюю полосу.
— В 2020 году "Уралвагонзавод" реализовал гражданской продукции на 40 млрд рублей, какие прогнозы по этому показателю на 2021 год?
— В этом году будет больше. Я думаю, что не менее чем на 10%, а то и больше.
— План по производству подвижного состава УВЗ на 2021 год составляет 15 тыс. вагонов всех типов, сколько из этого объема законтрактовано на данный момент?
— Фактически уже все. У нас уже предконтрактные переговоры по всем завершены.
Беседовал Алексей Гаврелюк