От беспилотников к цивилизации роботов. Генконструктор "Кронштадта" о будущем БЛА в России
Компания "Кронштадт" сегодня является одним из ведущих российских игроков на рынке беспилотных летательных аппаратов (БЛА), разрабатывающим целую гамму изделий различного назначения. Ее беспилотные системы не только поступают на вооружение российской армии, но и вызывают пристальный интерес у зарубежных заказчиков. Свое видение дальнейшего развития роботизации средств ведения войны, которая является сегодня основным мировым трендом, в интервью ТАСС на международном военно-техническом форуме "Армия-2021" раскрыл генеральный конструктор АО "Кронштадт" Николай Долженков.
— Николай Николаевич, беспилотная авиационная система интегрирует в себе различные высокие технологии. Как вы оцениваете уровень развития этих технологий в России и что считаете главным в БЛА?
— Сегодня ведущие страны стремятся автономизировать применение средств нападения и защиты. Автономизация является целью внедрения искусственного интеллекта (ИИ) и обеспечивает принятие адекватных решений без участия оператора. Вот в этом и есть основное назначение технологий искусственного интеллекта. Это, как вершина айсберга, интеграция всех технологий, которая, собственно говоря, является нашей целью.
Как я вижу беспилотные авиационные комплексы в перспективе? Это будет некая нейросеть, элементы которой смогут взаимодействовать между собой. Причем эта сеть будет многоуровневая, начиная от вычислителя миссии внутри летательного аппарата и заканчивая взаимодействием между этими летательными аппаратами на обширной территории ведения боевых действий, включая все компоненты — не только воздушные, но и наземные, космические и морские. Вот эта цель основная, к которой надо стремиться.
Собственно говоря, мы сейчас фокусируем наши усилия именно на повышении автономности действий. Нельзя сказать, что завтра все это будет решено. Нет, к этому ведет очень долгая дорога. Но то, что это точно генеральное направление развития, в том числе и в первую очередь беспилотных аппаратов, — это главное. Сейчас контур "человек — машина" реализован и достаточно эффективно работает, и люди принимают решение только верхнего уровня уже сейчас. У нас большинство процессов автоматизировано, а должно быть автономизировано.
Между этими двумя похожими терминами очень большая дистанция. И как раз наведение моста, дороги между этими понятиями и есть главная наша задача. Это вовсе не крылья и не двигатели, и не конфигурация, и даже не технологии в традиционном понимании этого слова — хотя мы вышли на уровень развитых технологий. Без преувеличения, технологии, которые у нас используются в "Орионе", вполне современные и во многом не уступают мировому уровню.
Нам еще надо подтягиваться по целевым нагрузкам, элементной базе, силовым установкам. Но по общему уровню технологий мы не уступаем. Я это говорю как человек, который видел аналогичные зарубежные образцы этой техники — те же турецкие, китайские, израильские и американские аппараты. Но это, еще раз повторяю, не является определяющим. Определяющим является интеллект, которым мы должны накачивать, не хочется говорить комплексы, потому что это уже не комплексы, это — системы взаимодействующих комплексов. Вот это главное, на что надо обращать внимание, на что делать ставку и акцент. А сам летательный аппарат — это уже более низкий уровень реализации этого тренда.
Конечно, со стороны очень важно, какие там "гайки", бомбы, двигатель, целевые нагрузки и оружие. Да, это важно, без этого тоже невозможно ничего сделать. Но, еще раз повторяю, это уже прилагательное. А существительное — это то, как мы учим наши системы мыслить. Это самое основное сейчас в беспилотнике! Причем это никак не продемонстрируешь на выставках, к этому нельзя прикоснуться, это можно показывать только через результат каких-то действий.
Развитие здесь многопараметрическое. Если взять, например, навигацию, то сейчас ничего не существует в авиации без спутников, и точность навигации можно обеспечить только с помощью спутника. Значит, все остальные системы являются вспомогательными — инерциальные, которые дают низкую точность, и так далее. Но спутники — это очень уязвимая составляющая, поскольку его потеря ведет к глобальной потере точности навигации. И эту задачу надо решать комбинированным методом, добиваясь приемлемой точности в отсутствие спутника.
И так по любой из систем. Любую систему нужно интеллектуализировать, то есть наполнять способностью, каждую на своем уровне, принимать адекватные решения в той или иной обстановке.
Кроме того, вторая абсолютно необходимая функция — это способность к самообучению. Это самое главное. Система должна самообучаться по мере накопления опыта и баз данных, которые она сама же продуцирует по мере развития и эксплуатации. Вот как я вижу картину и тенденцию будущего, применимого в моей области к беспилотным авиационным системам.
Что касается технологического уровня России и ведущих западных стран, то по многим параметрам мне не нравится складывающаяся ситуация. Некоторая изоляция, которая в России наступает в силу ряда причин, очень усложняет развитие. Кроме того, по ряду технологий мы имеем отставание, которое, безусловно, нужно чем-то компенсировать. Вот, например, мы несколько уступаем в целевых нагрузках, силовых установках, хотя уже стремительно сокращаем это отставание. Практически мы догнали конкурентов по авиационным средствам поражения для этой размерности. Но мы должны добиться преимущества прежде всего в развитии систем искусственного интеллекта, которые и будут определять успех будущей эксплуатации.
В прикладном признаке ИИ заключается в том, чтобы создать систему, которая, во-первых, способна принимать решение в быстро меняющейся обстановке. Не в стагнирующем состоянии, не в стабильной обстановке, а именно — в меняющейся обстановке без вмешательства оператора.
И, во-вторых, абсолютно необходимо обучаться на собственном опыте и опыте других, связанных систем. Они, как нервные клетки, должны быть связаны друг с другом. Это должен быть коллективный опыт, на котором программа самосовершенствуется, причем тоже без вмешательства человека. Я вам больше скажу. Я считаю, что биологическая цивилизация — это только промежуточное звено к цивилизации небиологической. Неизбежная ветвь развития, поскольку машины более приспособлены к окружающей среде, чем человек и вообще биологические существа. Поэтому это будет нормальное перерастание. Сначала в человеке будут замещаться компоненты, а затем он и сам станет весь искусственный. И это будет следующая ступень цивилизационного развития, если до этого биологический вид не самоуничтожится.
— Как идет развитие программы средневысотного БЛА большой продолжительности полета "Орион"?
— Программа БЛА "Орион" с комплексом средней дальности является базовой программой и основной точкой отсчета для создания различных модификаций, в том числе не только разведывательной, но и ударной, а также более продвинутых модификаций, связанных как с предложениями Министерства обороны, так и поставками на экспорт.
Совершенно очевидна мировая потребность в комплексах такого класса — не только разведывательных, но и разведывательно-ударных. Для этого изначально были предусмотрены три точки подвески различных авиационных средств поражения (АСП), включающих в себя, помимо неуправляемого традиционного оружия в виде авиационных бомб калибра 100 кг, также и управляемое вооружение, которое за последнее время было создано предприятиями — разработчиками авиационных и других средств поражения специально для комплекса "Орион". Среди них: корректируемые авиационные бомбы (КАБ), управляемые ракеты и планирующие авиационные бомбы. Это основная номенклатура АСП, предлагаемых к применению Вооруженным силам на комплексе "Орион".
При этом, учитывая ранее дефицит такого класса АСП в калибре 50 кг, наше предприятие приняло решение опережающим порядком самим начать разрабатывать КАБы, основным критерием которых было максимальное снижение стоимости "выстрела".
В экспериментальном формате мы произвели серию АСП, которые на испытаниях показали эффективность более 80%. К этому времени в работах приняли участие и сторонние производители АСП, разработавшие в свою очередь планирующие авиационные средства поражения, также в экспериментальном варианте, в калибре 50 кг и реактивные управляемые снаряды в этом же калибре. Также сегодня близки к завершению опытно-конструкторские работы по созданию АСП калибра 20 кг. Все они имеют комбинированные системы управления, включающие спутниковую навигацию и лазерное наведение на конечном участке полета. Наш анализ показывает, что наиболее адаптивными для решения разведывательно-ударных задач являются КАБы, которые по эффективности не уступают управляемым реактивным снарядам, а по интерфейсам в процессе применения с летательным аппаратом являются более безопасными.
Какое дальнейшее развитие комплекса с БЛА "Орион" мы предлагаем нашему Министерству обороны? Это установка спутникового терминала на борту и наземной станции спутниковой связи. Это позволит прежде всего повысить дальность управления и получения информации. Дальность получения информации будет практически ограничена лишь радиусом действия БЛА, которая, в свою очередь, ограничивается запасом топлива.
Таким образом, мы получим максимально полноценную функцию беспилотного комплекса, условно, средней дальности и практически сравняемся в тактических и оперативных возможностях с американскими и израильскими комплексами аналогичного класса MALE (medium-altitude, long-endurance).
Мы надеемся, что в дополнение к сегодняшним серийным поставкам "Ориона" Минобороны закажет дополнительное количество комплексов в спутниковом варианте для поставки Вооруженным силам. Кроме того, этот вариант позволит существенно повысить экспортный потенциал комплекса, поскольку зарубежные заказчики в большинстве случаев хотят иметь спутниковую составляющую связи.
У нас имеются заявки на возможные экспортные поставки. Ведутся переговоры с потенциальными заказчиками комплекса "Орион-Э". При этом наша позиция заключается в том, что мы готовы по требованию заказчика адаптивно предлагать установку как целевых нагрузок, так и средств поражения, а также рассматривать возможности размещения производства комплексов на территории заказчика.
Мы надеемся составить конкуренцию на рынке предложениям других участников. Вся деятельность по продвижению комплекса на экспортный рынок, разумеется, ведется через АО "Рособоронэкспорт".
Насчет увеличенной ПН и дальности полета — пока мы этого не предполагаем в отрыве от появления более мощного двигателя. Когда появится более мощный двигатель, можно будет рассматривать некоторое увеличение взлетной массы и полезной нагрузки. Но это пока перспектива.
— На форуме "Армия-2020" компания "Кронштадт" продемонстрировала концепции новых БЛА "Гелиос-РЛД" и "Гром". В каком состоянии сейчас находятся эти программы?
— Мы в инициативном порядке начали работу по созданию самолета радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) в беспилотном варианте, считая это направление архиактуальным для нашей страны в интересах создания сплошного радиолокационного поля на необходимых направлениях.
Самолеты "Гелиос-РЛД" должны объединяться в сеть, которая взаимодействует в рамках системы ПВО с системой автоматизированного управления, и гармонично комбинироваться с работой пилотируемых самолетов РЛДН типа А-50 или А-100. БЛА будут существенно дешевле, иметь в разы большую продолжительность полета и даже большую высоту полета, а также дальность. Таким образом, будет обеспечена информационная осведомленность и контроль за воздушным пространством.
Сегодня мы находимся на стадии разработки аванпроекта и надеемся на получение контракта от Министерства обороны РФ. Считаем эту разработку крайне актуальной не только для ВКС и ПВО, но и для авиации флота и сухопутных войск.
По-прежнему идет предварительная работа по созданию многоцелевого скоростного БЛА, предназначенного для работы как в самостоятельных операциях, так и в совместных операциях с пилотируемой оперативно-тактической авиацией под условным наименованием "Гром". Также надеемся на то, что Министерству обороны будет интересна эта работа и наши отношения по этому направлению будут формализованы.
— Возможно ли применение научно-технического задела, сформированного компанией "Кронштадт" по военным и гражданским программам, при создании сверхзвукового гражданского самолета?
— К нам обратился НИЦ Жуковского с работой по возможному созданию прототипа-демонстратора сверхзвукового "бизнес-джета" в беспилотном варианте. Мы рассмотрели эту возможность и пришли к выводу, что при необходимом уровне финансирования создание такого демонстратора для решения ряда научных, технических и исследовательских задач реально. Демонстратор сможет ответить на ряд принципиально важных вопросов, связанных с влиянием сверхзвукового коммерческого полета на наземную инфраструктуру городов и населенных пунктов, и позволит спроектировать более грамотно реальный прототип. Это важная научно-техническая задача, мировой тренд, в котором участвуют сейчас и американские, и японские фирмы. В рамках научно-технического консорциума мы готовы предложить наши технологии для создания такого прототипа.
Этот демонстратор должен быть в размерностях, приближенных к реальным, в масштабе, например, один к трем, а не один к сорока, поскольку большинство негативных физических явлений не масштабируется. У нас состоялось совещание по этому поводу с привлечением руководителей институтов, и они попросили использовать наши заделы при решении этой задачи. При необходимом уровне финансирования, в принципе, это возможно. Не только усилиями нашего коллектива, но и целого ряда предприятий эта задача решаема с использованием имеющегося задела.
Но создание реального сверхзвукового "бизнес-джета" потребует создания принципиально другого двигателя, которого на сегодняшний день еще нет. И вот это уже задача Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). На самолете должен быть двигатель изменяемого цикла, специализированный для режима сверхзвукового полета с преобладающими приемлемыми расходными характеристиками и с переменной степенью двухконтурности. А это — отдельная научно-техническая задача, которая тоже должна решаться в рамках государственной программы ОДК в приоритетном порядке. Без такого двигателя создание натурного коммерчески оправданного сверхзвукового самолета проблематично.
Заставить самолет летать на сверхзвуке проблемой не является. Проблемой является создание гражданского коммерчески выгодного самолета. А для этого нужны другие научно-технические решения, связанные прежде всего с силовой установкой и отработкой аэродинамической конфигурации. И все это вместе должно иметь характеристики, не ухудшающие окружающую среду, то есть иметь приемлемые шумовые характеристики, характеристики выбросов и так далее. Вот это главная задача, которая должна быть решена в этом проекте.
Мы говорим только о беспилотном демонстраторе-прототипе, который в летной программе позволит измерять некоторые параметры, на которые нужно будет опираться при создании натурного проекта. Это очень важная промежуточная ступень при создании сверхзвукового "бизнес-джета" или, в будущем, большого сверхзвукового самолета.
— Что вы можете сказать о боевом применении БЛА в Нагорном Карабахе?
— С моей точки зрения, мы действительно имеем успешную демонстрацию такого безнаказанного использования беспилотных технологий в боевых действиях против неподготовленного противника. Я оцениваю это так. С одной стороны, эти технологии действительно позволяют поражать цели без риска для собственных солдат и летчиков. А с другой стороны, тот уровень вооружений, который был у войск Нагорного Карабаха, конечно, не соответствовал современному уровню. И я бы назвал это "блестящей" маркетинговой демонстрацией для повышения рейтинга экспортного потенциала. А против современных "Панцирей" (самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс — прим. ТАСС) эта история бы не прошла.
Но это очень хорошая иллюстрация того тренда, который сегодня превалирует в мире в этом направлении. То есть роботизация средств ведения войны является основным мировым трендом.