25 октября 2021, 05:00
Интервью

Глава IKEA: основная задача — охватить клиентов, рядом с домом которых нет наших магазинов

Йеспер Бродин. Максим Григорьев/ ТАСС
Йеспер Бродин

О том, сколько новых магазинов IKEA появится в России, какие инновации ждут потребителей в рознице и онлайн, и о том, как покупка "зеленой" энергии помогает IKEA экономить на себестоимости товаров, в первом интервью российским СМИ специально для ТАСС рассказал президент и главный исполнительный директор Ingka Group, управляющей магазинами IKEA и торговыми центрами "Мега", Йеспер Бродин.

— Господин Бродин, вы в очередной раз приехали в Россию. Расскажите о цели вашего визита.

— Я приехал в Россию, чтобы в четвертый раз принять участие в пленарной сессии консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Россия — единственная страна среди стран присутствия Ingka Group, где есть подобного рода орган. Здесь не только происходят дискуссии, но и предпринимаются реальные действия, чтобы нам, инвесторам, было проще работать в стране. В этот раз мы будем говорить об устойчивом развитии и о том, как поддержать наши инвестиции в эту сферу.

— Сколько вы собираетесь инвестировать в магазины IKEA и торговые центры "Мега" в 2022 году? На что пойдут эти инвестиции?

— С момента прихода в Россию в 2000 году мы инвестировали 4 млрд евро. В ближайшие несколько лет мы планируем инвестировать 1 млрд евро. Чуть более половины от всего объема инвестиций пойдут на реновацию существующих магазинов IKEA и торговых центров "Мега", а также открытие магазинов IKEA. Остальные инвестиции мы вложим в развитие логистического блока, в диджитал, а также порядка 20% от общего объема инвестиций — в устойчивое развитие.

— Сколько новых магазинов IKEA появится в ближайшее время в России?

— Сейчас наша основная задача — охватить потребителей, рядом с домом которых еще нет магазинов IKEA. Поэтому мы делаем акцент на появление магазинов в центрах городов — чтобы стать ближе для тех, у кого нет машины, а также будем открывать магазины в тех городах, где еще нет IKEA. Сейчас у нас три магазина в черте города в Москве, в ближайшем будущем мы планируем открыть еще один, а также планируем открыть еще два в Санкт-Петербурге — в 2022 году.

Также мы планируем открыть десять магазинов нового формата — так называемые IKEA home service points. Это небольшие магазины по типу шоурумов площадью всего 100–200 кв. м, где можно посмотреть товар, но покупать можно только онлайн

Эти магазины будут открываться в конце текущего года и в следующем. На сроки открытия влияет ситуация с ограничениями из-за пандемии коронавируса, поэтому сейчас я не могу назвать точные даты.

— Сколько клиентов приходят в магазины в России?

— 46,7 млн россиян посетили магазины IKEA в 2020 финансовом году. По миру в магазины IKEA приходит 800 млн клиентов в год, наш сайт посещают 4 млрд человек в год. Посещаемость торговых центров за 2020 финансовый год с учетом месяцев закрытия составила 177 млн человек.

В 2021 году мы видим рост продаж в магазинах IKEA по всему миру на 5,8% по сравнению с 2020 годом.

— Расскажите про развитие диджитал-направления. Будет ли онлайн развиваться быстрее физического ретейла?

— Сегодня мы видим параллельный рост обоих направлений: наши клиенты, пользуясь онлайн-каналом, все равно приходят в магазины, поэтому мы не планируем инвестировать только в развитие онлайн-канала.

Однако если говорить о наших новинках в диджитал в 2022 году, то мы планируем анонсировать 3D-примерку мебели IKEA в интерьерах потребителей с помощью нового цифрового продукта. Покупатели смогут отсканировать интерьер, удалить старую мебель на фото интерьера, подставить на ее место мебель IKEA и увидеть результат в 3D. Позже мы планируем интегрировать этот сервис в мобильное приложение IKEA.

Мы работаем во многих городах мира, но Москва для нас — город номер один в случаях, когда надо протестировать какую-то новинку. Здесь у IKEA большое количество клиентов, их число выросло на 50% за последние два-три года

— А что еще нового смогут увидеть москвичи в 2022 году?

— Ежегодно жители России выбрасывают около 70 млн тонн бытовых отходов, большая часть которых отправляется на полигоны и свалки. Компания Ingka Centres учитывает запрос локальных сообществ и развивает инфраструктуру, которая помогает гостям торговых центров бережно относиться к планете. Сейчас в каждой "Меге" работают станции приема вторсырья, куда посетители приносят различные отходы. Только за прошлый финансовый год в московских "Мегах" было спасено около 300 тонн вторичного сырья от попадания на свалку. В следующем году будут и дальше развиваться принципы раздельного сбора мусора и планируется установка пандоматов (пунктов по приему вторсырья — прим. ТАСС), которые будут подключены к программе лояльности MEGA Friends.

На регулярной основе большинство торговых центров "Мега" предлагают цикличные сервисы: мастерские по ремонту, услуги по новому применению старых вещей, магазины перепродажи, книжные ярмарки. Компания Ingka Centres понимает, как важно вдохновлять людей жить более экологично, поэтому предлагает гостям торговых центров "Мега" участвовать в экомарафонах и экочелленджах, а также посещать художественные выставки и инсталляции из вторсырья, мастер-классы и мероприятия по экологичному и более здоровому образу жизни.

Кроме этого, в 2022 году во всех магазинах IKEA (в России и мире) будет внедрен своего рода магазин в магазине, который будет посвящен образу жизни, основанному на принципах устойчивого развития. В нем будет на первом этапе представлено порядка десяти решений и товаров, которые помогают экономить ресурсы: воду, электричество, материалы

Часто людям кажется, что усилия обычного человека по экономии ресурсов не могут дать существенный результат. Но мы в IKEA хотим показать, что, объединив усилия, тысячи потребителей могут сэкономить существенные объемы ресурсов.

— В продолжение темы устойчивого развития. Вы отметили, что 20% инвестиций будет направлено именно в эту сферу. Каково видение вашего вклада?

— Перед нами стоит задача трансформации образа потребления. Нередко под стремлением к экологичности люди понимают необходимость меньше потреблять. Но порой это невозможно: людям все так же нужно будет есть, спать, во что-то одеваться. Ключ к успеху в том, чтобы пересмотреть, из чего и как мы производим то, чем пользуемся в повседневности. Наша задача в том, чтобы вещи были сделаны так, чтобы наносить наименьший вред природе. Наша группа — IKEA и торговые центры "Мега" — планируют стать углеродно нейтральной компанией к 2030 году. Для этого мы инвестируем в возобновляемые источники энергии, в трансформацию логистической цепочки, в том числе с использованием электротранспорта, а также в лесопереработку, чтобы древесина для наших товаров поставлялась из ответственных источников — экологичных и устойчивых.

Кроме того, устойчивость российского подразделения IKEA обеспечивается тем, что более 50% товаров производится в стране, и частично они даже идут на экспорт. В будущем мы хотели бы увеличить объем закупок у российских поставщиков

— А какие конкретные изменения в области устойчивого развития увидят потребители в России?

— IKEA уже сегодня идет по пути минимизации потерь при производстве и использовании переработанных материалов. Мы стремимся делать товары, которые максимально предназначены для переработки. На сегодняшний день мы принимаем старую мебель у потребителей, и 10% готовой мебели IKEA делается из переработанного сырья. Мы планируем, что к 2030 году вся производимая нами мебель и товары для дома будут сделаны из возобновляемого или переработанного материала.

Другие арендаторы также поддерживают различные экоинициативы, донося до сотрудников важность "зеленых" принципов развития и включаясь в мероприятия и проекты "Меги". Например, в ноябре 2020 года прошла глобальная маркетинговая кампания "Продлите жизнь любимым вещам", приуроченная к "Черной пятнице". В рамках кампании в 14 российских "Мегах" совместно с более чем 500 партнерами были реализованы инициативы и проведены мероприятия в области устойчивого развития, в ходе которых 5 млн человек узнали об альтернативном и экологичном подходе к проведению "Черной пятницы". В этом году компания Ingka Centres планирует вновь провести данную кампанию с фокусом на цикличные сервисы и запускает сервис для арендаторов "Меняемся вместе". Он позволит партнерам рассказать в социальных сетях и на веб-сайте о своих экологичных товарах и инициативах, что поможет покупателям совершать более осознанный выбор.

Кроме того, планируется увеличение количества зарядных станций для электромобилей на парковках торговых центров "Мега", что позволит гостям снизить углеродный след при посещении пространств для встреч.

— Ранее Ingka Investment приобрела долю в компании, производящей электроэнергию от солнечных батарей. Это приведет к удорожанию продукции?

— Нет, как раз наоборот! Благодаря этой сделке все магазины IKEA и три торговых центра "Мега" в России полностью обеспечены "зеленой" энергией.

Для нас инвестиции в "зеленую" энергетику — это не столько благая идея, сколько выгода. В будущем дорогим будет не только природное сырье, но и природное топливо.

Когда мы опросили по всему миру 30 тыс. наших клиентов, то выяснилось, что 70% респондентов выражают обеспокоенность вопросами изменения климата и только 6% видят возможности для изменений к лучшему, однако лишь 3% готовы платить за то, чтобы влиять на изменения.

Таким образом, наш потребитель хочет снижать влияние на климат, однако не может выделить на это дополнительные средства. IKEA берет на себя эту задачу, и, используя переработанные материалы, мы будем иметь возможность снизить цену конечного продукта.

Недавно появилась информация о возможном дефиците продукции IKEA во всем мире на период до августа 2022 года из-за перебоев в цепочках поставок. Прокомментируйте, с чем это связано и как это отразится на российских потребителях?

— В ситуации с отладкой процессов на фоне коронавирусных ограничений мы думаем, что нам потребуется порядка 12 месяцев на то, чтобы нивелировать небольшие перебои с поставками на глобальном рынке. Но, к счастью, IKEA производит много товаров для российского рынка в России. Поэтому я считаю, что потребители в России не столкнутся с ощутимым дефицитом товаров IKEA в 2021–2022 годах.