Нижний Новгород в 2021 году отмечает 800-летие. По предположениям историков, город был основан в августе 1221 года. В событийную программу празднования вошло более 150 мероприятий. В городе проходит масштабная программа по реконструкции культурных объектов, значимых туристических мест. Так, после ремонта уже открыта Чкаловская лестница, практически завершены работы на главной пешеходной улице — Большой Покровской, преобразится территория Нижегородской ярмарки и Стрелки. В программе также музейные выставки, спортивные мероприятия, бизнес-форумы. Главным событием станет гала-шоу 21 августа, для этого на Нижне-Волжской набережной специально возведут сцену шириной почти 110 м, часть ее конструкций будет располагаться на воде. Илья Авербух рассказал ТАСС о том, почему согласился стать режиссером шоу, какие сюрпризы ждут зрителей церемонии, а также о смыслах, вложенных в это событие.
— Илья, давайте с самого начала. Когда к вам поступило предложение о том, чтобы стать режиссером главного шоу к 800-летию Нижнего Новгорода? Это было для вас неожиданностью?
— Да, для меня это было приятной неожиданностью. Ко мне обратился лично Глеб Сергеевич Никитин (губернатор Нижегородской области — прим. ТАСС). Это был очень неожиданный звонок, потому что раньше мы не были знакомы. Он спросил, интересно ли мне возглавить такое действо, так как видел то, что я делал раньше. Ему показалось, что мы можем совпасть по духу. Губернатор предложил приехать в Нижний Новгород, поговорить о возможности моего участия.
Приехав, я сразу был очарован и губернатором, и его деловым подходом, абсолютно не пафосным. Задача была поставлена конкретная, и буквально через две недели я вернулся с моим видением. Концепций было много, работа, я так понимаю, велась над проектом разными компаниями, но, видимо, что-то до конца не устраивало и Глеба Сергеевича, и Олега Алексеевича Берковича (заместитель председателя правительства, министр культуры Нижегородской области — прим. ТАСС), который тоже был абсолютно вовлечен в этот процесс.
— То есть после этого предварительного общения никаких сомнений насчет участия в проекте у вас не было?
— У меня вообще не было никаких сомнений, я люблю такие большие вызовы. Тем более после Универсиады в Красноярске больше таких действ из-за коронавируса особо не проходит, я, конечно, соскучился и мне стало очень интересно, тем более Нижний Новгород — это город с такой богатейшей историей, где каждый камень ей дышит. Еще он близко к Москве, что тоже немаловажно, день у меня начинался с "Сапсана", я работал, вечером возвращался в Москву (последние две недели Илья Авербух живет в Нижнем Новгороде). В этом плане есть преимущество перед Универсиадой в Красноярске.
— Почему я спрашиваю о сомнениях? Если в поисковике вбить ваше имя, открыть вкладку о деятельности вне спорта, то мы видим ледовый спектакль, премию "Хрустальный лед", телепроект "Ледниковый период", юбилейное шоу "Татьяна Тарасова и ее ученики", спектакль на льду, открытие чемпионата мира по хоккею. Так или иначе, в подавляющем большинстве случаев мы видим вас как режиссера событий или мероприятий, в которых присутствует если не фигурное катание, то лед. В этот раз шоу преподносится как шоу на воде. Можно ли сказать, что Илья Авербух пробует себя в новой стихии?
— Вышел на сушу?
— Даже не на сушу, а скорее на воду.
— Наверное, это не совсем так. Вы абсолютно правы, лед — это моя стихия, и на льду были созданы большие спектакли, лауреаты различных премий — "Ромео и Джульетта", "Кармен" и сейчас "Анна Каренина", а также более 50 гала-концертов. В частности, среди них представление "Год до Игр в Сочи" с участием президента страны. Но я очень давно стал режиссером различных масштабных проектов, которые проходят далеко не в ледовом пространстве. Среди них открытие в Москве чемпионатов мира по хоккею и по футболу и, конечно, церемонии открытия и закрытия Универсиады в Красноярске. Опять же, Культурный форум в Санкт-Петербурге в Мариинском театре, там тоже не было никакого льда. В общем, я уже давно отошел от мероприятий, проходящих исключительно на льду. Но на воде действительно я никогда ничего подобного не делал, для меня это очень большой вызов.
— Кажется, что ваши самые известные проекты длились не час и не два, это проекты сезонные. Каким удивить сложнее, добиться вау-эффекта? Продолжительным или, условно, короткометражным, где завязка, кульминация и развязка — это история нескольких часов?
— Да, были большие действия, телевизионные проекты. Благодаря работе, к примеру, на "Ледниковом периоде" я достаточно серьезно овладел возможностями телевизионной режиссуры. Я вижу картинку глазами телеоператоров. Конечно, такое действо, как в Нижнем Новгороде, может быть только один раз. В нем всегда самое опасное и самое волнительное — это практически прямой эфир. Здесь нельзя ничего переделать и все должно слиться в единый механизм. В общей сложности более 500 человек участвует в шоу, если взять всех артистов. Все должны отработать полтора часа как единое целое.
С другой стороны, всегда после таких мероприятий наступает определенное опустошение, потому что спектакль, созданный тобой, живет годами, ты получаешь от этого бесконечное удовольствие, можешь что-то исправить, а здесь у тебя есть ощущение, что все происходит один раз, если ты увидел какую-то ошибку, исправить ее уже не можешь. Где-то, наоборот, тебе жалко, что столько было потрачено сил, а живу я проектом уже давно, и все за один час испаряется, поэтому здесь смешанные чувства для режиссера.
Я перед собой поставил задачу, чтобы в данный момент нижегородцы почувствовали, что это мероприятие сделано не каким-то чужаком, который не учитывает историю города, его характер, темпоритм, настроение. Мне это важно. Шоу нужно сделать глазами нижегородцев. Поэтому в свою команду я включил много талантливых ребят, которые живут в Нижнем Новгороде. Я уверен, что наш проект будет хорошим толчком для их творческого развития. Особенно я бы хотел отметить Артема Мещерякова и Марию Батусову, которые также внесли большой вклад в наше гала-шоу.
— В различных источниках к церемонии празднования сказано, что "шоу на воде подобного уровня никогда не проводилось в России". По вашему мнению, такая подача оправданна?
— Я бы сказал, что такая сцена не строилась никогда. Ее большая часть находится в воде, это символично и ведет к истокам, здесь это очень важно. Это не только водное шоу, хотя в нем будут задействованы и флайбордисты, и фонтаны, и парад речных судов — все, что может подчеркнуть красоту Волги и Оки.
— Если говорить непосредственно о мероприятии, свидетелями чего станут зрители? Каким оно будет? Из каких, может быть, тематических блоков состоять?
— Это будет большой рассказ из тематических блоков. Они будут соединены либо видеороликами, либо один блок будет плавно перетекать в другой.
— Кто станет основными действующими лицами шоу?
— Костяк — это, конечно же, нижегородцы. Это те люди, которые прославляют город на российской и международной аренах. Наш вечер откроет выступление нижегородского трио — художественных гимнасток сестер Авериных и лауреата премии Grammy Даниила Трифонова.
Нижний Новгород — это город высокой культуры. У нас, например, есть блок "Вдохновение", где мы рассказываем, что здесь пел Шаляпин, рассказываем о наследии Максима Горького, о созвездии других писателей. В этом блоке текст произведения Максима Горького "Дети солнца" читает замечательная актриса — нижегородка Ирина Пегова. Это один из примеров.
Большая часть действия шоу будет сопровождаться симфоническим оркестром, дирижером которого станет лауреат премии Grammy Максим Емельянычев — почетный нижегородец.
А в блоке "Ярмарка" (в городе находится знаменитая Нижегородская ярмарка — прим. ТАСС) я хотел показать, что это не только торговые ряды, сушки и баранки, здесь я рассказываю о том, что это выставка достижений, в том числе технологического процесса того времени. Это и первые трамваи, это и синематограф, это такая духовная составляющая, о которой важно рассказать. Причем рассказано все это будет не с помощью народного коллектива, а в виде балетного танца — я стараюсь создать некую эклектику во всем этом.
Одна из больших моих задач — чтобы мероприятие действительно было интересным для молодежи и не уходило в тяжелый пафос, было легким и воздушным. Возвращаясь к героям, это группа Uma2rman — мои большие друзья, ребята, которые олицетворяют собой Нижний Новгород. Это и приезд гостей, таких как, например, L’One. Мне очень нравятся его слова в песне — "Никто, кроме нас самих". Это очень важно, этот девиз. Не надо ни на кого уповать, все в наших руках.
— Вы сказали о желании создать праздник, который будет воспринят как проект, созданный не приезжим человеком. За счет чего вы будете добиваться этой идентичности?
— Я очень много ездил в Нижний Новгород, погружался, в частности, ходил в музеи, во многие другие знаковые места. Если меня спросить, то я очень четко могу рассказать [об истории города]. Я приезжал в Нижний Новгород много раз на автомобиле, побывал специально во многих районах, в том числе в Автозаводском, Сормовском, чтобы почувствовать энергетику города. Последнее время я живу здесь, несмотря на то, что многие процессы происходят еще в Москве. Важно, чтобы ничего не отвлекало от работы. Проводятся очень большие консультации, я всегда узнаю, может ли быть уместной какая-то вещь в шоу. Но это действительно непростая задача.
— Один из девизов, который лежит в основе церемонии, — "Начало нового". При этом 800-летняя история Нижнего Новгорода не позволяет забывать о прошлом. Какие в шоу будут отсылки, рассказывающие о многовековой истории города?
— Да, безусловно, они есть. Я воспринимаю юбилей как начало нового этапа, но это не говорит о том, что нужно забывать все, что было до. У нас большая сцена, она поддерживается видеорядом, 3D-мэппингом, будут картины очень важные, исторические, в том числе о Нижегородском кремле. Конечно, у нас большой исторический блок, над которым я очень долго работал. Мне хотелось избежать полной реконструкции событий: тяжелых боярских костюмов или схватки с врагом. Хотелось от этого всего уйти, сделать шоу легким, но при этом величественным.
— Кульминацией шоу все-таки станет праздничный фейерверк? Планируется поставить рекорд России, что это за рекорд?
— Это длина залповой линии, она будет составлять более 700 м. Фейерверк будет запущен под музыку Петра Ильича Чайковского. Это и станет определенной кульминацией.
— Была ли работа над исторической составляющей для вас самой сложной?
— Самое сложное всегда с точки зрения режиссуры — найти решение для сцены. Это всегда самый большой вызов. Как, например, на Олимпийских играх. Все знают, что в финале зажигается олимпийский факел, но самое важное, как он зажжется. Так и здесь, все знают, что мы будем рассказывать, например, про Минина и Пожарского, потому что это сердце истории, но важно, как мы это расскажем. Понятны исторические рубежи, вехи, но как мы это скажем — всегда вызов. В такие моменты важно взять на себя ответственность. Любой режиссер должен повести за собой, убедить всех, что именно так должно быть. Это непросто, поэтому есть внутреннее волнение, как все пройдет и сложится.
— У каждого человека шоу вызовет определенные эмоции. Есть у вас задача провести некую красную нить, привести человеческую эмоцию к общему знаменателю?
— У меня такая сверхзадача есть. Я еще раз хочу обратиться к нижегородцам и попросить их, чтобы они видели этот рассказ, как его видели россияне на Олимпийских играх в Сочи. Ведь очень многие не смогли попасть на церемонию открытия, но мы восприняли ее как некую презентацию нашей страны. В этом основная задача. Удивить приездом артистов, еще одним концертом — такой задачи не стоит.
Радовать мы, конечно, тоже будем, но понятно, что всех желающих, особенно в ковидное время, вместить церемония не может, поэтому вектор будет смещен в сторону еще и телевизионной картинки (шоу 21 августа покажут в вечернем эфире Первого канала — прим. ТАСС).
Это шоу — такие же инвестиции, как в Сочи, который стал туристической Меккой, или как в Казань. Мы работаем и на это. У меня есть еще одна задача — я хочу, чтобы, посмотрев наше шоу, россияне обязательно приехали в прекрасный Нижний Новгород!
Беседовал Георгий Поветкин