Борис Титов: в Москве и регионах нужно срочно возобновить работу штабов по защите бизнеса
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов рассказал в интервью ТАСС, почему QR-коды — не самый плохой вариант для бизнеса в условиях новой волны пандемии, какие ограничительные меры в столице избыточны и кто из крупного бизнеса обратился за господдержкой, пока доступной только малым и средним компаниям.
— Борис Юрьевич, мы подошли к очередной за полтора года острой фазе пандемии коронавируса. Президент страны объявил режим нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября, также свои ограничения самостоятельно вводят власти регионов. Где-то продолжает работать система QR-кодов, где-то — комендантские часы, где-то приостановка деятельности отдельных отраслей. В каких регионах с учетом новой волны сложилась наиболее непростая ситуация для бизнеса?
— Две столицы — Москва и Санкт-Петербург — идут в этом плане впереди, поскольку показывают наибольшую заболеваемость коронавирусом среди населения (свыше 1,8 млн и более 701 тыс. выявленных случаев соответственно, по данным сайта стопкоронавирус.рф на 29 ноября — прим. ТАСС). Далее Калининградская область, где не только приостановлена работа отдельных видов бизнеса, но и сокращено движение общественного транспорта в приморские города (более 63,8 тыс. выявленных случаев заболевания). Локальный локдаун в Хакасии (более 43,3 тыс. выявленных случаев) — там закрытие по секторам экономики, за некоторыми исключениями, также не работает общественный транспорт в трех городах, введен комендантский час с 22:00 до 06:00 ежедневно.
Ваш браузер не поддерживает видео
— То есть QR-коды, против которых еще недавно выступал бизнес, теперь стали наиболее приемлемым вариантом?
— Система QR-кодов впервые вводилась в Москве для предприятий общественного питания с 28 июня по 19 июля. Это привело к падению выручки этих заведений на 80%. Но тогда доля вакцинированных была меньше, сейчас она значительно выросла. И не только в столице. Мы общаемся с владельцами и менеджерами гостиниц по всей стране, и они говорят, что до 95% посетителей приезжают к ним с QR-кодами. Получается, что плохая ситуация для бизнеса там, где приостановлена работа полностью. Средняя — где работа продолжается по QR-кодам. А хорошая — где все работает, пусть и с некоторыми ограничениями, например, по заполняемости залов. Спустя полтора года жизни в условиях пандемии наши предприниматели уже по-другому оценивают ограничения, вырабатывают меры, которые позволяют им противостоять.
— Возвращаясь к Москве. Вы планируете встречу с мэром столицы для обсуждения того, как изменить ограничения?
— Я не думаю, что нужна какая-то специальная встреча. У нас в постоянном диалоге с властью работает институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве Татьяны Минеевой. Сейчас она занимается, в частности, тем, чтобы представить информацию о тех мерах поддержки, которые необходимы. Московский бизнес очень ждет, что правительство города предложит пакет мер поддержки бизнеса в дополнение к федеральным и уже действующим. И, конечно, скорректирует жесткие ограничения, касающиеся сфер, которые работали в прошлый локдаун, — их работа крайне необходима.
— Например?
— Под запрет почему-то попали шиномонтажные мастерские и автосервисы, несмотря на то, что все работы там выполняются на улице либо в просторных боксах. К тому же подходит время переобувать летнюю резину на зимнюю, а это критично для безопасности дорожного движения. Кроме того, на период нерабочих дней в городе — с 28 октября по 7 ноября — закрыты алкомаркеты, ассортимент которых на 70% состоит из алкогольной продукции. При этом другие розничные магазины, где легко можно приобрести алкоголь, продолжают работать. Во время первой волны никто эти виды деятельности не трогал, а сейчас почему-то закрыли. Эти ограничения, по нашему мнению, следует отменить.
— А как можно усилить координацию бизнеса и власти по таким вопросам?
— В первую волну власти многих субъектов, в том числе Москвы, создавали штабы по защите бизнеса. С улучшением ситуации по ковиду многие из них были упразднены. Мы сейчас просим срочно вернуться к этому инструменту по всей стране, поскольку это действенный механизм координации усилий. Также в конце прошлой недели мы создали рабочую группу, состоящую из региональных бизнес-омбудсменов, которая выработает некий стандарт о том, какие ограничительные меры объективно работают лучше и какие нельзя дублировать. Будем предлагать стандарт и правительству РФ, и губернаторам в виде методического пособия. Также рабочая группа разработает список мер поддержки, которые, как мы считаем, должны вводиться единовременно с принятием ограничительных мер.
— Когда будут готовы эти предложения?
— Мы дали время на подготовку до 2 ноября.
Ваш браузер не поддерживает видео
— Правительство РФ для поддержки пострадавших отраслей на днях возобновило кредитование под 3% годовых, а также ввело единовременные выплаты в объеме одного МРОТ на одного занятого. Есть ли уже понимание, чем можно расширить федеральный пакет помощи?
— Конечно, бизнес хотел бы иметь максимальное количество поддержки, но мы все-таки понимаем, что нужно реально оценивать ситуацию и подготовить список только самых необходимых мер. Самое простое, что не приведет к дополнительным расходам бюджета, — это дать налоговые отсрочки. По налогам на имущество, на землю — освободить бизнес от платежей по крайней мере за четвертый квартал 2021 года, перенеся их на 2022 год.
— Должно ли расширяться число пострадавших отраслей, которые могут претендовать на господдержку?
— Оно уже чуть-чуть расширяется. Но мы по-прежнему считаем, что принцип признания отраслей пострадавшими должен быть другой: не по коду ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности — прим. ТАСС), а исходя из реальных потерь выручки.
— Какие могут быть потери? Подсчитывали?
— Подсчитать это очень сложно, потому что слишком много видов бизнеса и много различных ограничений. Кто-то попадает под одни, кто-то — под другие, в зависимости от региона. По предварительным прогнозам, все тот же общепит может потерять около 30–40% выручки за неделю простоя от обычного месячного оборота. При этом федеральные меры поддержки предусмотрены только для тех заведений общепита, которые относятся к сегменту малого и среднего предпринимательства (МСП). Эти рестораны, кафе, бары — очень важная часть рынка. Но есть еще и сетевые компании с оборотом более 2 млрд рублей, которые не входят в реестр МСП. Это, в частности, "Теремок", "Росинтер", "Му-Му", "Шоколадница" и другие. Они вообще не попали ни под какие меры поддержки.
— Они обращались к вам?
— Да, они обратились ко мне. Просят содействовать в том, чтобы и их охватила господдержка. Сетуют, что оказались в таком несправедливом положении, хотя потери у них могут быть даже выше, чем у малых предприятий. На такие вещи мы обращаем внимание, информируем правительство и президента.
— Готов ли бизнес к тому, что нерабочие дни и другие ограничения будут продлены? Потому что уже есть первые звоночки. Например, в Татарстане объявили, что запрет на торговлю и работу общепита в ночное время вводится не до 7 ноября, а до улучшения эпидемиологической ситуации.
— Бизнес, по-моему, уже ко всему готов, ко всем негативным новостям. Все понимают, что если цифры ползут вверх, как сегодня, то хорошего ждать нечего. Другой вопрос, что бизнес хочет видеть разумность, справедливость при введении ограничительных мер. Если власти примут слишком жесткие меры, то это будет означать очень тяжелую ситуацию не только для бизнеса, но и для страны. Ведь бизнес создает рабочие места, платит зарплаты и налоги. Если волна затянется на несколько месяцев, то это будет серьезный удар по предпринимательству.
— Какие-то компании уже заявили, что у них есть риск банкротства?
— Пока на этой волне коронавируса таких меньшинство. Я не думаю, что из-за одной нерабочей недели какое-то значительное количество компаний остановит бизнес.
Ваш браузер не поддерживает видео
— К вопросу вакцинации. Звучали в бизнес-сообществе предложения о тотальной вакцинации и что она поможет избежать ограничений, локдаунов. Как вы это оцениваете?
— Конечно, люди имеют право выбирать для себя путь: вакцинироваться или не вакцинироваться. Хотя мне, конечно, трудно понять логику невакцинирующихся людей. Тем не менее право есть право, у нас демократическое государство. Но для того, чтобы не распространялась эпидемия, вводятся специальные нормы. И эти нормы, на мой взгляд, могут включать обязательное вакцинирование для людей, которые находятся в контакте с другими. Это может быть требование работодателя. Кстати, многие так и поступают. Например, в общепите не допускают сотрудников, которые отказываются вакцинироваться, до работы в общем зале, чтобы не было угрозы заражения людей. Такого рода стимулами надо увеличивать количество вакцинированных.
Что касается QR-кодов, то я — за. Если я иду в ресторан и огромное количество людей сидит рядом со мной, я хочу, чтобы у меня была защита. Мне кажется, здесь и морально-этически это тоже обосновано
— Насколько я помню, вы прививались в декабре 2020 года. То есть подходит срок ревакцинации.
— 26 октября уже поставил "Спутник Лайт".
— Побочки были?
— Вообще никаких. Красивый сертификат выдали.
— QR-код уже пришел?
— Сразу же.
Ваш браузер не поддерживает видео
— Как вы сейчас оцениваете долю привитых сотрудников в бизнесе, может, по отдельным отраслям?
— Это очень разные цифры в зависимости от видов бизнеса. В общепите, если в среднем брать, то за 80%. Могу сказать, что и в гостиницах практически все сотрудники вакцинированы. И так по ряду отраслей. Кстати, еще один вопрос, который мы будем ставить перед государством, — у нас большое количество мигрантов, которые остались в стране работать, но не могут вакцинироваться. У них нет регистрации, и поэтому им не дают QR-коды. То есть работать они могут, но никуда ходить не могут.
Кроме того, есть люди, которые едут к нам в страну работать, но они вакцинированы иностранными вакцинами, а мы не признаем иностранные вакцины. Поэтому будем в очередной раз обращаться в правительство. Мы должны признать иностранные вакцины для своих граждан и для тех иностранцев, которые работают в России
— Все региональные омбудсмены разделяют вашу позицию по этим вопросам?
— Все мы люди, поэтому у каждого может быть своя позиция, не со всеми мы согласны. У нас, например, продолжаются давние конфликты в Томской области — по-прежнему не можем работать с местным омбудсменом, назначенным губернатором. Глава региона продолжает настаивать на том, чтобы он остался, хотя бизнес-сообщество было против. Вообще разногласия в большинстве своем мы расцениваем как нормальный рабочий процесс, который приводит к лучшему решению по тем или иным вопросам.
— Что касается проверок бизнеса и наложенных штрафов. Их число увеличивается на фоне новых коронавирусных ограничений?
— В 2020 году резко уменьшилось количество проверок — их было проведено 534 тыс. А с начала 2021-го начался подъем. За первое полугодие прошло 493 тыс. проверок. Но сейчас ситуация стабилизировалась. Значит, мы вовремя об этом начали говорить. Я и президенту в ходе представления доклада сказал, что надо не допустить новой волны проверок. По всей видимости, были даны соответствующие поручения. К тому же все больше и больше проверки носят предупредительный, а не санкционный характер. Сегодня мы активно участвуем в разработке нового КоАП, это уже третий вариант кодекса, который предлагается для рассмотрения. Можно сказать, 90% того, что было предложено бизнес-сообществом, все-таки нашло свое отражение в этом варианте. И после устранения отдельных шероховатостей, я думаю, можно его принимать и отправлять в Госдуму.
— О каких шероховатостях вы говорите?
— Мы не согласны по некоторым размерам штрафов, в частности за выявленные нарушения норм весогабаритного контроля на дорогах страны. При превышении весовых параметров более чем на 50% штраф составляет 400 тыс. рублей. В действующих нормах, конечно, больше — 500 тыс. рублей. Но мы настаиваем на том, чтобы уменьшали еще. И мы считаем, что по некоторым другим видам нарушений мы не добились того, чего хотели, — по-прежнему высокие штрафы.
— И в завершение: как вы считаете, российский бизнес лучше преодолевает последствия пандемии, чем в других странах?
— Каждая волна — это отдельная история. Мы легко прошли вторую и третью, потому что не объявляли локдауны, как в Европе. Благодаря этому российский бизнес во многом "задышал" и не получил такого удара, как в других странах. Сегодня мы адаптируемся, используем новые инструменты — те же QR-коды, о масштабном применении которых никто два года назад и не думал. Я уверен: выплывем и из очередной волны. Хочется верить, что с минимальным ущербом.
Юлия Ермилова, Наиль Шахвалиев