10 декабря 2021, 11:30
Интервью

Глава АИР Татарстана: на привлечение международного мероприятия уходит до трех лет

Талия Минуллина. Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан
Талия Минуллина
Талия Минуллина рассказала в интервью ТАСС, как республике удается успешно конкурировать с регионами России и странами в вопросе привлечения значимых мероприятий из разных сфер

В 2021 году событийная индустрия возвращается к жизни после почти полной остановки на фоне пандемии. Республика Татарстан смогла выстроить работу, перестроить выставочно-конгрессную деятельность и совместить на своих площадках онлайн- и офлайн-формат. Руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана (АИР РТ) Талия Минуллина рассказала в интервью ТАСС, как республике удается успешно конкурировать с регионами РФ и целыми странами в вопросе привлечения значимых мероприятий из разных сфер.

— Сегодня событийная индустрия испытывает непростые времена в связи с ограничениями, которые накладывает пандемия. Однако уже с 2021 года стали проводиться мероприятия. Как вы оцениваете восстановление деловой активности на мировом событийном рынке, в России и Татарстане в частности? Можно ли сказать, что индустрия приближается к прежним показателям? Изменит ли пандемия событийный ландшафт страны коренным образом? Как он должен выглядеть, на ваш взгляд? 

— Чем больше технологический прогресс наращивает масштаб, тем больше люди общаются в онлайне. Потому ценность личного общения растет — его становится меньше. И в этом смысле любые рассуждения на тему страданий конгрессно-выставочной отрасли весьма сомнительны. Конечно, просели по выручке все, кто в этом секторе работает, — это есть. И много цифровых продуктов на рынке вносит изменения в операционную деятельность в части событийности. Ограничения законодательные тоже многое изменили на время. Однако в целом эта отрасль не умирает, а скорее переживает второе рождение с нововведениями. Кто подстроится — на рынке выживает. Гибкость и креативность — вот что сейчас нужно игрокам этого рынка. 

У нас в Татарстане правительство инициирует и проводит множество мероприятий. Пришлось подстраиваться под ситуацию. Так родился наш новый проект: в августе 2020 года Татарстан впервые в мировой истории запустил самый масштабный онлайн-форум "100% Татарстан" — цифровой банк данных и экспертизы региона по 21 направлению социально-экономического развития. Форум шел 12 дней подряд. По три и даже по шесть площадок работали параллельно. Более того, все происходило на трех языках: татарском, русском и английском. Только представьте себе, сколько контента и съемок! "100% Татарстан" объединяет правительство, экспертное сообщество, бизнес и население, позволяя вести прямые эффективные коммуникации в едином поле. Аналогов в мире нет. 100tatarstan.com — сайт, где сохранился архив. 

Кроме того, Татарстан одним из первых возобновил офлайн-мероприятия, стартовав в сентябре 2020 года. Теперь это ежегодная площадка. Получается, что ковид нас стимулировал к новому интересному ежегодному мероприятию, новым формам работы с населением. 

Если говорить в целом об ивентах, то в России и до пандемии были проблемы. 70% конгрессно-выставочного рынка концентрируется в Москве и Санкт-Петербурге. И на сессии Национального конгресс-бюро в рамках ПМЭФ 2021 года мы предлагали развивать внутренний конгрессно-выставочный рынок России через сильные события, основанные на отраслевой специфике региона. К примеру, почему бы главный туристический форум страны не проводить на Камчатке? Или главное событие нефтегазохимического комплекса не закрепить за Татарстаном? Это дало бы толчок для развития инфраструктуры в субъектах, привело бы к росту локальных компетенций, а усилиями делового туризма можно прийти к другим экономическим показателям. Не забывайте, что в России более 2/3 регионов субсидируемые. Нужны точки опоры для стимулирования экономического развития. 

— АИР РТ выступает куратором конгрессно-выставочной деятельности в Татарстане. В том числе формирует делегации и экспозиции республики на крупнейших международных площадках. Какие из них считаете наиболее продуктивными для регионов?

— Что вы покупаете обычно? Вы покупаете мобильный телефон любой марки или выберете раскрученную? Вы берете шоколад любых производителей или тот, который имеет сильный бренд? Так же и с инвестициями. Если территорию не знают, если нет имиджа территории и ее сильного бренда, нет позиционирования, то инвестиции не придут. Никто не будет инвестировать в неизвестное место.

Именно поэтому, согласно поручению президента Татарстана, мы выступаем куратором конгрессно-выставочной деятельности и формируем участие Татарстана в крупных мероприятиях типа Петербургского экономического форума, Сочинского инвестиционного форума, "Иннопрома" в Екатеринбурге. А также на серьезных мировых площадках — Давос, Инвестиционный саммит в Дубае, Ганноверская промышленная ярмарка и другие. Все они продуктивны, если работать, а не просто поставить красивый стенд с красивыми девушками. Это планирование на 75%, подготовка контрактов к подписанию, отработка контактов в постпериод — это еще 15%. И только на 10% это реально само мероприятие.

— Татарстан — единственный регион страны, который наряду с Москвой представлял страну на всемирном "Экспо-2020" в Дубае. Почему именно республике доверили такое событие? Как оцениваете успешность российского павильона?

— Мы открывали павильон России 1 октября 2021 года и проводили Дни Татарстана. Десять насыщенных дней — с 1 по 10 октября — по отраслевому принципу, которые включали деловые сессии, встречи, переговоры. Татарстан тесно работает с ОАЭ долгие годы. Растет товарооборот. На основе эмиратского опыта мы разработали и реализуем дорожную карту "Халяль лайфстайл" по внедрению этического образа жизни. Другой пример — это недавние инвестиции арабского фонда "Тавазун" в проект по производству автомобилей Aurus в Татарстане. Открытие завода как раз было в 2021 году. 

Работу российского павильона, откровенно говоря, оцениваем как зону роста для развития компетенций, поскольку команда там работала явно неопытная, в том числе в части протокольной и организационной работы. Кроме того, нам, например, не разрешили реализовать национальную продукцию в сувенирном магазине внутри павильона в рамках Дней Татарстана, хотя заплатили мы организаторам российского павильона (как регион за возможность себя там представить), мягко говоря, немалые средства. 

— Татарстан наряду с Санкт-Петербургом лидирует в стране по привлечению мировых и европейских событий. Как выстраивается эта работа? 

— В 2017 году наше агентство сформировало подведомственную структуру — Конвеншн-бюро Республики Татарстан. Такие бюро более века работают во многих странах мира. В России этот институт только развивается. В нашей стране есть Национальное конгресс-бюро и несколько региональных конгресс-бюро. В этом направлении в России хорошо работают Татарстан, Санкт-Петербург, Свердловская область. К слову, Россия сегодня привлекает порядка 1% от всех ротируемых мировых мероприятий. Конвеншн-бюро Татарстана находится на самоокупаемости. Бизнес-подход к работе государственных структур в хорошем смысле этого слова — еще один секрет успеха Татарстана.

При отборе потенциально интересных мероприятий Конвеншн-бюро опирается на Стратегию социально-экономического развития Татарстана до 2030 года, где прописаны наши ориентиры. Отбираются только те мероприятия, которые являются топовыми для своей отрасли, и, естественно, только те, где Татарстану есть что показать мировому сообществу. В дальнейшем совместно с экспертным сообществом и ведомствами реализуются заявочные кампании. Привлечение одного международного мероприятия занимает в среднем от года до трех лет. В случае с федеральными мероприятиями сроки привлечения более короткие (от двух недель до нескольких месяцев).

— С кем приходится бороться? Насколько изменилась конкуренция на рынке с учетом пандемии?

— Конкуренцию можно разделить на две составляющие. Это внутренняя, когда мы конкурируем с другими регионами страны при привлечении федеральных мероприятий или в рамках процедуры отбора конкретного региона, который будет представлять РФ в конкурсе на право проведения какого-либо международного мероприятия. И внешняя, когда мы конкурируем на мировом рынке уже за право проведения международного события. Большинство соперников — в Европе, Северной Америке, Азии, что объясняется, конечно же, наличием инфраструктуры и хорошо развитым рынком. Это и первые столицы мира, и небольшие города в отдаленных уголках. Бывает и так, что мы не знаем наших соперников. Все зависит от политики организаторов мероприятий. 

В условиях пандемии конкуренция ожесточилась, количество претендентов на мероприятие увеличилось как минимум в два раза. Большую роль играют субвенции — меры поддержки, предоставляемые правительством. Конечно, софинансирование — самый эффективный метод завлечения. Поэтому надо считать экономику таким образом, чтобы в итоге территория осталась в выигрыше.

— Какие крупные международные и российские конгрессы привлечены в Татарстан? Что пройдет в республике в ближайшей перспективе?

— Это 23-я Всемирная конференция по кластерному развитию TCI Network, Центрально-восточный конгресс по Интеллектуальным транспортным системам в 2022 году, Всемирный конгресс лингвистов в 2023-м, 38-й Всемирный конгресс по спортивной медицине и 23-я Всемирная конференция по саркоидозу и интерстициальным заболеваниям легких в 2024 году.

Это не просто список, а правда большая работа по подготовке и проведению заявочной кампании, вовлечение федеральных экспертов, включая структуры власти, подготовка писем поддержки, соответствие международным стандартам по разным показателям в зависимости от специфики мероприятия и много что еще.

Параллельно с международными событиями Конгресс-бюро привлекает и национальные мероприятия. Они тоже имеют ротацию по странам СНГ или регионам РФ. Среди недавних примеров — V Юбилейная премия барной индустрии России и стран СНГ Barproof Awards, которая ранее проводилась в Москве и Санкт-Петербурге. Данное мероприятие стало серьезным вкладом в поддержку бренда Казани как гастрономической столицы страны, привлекло внимание общества к развитию барной культуры в республике и стало ярким событием как для специалистов, так и для населения и гостей Татарстана. В рамках премии нашу республику посетили звезды мировой индустрии гостеприимства и журналисты ведущих СМИ в области отечественной гастрономии. Медиаохват мероприятия составил десятки миллионов уникальных интернет-пользователей. Это ли не продвижение региона?

— Какой эффект это дает Татарстану?

— Если бы это было невыгодно, то, поверьте, никто бы этим не занимался. Во-первых, мероприятие — это загрузка инфраструктуры: логистика, конгрессно-выставочные площади, гостинично-ресторанный бизнес, сфера обслуживания мероприятий. Деловой турист в среднем приносит больше экономической пользы, чем простой, потому что он еще и контракты может заключить. Если территория понравилась, то деловой турист очень легко превращается в обычного туриста и приезжает сюда в следующий раз уже с семьей. Во-вторых, для качественных мероприятий всегда привлекаются международные эксперты отрасли, то есть это возможность перевода конкретной отрасли на новый уровень развития (технологический, финансовый и пр.). Постэффект от мероприятия — новые контакты и партнеры, многочисленные публикации в международных СМИ, повышение узнаваемости территории. Говоря иначе, мягкое продвижение региона через доверие и авторитетные мнения инфлюенсеров. Если речь идет именно о ротируемых конгрессах, то появляется возможность планировать загрузку конгрессно-выставочной инфраструктуры и индустрии гостеприимства. Мы стараемся привлекать конгрессы на низкие сезоны, когда отрасль недозагружена, а не в сентябре, например, когда она насыщена деловыми событиями.

— В республике ежегодно проводится порядка 400 собственных мероприятий. Какова динамика? Каково участие республики в них? Удается ли их вывести на самоокупаемость или участие и финансирование со стороны республики пока необходимо?

— Спектр мероприятий, проводимых в Татарстане, очень широк — это и крупные фестивали в сфере культуры, и международные научные конгрессы, медицинские конференции, отраслевые форумы и выставки.

Есть крупные события, которые проходят каждый год: Российская венчурная ярмарка, нефтегазохимический форум, металло- и механообработка, машиностроительный форум, агропромышленный форум, некоторые другие. Однако наше самое крупное международное ежегодное событие — это "Россия — Исламский мир: KazanSummit". Главная площадка диалога РФ со странами исламского мира.

Саммит ежегодно проводится в мае-июне при поддержке МИД РФ, с участием послов исламских стран в России, представителей бизнеса, ориентированного на продукцию халяль, мировых и федеральных СМИ. Приезжают гости более чем из 70 стран. Проходит выставка Russia Halal Expo. Приглашаем всех к участию. Следующий саммит пройдет 19–20 мая 2022 года. А 21 мая мы будем отмечать 1100 лет принятия ислама в России. Так что будут насыщенные дни. Приезжайте в гостеприимный Татарстан!

 — Татарстан входит в тройку лидеров федерального рейтинга событийного потенциала. Чем регион выигрывает у конкурентов?

— Мы обладаем современной инфраструктурой и полной цепочкой сервисов, необходимых для комфортного пребывания участников международных событий. Ярким примером инфраструктуры можно назвать международный выставочный центр "Казань Экспо" — самый современный и технологичный комплекс России. Он был запущен в 2018 году. Комплекс соединен с международным аэропортом Казань и входит в состав связки "аэропорт — комплекс — отель — станция аэроэкспресса". Очень удобная логистика, позволяющая участникам мероприятий самим решать, что это будет для них: однодневная поездка с минимальными вложениями (затраты только на авиабилет) или полноценное пребывание в тысячелетней Казани со всеми удовольствиями туриста. Но главный секрет, как всегда, в кадрах. Татарстан многие годы на постоянной основе принимает крупнейшие международные мероприятия. Естественно, мы наработали колоссальные компетенции, которые на данный момент востребованы не только в самой республике, но и далеко за ее пределами. Наши специалисты часто помогают российским и зарубежным коллегам. Обратите внимание на гостеприимство, которое у нас в крови. Вообще, господа, а не надоела ли вам Москва? Москва — это супер, но все, как правило, уже много раз бывали в столице России. Сейчас большой запрос в обществе на новые места, на то, чтобы узнать больше об истории и национальной культуре. Татарстан для этого идеально подходит.

— Вы часто говорите, что одна из целей всех мероприятий — нарастить инвестиционный портфель республики. В прошлом году в условиях пандемии снизились иностранные инвестиции. Но их заменили российские. В этом году эта тенденция сохранилась?

— Да, сохранились почти все тенденции 2020 года. Иностранные инвестиции небольшие, но есть и хорошие новости — приток частного капитала увеличился. По итогам девяти месяцев 2021 года рост инвестиций в основной капитал составил 11,8%. Внебюджетные инвестиции — это как раз показатель нашего агентства — возросли на 13,4% и составили 404,9 млрд рублей. Значительный объем из них — это обрабатывающие производства (более 40%), транспортировка и хранение, сельское хозяйство.

По объему частных инвестиций в 2021 году опять лидирует обрабатывающая промышленность. Недвижимость также показывает традиционно высокие показатели. Очень достойно растет сфера информационных технологий. Есть заметные улучшения по капиталовложениям в отрасли здравоохранения. Точки роста у Татарстана — проекты в сфере туризма. Там и рынок есть, и большой интерес инвесторов. Остаются точкой роста также социальные проекты — сейчас назрела серьезная ESG-повестка. Осталось привнести туда высокую маржинальность. Татарстан умеет работать с инвесторами, и именно уважительное отношение и гибкость при реализации проектов позволяют нам наращивать инвестиционный потенциал для повышения качества жизни нашего населения.

Беседовала Оксана Сотник