16 ноября 2021, 05:00
Интервью

Сергей Галанин: вся наша жизнь — это работа над собой

Сергей Галанин. Антон Новодережкин/ ТАСС
Сергей Галанин

Основатель группы "СерьГа" — о треках "А что нам надо" и "Страна чудес", смыслах, рэперах и о своем юбилее

Основатель группы "СерьГа", автор культовых для поклонников отечественного рока песен "А что нам надо", "Страна чудес", "Дорога в ночь" Сергей Галанин скромно говорит о себе: "Я просто музыкант, который нашел свою дорогу". Он может выступать в 20-градусный мороз, написать четыре альбома за год и даже готов сделать дуэт с рэперами. Главное — чтобы был смысл, подчеркивает он. О смыслах, личном девизе, новых работах и 60-летии, которое он отмечает 16 ноября, музыкант рассказал в интервью ТАСС.

— Сергей Юрьевич, у вас нестандартный путь на сцену — из инженеров "Метростроя".

— Я бы не сказал, что он нестандартный: среди музыкантов практически все инженеры. В рок-музыке так точно. (Смеется.)

— В описании вашего аккаунта в Instagram сказано, что вы любите свою "рок-н-ролл-неработу". В какой момент вы поняли, что музыка — это ваше?

— Сложный вопрос. Иногда кажется, что я думал об этом еще подростком, когда играл в школьном ансамбле. Но вообще я не загадывал. Думал, что это будет приятным времяпрепровождением, хобби. С концертами было негусто во времена "Редкой птицы" и "Гулливера" — моих начальных групп. А вот когда началась "Бригада С", я понял: это мое, окончательно и бесповоротно.

— За столько лет концертов и гастролей наверняка накопилось много примечательных случаев. Какое выступление вам больше всего запомнилось?

— Много разных воспоминаний, ведь у "Бригады С" была очень интересная фестивальная жизнь, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Недавно, на юбилее Стаса Намина, я вспомнил, как у нас были совместные концерты с группой "Наутилус Помпилиус" в "Олимпийском": они играют первыми — мы закрываем, а на следующий день наоборот. И так на протяжении недели. В один из концертов к нам на сцену вышел Стас Намин с Фрэнком Заппой. То есть Фрэнк Заппа пришел на концерт, посмотрел наше выступление, потом мы еще немного пообщались в гримерке. Он был своеобразным в музыкальном плане: как говорится, гнул свою линию, не подстраивался. Это было интересно, самобытно. Вот такое воспоминание.

— А в каких самых необычных обстоятельствах вам приходилось выступать?

— Например, в минус 20 градусов. Необычное обстоятельство? (Смеется.)

— Что заставило?

— Зима, Новый год, гуляла какая-то компания, корпоративный вечер. Решили все это проводить на улице, поставили горелки, обогреватели. Все они были в шубах, и мы вышли в тулупчиках. Было, конечно, экстремально. Понятно, что так делать не надо: это вредно и для инструментов, гитаристам было, конечно, сложно. Но мы отыграли положенное. Работа — выбирать порой не приходится.

Знаю, что многие наши коллеги не играют на таких корпоративах, и я прекрасно понимаю почему. Но у нас есть песни, которые подходят под это дело. И потом, это же мои песни. Так что мы не отказываемся. Помните, как в "Старшем сыне" Вампилова: "Где еще быть музыканту, если не на танцах и похоронах?" (Смеется.) Замечательная фраза!

— По поводу ваших песен. Самые популярные по версии стриминговых сервисов — "А что нам надо" и "Страна чудес", в обеих упоминание войны.

— "А что нам надо" была написана до чеченских событий.

— То есть пророческая?

— В чистом виде она была не о войне, а про мои терзания с самим собой. Реальные войны, к счастью, заканчиваются, а битва внутри себя ежедневная.

Это как спел Юра Шевчук: "Предчувствие гражданской войны". Бывает ситуация, когда сгущаются краски и ты начинаешь ощущать нутром: тревожно, тревожно. Сейчас же тоже тревожное время: все мы понимаем, что ничего не понимаем. Моя позиция такая: делай что должен, и будь что будет

— Как относитесь к творческим, стилистическим экспериментам? Например, согласились бы на коллаборацию с "кальянными" рэперами?

— Если есть о чем петь, есть слова, то почему бы и нет? Я отдаю себе отчет в том, что это может быть интересно. Но был бы смысл. Именно смысл. Ведь так бывает часто: могут что-то предложить, еще и денег посулить. Были такие моменты, и я отказывался. Недодавили. Может, если бы увеличили сумму, то я бы поддался. (Смеется.) Слава богу, что сия чаша меня миновала.

Но если ребята нормальные, с открытым взглядом на жизнь, то почему бы и нет? Но это большая редкость сегодня. Слишком велико желание заработать и нет достойного поэтического дара. Иногда "стреляет" такая пошлятина, такая ерунда! И ничего, деньги идут.

— Это же шоу-бизнес, а не творчество.

— Сейчас дам такого обиженного старичка и скажу, что раньше даже бизнес заботился о своем лице, у него была своя позиция, совесть, в конце концов. Стремились быть чистыми перед будущим и собой. А сейчас ориентиры сбиты и во главе угла золото. "Золото манит нас", как пел Ободзинский в фильме "Золото Маккенны". Но золото, как всегда, обманет нас. Не надо на него ориентироваться. Надо добросовестно все делать, а дальше — бог не Тимошка, видит немножко. Все тебя найдет.

— Мы говорим накануне вашего юбилея. Как вообще относитесь к круглым датам?

— Душа молодая. А так, понятно, люди стареют… Мой папа ушел из жизни в 58 лет, кто-то из любимых нами артистов и певцов и того меньше прожил. Поэтому спасибо богу за все. Богу и родителям.

Стандартный мой ответ: пока Мик Джаггер на сцене (а ему почти 80 лет), чего нам говорить о возрасте?

— Кто еще, помимо Джаггера, в числе ваших кумиров? На кого ориентировались в начале карьеры?

— The Rolling Stones были одними из них. Так же, как и Пол, Джон, Ринго и Джордж. Я никогда не фанател от Элвиса, стандартного рок-н-ролла. The Beatles переварили его творчество и выдали что-то свое. Мне было интересно именно то, что они сделали. Дальше пошла интересная рок-музыка: Deep Purple, Оззи, Led Zeppelin, Queen. Что-то попроще: группа Sweet, Creedence… На наших я вначале не обращал внимания, но потом стали появляться достойные пластинки у "Веселых ребят", "Цветов", "Синей птицы". Но я понимал, что буду делать по-другому. Сейчас могу эти песни спеть в доброй компании. Но свои песни другие. Потом была "Машина времени", "Високосное лето", "Аракс". На их концерты мы ходили, и было ощущение, что это то, что и мне хотелось делать. У них все было круто и здорово, что потом и у нас получилось. (Смеется.)

— Возвращаясь к юбилею. Как планируете отмечать?

— Сейчас не понимаешь, как быть, у людей есть опасения. Сам день 16 ноября, скорее всего, будет связан со встречами, я где-то должен быть на телевидении. Думаю, что 60 — это никакой не юбилей. Вот полтинник был юбилеем. А 60 — это хорошая дата. Каких-то особых семейных традиций празднования у нас нет. Если сможем, то соберемся вместе на днях.

— С новым альбомом подгадывали к празднику?

— В этом году у меня даже две пластинки. Сольный альбом под названием "Любовь, алкоголь и весна. Часть 1. Дуэты" уже вышел. Другой альбом — "Своим чередом" группы "СерьГа" — на подходе, релиз 19 ноября. Его можно было назвать "Война", но я не стал этого делать. Хочется, чтобы во всей истории, которая навязывается планете сильными мира сего, мы остались на своих корневых, традиционных позициях, чтобы все шло своим чередом. На этой пластинке разговор о Великой Отечественной войне.

В следующем году выйдет вторая часть "Любовь, алкоголь и весна", уже без дуэтов. Там появился ВИА "Борщевик" — это мои товарищи из группы Гарика Сукачева плюс басист группы "СерьГа" Сергей Крынский. По возможности будем выступать и таким составом. Там интересный звук: аккордеоны, скрипки, флейты, саксофоны.

И еще в 2022 году будет альбом группы "СерьГа" "Батарейки сели", о котором я уже много раз говорил, что даже неудобно. Он уже скомпонован и должен был выйти сейчас, но написались новые песни.

В общем, работа на студии идет активно, потому что с концертной деятельностью у всех нас пока немножко не задалось. Понимаете почему. Мы все в одной лодке, поэтому я не хочу пускать сопли по этому поводу

— По той же причине — на фоне ковидных ограничений — поклонников волнует, в силе ли юбилейные концерты с группой "СерьГа"?

— Это такой маркетинговый ход — назвать концерты юбилейными. (Смеется.) Я люблю встречаться с людьми на концертах, это главная составляющая моей музыкальной жизни.

25 ноября будем в БКЗ "Юбилейный" в Санкт-Петербурге, 2 декабря — в "Крокусе" в Москве. Мы появляемся в "Крокусе" с сольными концертами раз в десять лет.

— Будут приглашенные участники?

— В Петербурге обязательно будет некоторое количество песен с оркестром, потому что нас связывает давняя дружба с Леонидом Бутинским и оркестром "Глобалис". А в "Крокусе" будут гости, есть договоренность — и за это я очень благодарен своим друзьям — с Женей Маргулисом, Гариком Сукачевым, Иваном Охлобыстиным. Возможно, Саша Маршал. Плюс наш ВИА "Борщевик".

— А в регионах что-то планируете?

— Как сейчас что-то планировать? Я очень переживаю за индустрию и людей, которые занимаются концертной деятельностью в регионах, приглашают нас и другие замечательные команды, ведь они за эти два года попали под коронавирусный обстрел. Вкладываются немалые деньги в рекламу, афиши, а потом — раз! — отмена, в лучшем случае — перенос.

Вообще, ездить по нашей родине, смотреть, как красиво в наших городах, — для меня большое удовольствие.

— Хочу спросить вас о дружбе. На своей творческой встрече вы почти десять минут хвалили новую работу Гарика Сукачева. Очевидно, у вас были разные периоды. Например, когда вы уходили, возвращались, снова уходили из "Бригады С". Как удалось сохранить приятельские отношения? Мудрость, гибкость?

— Все вместе. Во-первых, это уважение к нему и как к музыканту, и как к человеку, с которым мы сделали сногсшибательную историю "Бригады С". Гарик сам говорит: "Может, если б мы не слиплись, то ничего из нас обоих и не вышло". Очень может быть, что он прав. Как говорится, из песни слов не выкинешь, и бывали всякие моменты, но мы все это пережили, и сейчас общаться очень легко, интересно. Я до сих пор принимаю участие в гариковских концертах, турах.

— Как считаете, умение дружить — это талант?

— Это не то чтобы талант, но это работа в человеческом смысле. И семейная жизнь — такая же работа. Вся наша жизнь, разные ситуации — это всегда работа над собой. Все, что происходит, и хорошее, и плохое — все твое. Ежедневная борьба со своими дуростями, страстями, которых много в человеческой природе. Поэтому это труд.

— Сергей Юрьевич, финализирующий философский вопрос. Если бы вам надо было выбрать песню в качестве своего девиза, гимна, то какую вы назвали бы? Можно свою или другого автора.

— Из своих — "Детское сердце", ее часто выносим на афиши. Есть еще "Чистоты не бывает много" — я все чаще это произношу. Это к тому же разговору о работе над собой. Боюсь, что наступают какие-то тревожные времена. Раньше святые старцы о таком говорили, что это "последние времена". Такое ощущение, что прогресс испытывает нас на прочность, сможем ли мы с самим собой справиться, с золотым тельцом, который в большинстве из нас. И мы не всегда выдерживаем эту проверку. Технически все круто, а духовно — все мельче и мельче.

Из других я часто повторяю: "Делай свое дело". Это наш любимый Алексей Романов. Делать свое дело — это большой труд. Если ты делаешь свое дело, то никому не мешаешь, а, наоборот, приумножаешь настоящее, правильное, доброе.

Беседовала Анастасия Силкина