3 декабря 2021, 09:00
Интервью
Пандемия COVID-19

Омбудсмен Кубани: система QR-кодов не ограничит, а даст возможность работать бизнесу

Игорь Якимчик. Аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в Краснодарском крае
Игорь Якимчик
Игорь Якимчик рассказал в интервью ТАСС о том, как предприниматели в регионе относятся к законопроекту о QR-кодах, почему растет цена на жилье на курортах и благодаря чему курортная отрасль оказалась наиболее устойчивой к последствиям ограничений

Краснодарский край одним из первых среди субъектов РФ ввел региональные меры поддержки бизнеса во время пандемии, которые действуют по настоящее время. В том числе благодаря этому в крае удалось не только сохранить благоприятную инвестиционную среду, но и увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства. О том, как предприниматели в регионе относятся к законопроекту о QR-кодах в России, почему растет цена на жилье на курортах и благодаря чему курортная отрасль оказалась наиболее устойчивой к последствиям ограничений, в интервью ТАСС рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик.

— Игорь Иванович, Краснодарский край в 2020 году стал одним из первых субъектов в стране, где ввели региональные меры поддержки бизнеса при пандемии. Как зарекомендовали себя эти меры, какие сейчас продолжают действовать? Каково текущее состояние малого и среднего бизнеса?

— Бизнес региона уже, можно сказать, понемногу возвращается к допандемийным показателям. Предпринимательское сообщество в регионе достигло роста, пусть пока он и незначительный, и начинает динамично развиваться. По крайней мере, мы видим, что предприниматели не столько паникуют и переживают из-за ограничений, сколько перестраивают формат работы с учетом социальной ответственности: устанавливают санитайзеры, закупают маски, валидаторы для проверки QR-кодов.

Что касается мер поддержки, которые мы предложили ввести одними из первых в стране, когда пандемия только началась, то на них в целом было направлено свыше 30 млрд рублей. Сейчас действуют общероссийские меры господдержки: льготные кредиты под 3%, компенсации дополнительных нерабочих дней в ноябре в размере МРОТ работникам наиболее пострадавших отраслей.

Если взять статистику текущего года, то в крае работают свыше 270 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. С учетом постоянно занятого в бизнесе населения и привлекаемых сотрудников они обеспечивают рабочими местами порядка 900 тыс. человек. Для сравнения: в доковидный период 2019 года количество субъектов МСП составляло 278 тыс. Наибольшую долю сейчас в объеме субъектов МСП занимают микропредприятия — порядка 260 тыс. единиц, средних предприятий в крае — свыше 7 тыс. По градации субъектов бизнеса мы находимся на четвертом месте: впереди — Москва, Московская область и Санкт-Петербург.

Следует отметить и то, как меняются ориентиры бизнеса, например, в сельском хозяйстве: сейчас аграриев интересует уже не просто выращивание сельхозпродукции, а наличие добавленной стоимости, то есть возможность реализации продуктов переработки. Сегодня в крае становится выгодно не просто выращивать пшеницу и производить муку, а создавать перерабатывающие предприятия. У нас в ближайшее время, как пример, появится предприятие по производству макаронных изделий. Раньше на Кубань макароны завозили из Турции, других субъектов в РФ, и вот мы пришли к тому, что у нас появляются собственные производства перерабатывающего типа.

— Снизился ли коэффициент давления на бизнес в крае?

— Огромным подспорьем для бизнеса являются и послабления в части проверочной деятельности. В самом начале пандемийного периода на федеральном уровне был инициирован вопрос о прекращении проверок, и президент России Владимир Владимирович Путин поддержал эту инициативу, до конца 2022 года плановые надзорные и контрольные мероприятия проводиться не будут.

Остаются внеплановые, которые осуществляются, в случае если существует потенциальная угроза жизни и здоровью, окружающей среде. Касаемо Краснодарского края, за последние три года в целом проведение плановых проверок уменьшилось в три-четыре раза. Все это облегчает жизнь предпринимательского сообщества в нашем регионе.

— Правительство РФ внесло в Госдуму проекты поправок об использовании на транспорте и в общественных местах QR-кодов о прививке от коронавируса. Каково мнение кубанских предпринимателей по этому поводу, ведь такая система в какой-то степени ограничит и их работу?

— Вспоминая прошлогодний локдаун, на сегодняшний день бизнес-сообщество в Краснодарском крае понимает, насколько важна вакцинация. Достижение коллективного иммунитета позволит в будущем вводить послабления ограничительных мер. Система QR-кодов, в отличие от локдауна, будет способствовать нормализации в первую очередь работы сферы услуг. Бизнес осознает, что QR-коды — это не ограничения, а необходимость. В один день невозможно привить всех. Подход антиваксеров же мешает бизнесу нормально жить в современных условиях.

— Туристический бизнес в Краснодарском крае был признан одним из самых пострадавших в условиях пандемии по итогам прошлого года. Восстановилась ли отрасль в этом году?

— Доля курортного комплекса не так уж велика в экономике края, но эта отрасль является ее локомотивом. По моему мнению, называть туристическую отрасль одной из самых пострадавших при пандемии можно было только в период до 15 июня 2020 года, когда действительно действовал локдаун. Я бы назвал курортную отрасль одной из самых устойчивых в Краснодарском крае: сегодня отельеры зарабатывают в разы больше, если сравнивать с 2019 годом. И на сегодняшний день многие наши курортные комплексы работают круглогодично.

— А небывалый рост цен на отдых в регионе в этом году — это отголоски прошлогоднего локдауна и попытка покрыть убытки? Чем руководствуется бизнес?

— Мы всегда хотим оптимизировать свои затраты, но предпринимателей тоже надо понять. Необоснованным этот рост цен называть сложно, есть законы рынка, при которых спрос определяет предложение. Всплеск произошел из-за того, что не едут сейчас российские туристы отдыхать за рубеж: они понимают, что если пересекут границу, заразятся коронавирусом, то бесплатно никто их там лечить не будет. В этой части мы говорим о сегменте гостей, имеющих возможность позволить себе отдых премиум-класса, которые привыкли ездить на зарубежные курорты.

Этим и был вызван рост цен, преимущественно он произошел на объектах категорий четыре-пять звезд. А спрос, превышающий предложение, произошел на фоне недостатка в регионе объектов туриндустрии премиум-сегмента. Сбалансировать цену здесь позволит конкуренция. В регионе поддерживают строительство объектов такого сегмента. Также в крае ждут принятия инициативы о легализации гостевых домов.

— В Краснодарском крае всегда стабильно высоким был объем инвестиций в экономику региона. Каково состояние инвестиционного климата края после пережитого в 2020 году локдауна и ограничений на проведение крупных форумов?

— Понять, каков сегодня инвестиционный климат в регионе, можно, просто глядя на то, как активно переезжают сюда люди на постоянное место жительства. И в Краснодарский край люди из других субъектов России переезжают не только для того, чтобы быть потребителями. Большинство из них видит здесь для себя точки роста: организовывают бизнес, участвуя в экономике края. Если бюджет в прошлом году составлял около 300 млрд рублей, то в 2021-м ожидания по итогам года достигают порядка 350 млрд рублей. Такая динамика складывается в том числе из новых вливаний.

Но высокая доля миграции должна стимулировать федеральные власти смотреть как можно дальше вперед. Для примера обратимся к истории современного Сочи: когда строились олимпийские объекты, здесь оборудовали большое количество развязок, тоннелей, дорог, но эффект комфорта с точки зрения логистики ощущался где-то до 2018 года. Причина тому — быстрый рост населения: до зимних Олимпийских игр 2014 года в Большом Сочи проживали порядка 380 тыс. человек, сегодня — минимум 800 тыс. постоянно проживающих плюс гости и те, кто приезжает сюда "пережить" пандемию за счет возможности работать удаленно.

Также и в масштабах региона. В Краснодарском крае есть стратегия развития до 2030 года, в соответствии с которой перед каждым муниципальным образованием определена и поставлена своя задача. По прогнозу, бюджет Краснодарского края к 2030 году должен превышать уже 600 млрд рублей: задача серьезная, но вполне выполнимая. Стратегией закреплено, в каком муниципальном образовании какие территории и производства экономически целесообразно создавать, где будут появляться новые школы и поликлиники. Для создания здоровой конкуренции нужно произвести зонирование на перспективу: люди едут, необходимо создавать и комфорт для их проживания, и новые рабочие места.

Мы наблюдаем, как эта работа уже ведется на побережье, где разрабатывают новые генпланы. В случае с новыми генпланами могу успокоить людей: никто ни у кого ничего забирать не собирается. На самом деле люди, имеющие имущество в зонах, которые будут закреплены генпланами, не теряют его, а капитализируют. Придет инвестор — предложит компенсацию согласно рыночным условиям.

— А как на новую градостроительную политику Краснодарского края реагирует бизнес? Эксперты уже прогнозируют рост цен на жилье в регионе.

— При инвестпланировании территорий, которые будут определены генпланами, и грамотном вложении средств Краснодарский край станет современным субъектом. Он будет подвержен активному инвестированию в область строительства со стороны субъектов РФ. Полагаем, что ряд территорий в крае будут иметь дорогую недвижимость, корректировка цен будет.

Сегодня город Сочи — один из самых дорогих городов России по стоимости квадратного метра жилья — 220 тыс. рублей за квадратный метр. Здесь уже действует мораторий на строительство жилья. Но, пока не будут утверждены новые генпланы, мы не будем успевать контролировать темпы и законность застройки территорий, которые могли бы попадать под развитие. С присвоением статуса федеральной территории в Сириусе квадратный метр жилья в панельном доме стоит 500 тыс. рублей.

Сириусу повезло иметь статус федеральной территории, а Краснодарскому краю повезло в том, что Сириус находится у нас. Можно считать, что эта территория закладывалась еще в период подготовки к Олимпийским играм, именно тогда была сформирована транспортная логистика. И сейчас эта территория имеет огромные перспективы: здесь будут развиваться ускоренными темпами наука, культура, искусство и бизнес, будет создана свободная экономическая зона. Для Краснодарского края это будет обозначать взаимное усиление позиций.

Говоря же обо всем регионе, далее все строительство должно происходить в рамках грамотных градостроительных решений. В градостроительной политике края сейчас мы видим четкую градацию по высотности. За рубежом этот принцип применяется давно: перед глазами не должны стоять двадцатиэтажки, которые закрывают вид на море. Возведение высотных жилых объектов на Кубани будет вынесено за пределы 500-метровой зоны, будут строиться дороги, коммунальные сети, развиваться инфраструктура.

Нам повезло, что мы живем в нашем крае, при балансировке стратегии развития территории мы должны усиленными темпами двигаться к созданию архитектурных обликов городов, комфорта для жизни людей и развития бизнеса — в этом будущее.

Беседовала Елена Задворная