15 декабря 2021, 13:00
Интервью

И.о ректора ТПУ:​ Томск может стать центром притяжения талантов

Дмитрий Седнев. Пресс-служба ТПУ
Дмитрий Седнев

Экспорт знаний и реформа инженерного образования: глава Томского политехнического университета Дмитрий Седнев о будущем вуза

Дмитрий Седнев только в июне возглавил Томский политехнический университет (ТПУ), но за полгода работы успел привлечь на его развитие более 1 млрд рублей за счет победы в конкурсе "Приоритет 2030" и начать обсуждение внедрения водородных технологий между госкорпорациями, учеными и правительством РФ. О реформах в инженерном образовании, модернизации единственного в стране вузовского ядерного реактора, "маяках" в Сибири для привлечения иностранцев и других планах ТПУ на ближайший, 2022 год — в интервью с и.о. ректора вуза.

— Дмитрий Андреевич, в программу "Приоритет 2030" ТПУ вошел, первая победа в управленческой гонке, можно сказать, одержана. Какие шаги в развитии вуз должен совершить в ближайший год? Какие изменения ждут университет в связи с победой в конкурсе?

— Безусловно, победа в конкурсном отборе "Приоритета 2030" — большое достижение для университета, для всех политехников, но мы понимаем, что нам необходимо удержать эту высокую планку, реализовать планы по проектам, которые вошли в нашу программу развития, чтобы не потерять позиции. Мы уже сформировали консорциумы по заявленным в программе направлениям — по теме водородных и биомедицинских технологий, формируем альянс по новому инженерному образованию.

Конечно, будем развивать инфраструктурную базу. В следующем году будет порядка 1 млрд рублей по программе — будем открывать лаборатории, приглашать ведущих ученых, поддерживать молодежь: запланирован целый комплекс мероприятий.

При этом "Приоритет 2030" — далеко не единственная программа, в которой должен работать университет. В России планируется запуск программы по созданию передовых инженерных школ, здесь мы тоже намерены принимать участие в отборе. Это очень важно для успешной реализации нашей программы развития. Также нас ждет участие в федеральных инициативах по платформам технологического предпринимательства.

В то же время деятельность современного университета, особенно технического, невозможна без плотной работы с реальным сектором экономики. Так что второй приоритетный вектор для нас — проекты с крупными индустриальными партнерами, в числе которых "Газпром" и Росатом, а также поиск новых направлений и предприятий для сотрудничества. Я уверен, что эти проекты в следующем году дадут значимый результат.

— В программе "Приоритет 2030" ТПУ заявил такие направления, как "Энергия будущего" и "Инженерия здоровья". Давайте поясним, что такое "энергия будущего"? И чем инженерный вуз может удивить мир биотехнологий?

— "Энергия будущего" не подразумевает отказ от традиционных источников энергии, скорее это для них второе дыхание. Например, по нефти и газу (составители международного рейтинга QS признали ТПУ лучшим вузом в России, готовящим нефтегазовых инженеров) нас ждет глубокая модернизация всей отрасли: цифровизация, существенное повышение эффективности добычи, декарбонизация, включая утилизацию углерода после добычи.

Второе направление в рамках энергетической ставки связано с атомными станциями, с новыми реакторами на быстрых нейтронах, которые не оставляют отходов — они перерабатываются в топливо для самих же реакторов, работой с полным циклом жизни АЭС, до вывода из эксплуатации.

И третье — это водородная энергетика: генерация, транспортировка, использование, хранение водорода. Это крайне перспективный вид топлива, и тут очень важно продолжать нашу работу в рамках Консорциума водородных технологий, сформировавшегося в прошлом году из университетов, институтов РАН, российских компаний. Мы, безусловно, будем продолжать привлекать ресурсы научно-образовательных организаций, выстраивать сетевое взаимодействие как через индустриальных партнеров, так и через госпрограммы. При этом мы двигаемся к тому, чтобы консорциум становился экспертной площадкой для обсуждения вопросов развития водородной энергетики.

Что касается медицинской инженерии, там у нас есть сложившиеся и успешные научные коллективы, которые будут продолжать развивать направление разработки радиофармпрепаратов — препаратов с радиоактивными изотопами для диагностики и лечения рака. Мы создаем уникальные радиофармпрепараты вместе с ведущими зарубежными учеными, которые работают с нами по мегагранту правительства РФ.

Надеюсь, что в 2022 году мы создадим с ИСС им. Решетнева опытный образец серийной бетатронной системы, которая позволяет делать медицинские мобильные комплексы для облучения опухолей во время операций. Такой подход значительно снижает риск повторного возникновения опухоли. Также будет отдельная работа по направлениям носимой гибкой электроники, биоимплантов, биосовместимых покрытий и многое другое.

Переходя к теме образования: более 90% образовательных программ в вузе инженерные, вуз по рейтингам входит в международные топы инженерных вузов, но вы неоднократно говорили о необходимости изменения программ подготовки инженеров. Какие изменения ждут ТПУ в этой сфере?

— "Новое инженерное образование" — это тоже наша стратегическая ставка в рамках программы "Приоритет 2030". Мы понимаем, что современный выпускник вуза должен отвечать стандарту завтрашнего дня. Но, начиная учить сегодня, мы только через четыре-шесть лет сможем выпустить специалиста для работы в индустрии, а мир меняется очень быстро. Следовательно, и университет, и люди должны становиться намного более адаптивными. Это значит, что мы, с одной стороны, делаем очень четкое и содержательное базисное образовательное ядро, вокруг которого сможем наращивать индивидуальные траектории. Но при этом выпускник должен уметь за максимально короткие сроки становиться самостоятельной единицей для работы в проекте, вливаться в него. Успешность выпускника вуза зависит от скорости включения в проект, а не оценок.

Как этого достичь? Здесь, на мой взгляд, ответ простой: чтобы минимизировать время входа в проект или в деятельность, нужно студента погрузить в работу уже во время учебы. Это значит, что студент должен учиться, работая в проектах университета. Для младших курсов мы должны уметь вычленять из проектов, которые ведем с промышленными партнерами, образовательные практики и модули и на их основе давать студентам задачи, чтобы они пробовали и учились их решать. Я думаю, мы сможем всю эту идею формализовать и переформатировать образовательное поле: сделать его модульным — наборным из таких маленьких блоков. Тогда мы сможем его свободно конфигурировать, а студент получит возможность управлять своей образовательной траекторией.

Кроме того, мы понимаем, что знания сейчас можно получать везде, — современный человек живет в цифровом пространстве, которое каждый день предлагает все новые возможности. И нам нужно четко обозначить, за какими уникальными знаниями студент должен приходить в университет — в аудиторию, лабораторию, — а где мы должны подсказать ему, как найти информацию самостоятельно. Это расширяет спектр возможностей и для студентов, и для университета, только нужно грамотно и системно их использовать.

— А как вуз будет привлекать студентов из-за рубежа и взаимодействовать с коллегами по Большому университету Томска в контексте программы развития? Какими вы видите конкурентные преимущества ТПУ и Томска?

— Безусловно, очень хочется, чтобы наш университет был точкой притяжения талантливых абитуриентов с самой широкой географией охвата. Мы, безусловно, хотели бы влиять на миграционный вектор абитуриентов или даже развернуть его. Чтобы в Томский политехнический университет приезжал человек из центральной части России или из-за рубежа — за особым образованием, которое он не получит в другом месте, но которое даст ему хорошую стартовую площадку для карьеры. Если мы обратимся к мировому опыту, то классные университеты далеко не всегда расположены в столицах или мегаполисах — нередко это небольшие города, удаленные от крупных центров. Люди приезжают туда, чтобы получить знания и круг профессиональных контактов, сеть alumni, — для того чтобы комфортно и уверенно чувствовать себя дальше в жизни. Я уверен, что то же самое нужно делать в России. И уверен, что Томск и Томский политехнический могут стать таким уникальным местом.

Всех секретов не раскрою, но в контексте Большого университета точкой притяжения могут стать уникальные комплексы оборудования, собранные в партнерскую инфраструктуру. Ее создание — достаточно кропотливая и сложная задача. На самом деле исследовательские мощности в Томске есть, нужно усилить их оборудованием, которое будет притягивать сюда талантливых ученых. Уникальные научные установки действительно могут стать отличительной особенностью университета.

К примеру, наш ядерный реактор — единственный в РФ в системе вузов действующий исследовательский ядерный реактор, к которому имеют доступ иностранцы. Он уникален, но его нужно дополнить другими научными установками. Я уверен, что если мы правильно соберем здесь комплекты оборудования, то можем стать серьезной точкой притяжения для иностранных студентов и коллег-ученых, например, в сфере материаловедения или облучения реакторных материалов, создания радиофармпрепаратов.

В первом квартале мы начнем работу по модернизации реактора ТПУ. Здесь появится, например, горячая камера для работы с редкими изотопами для радиофармпрепаратов. Я думаю, модернизация будет идти трехлетними этапами. И ее результат, как и других инфраструктурных проектов ТПУ, обязательно станет "маяком" для привлечения талантов в Сибирь.

Беседовал Вадим Белозерцев