1 ФЕВ, 14:00

Пять историй — как выжить на бирже: глава СПБ Биржи об опционах и маржинальной торговле

Рынок ценных бумаг — неотъемлемая часть экономики и доказанный годами инструмент не только сбережения, но и приумножения капитала. Тем не менее использование некоторых финансовых инструментов влечет за собой немало опасностей, о которых не раз предупреждали как сами участники рынка, так и органы власти и регулирования.

Во втором из пяти интервью (первое можно почитать здесь) корреспондент ТАСС Алиса Столярова беседует с главой СПБ Биржи Романом Горюновым и пытается разобраться, зачем нужны ограничительные меры при сделках со сложными финансовыми инструментами, в том числе на срочном рынке, и почему важно контролировать риски, заранее просчитывая сумму потенциального убытка.

Любой финансовый инструмент, как и утюг, может быть опасным

Изначально срочный рынок создавался как инструмент для защиты от рисков. Из учебников мы знаем про чикагских фермеров, которые поняли, что правильно совершать долгосрочные сделки, когда зерно еще не выросло, страхуя себя от снижения цен и необходимости выкидывать все на обочины из-за отсутствия хранилищ.

Сегодня срочный рынок хорош и тем, что дает возможности, которых нет у спот-инструментов (с немедленным расчетом — прим. ТАСС). В частности, при торговле фьючерсами и опционами можно производить сделки с активами, которые в реальной жизни лично приобрести невозможно. Например, мы с вами как физические лица вряд ли можем купить себе цистерну нефти, если хотим поучаствовать в росте ее цены.

Более того, срочный рынок ликвидный, и на нем можно совершать сделки, недоступные при использовании линейных инструментов (к примеру, акций — прим. ТАСС). Если говорить именно про опционы, там есть стратегии, которые ни один другой финансовый инструмент не может реализовать — ты можешь составить для себя любой профиль доходности, ограничить прогнозируемый ценовой коридор, совершать сделки на волатильность рынка.

В свою очередь вопрос рисков заключается в том, какова наша стратегия. При покупке опционов риски ограниченны, то есть ты не получаешь отрицательную переоценку, если не угадал направление рынка. Но ты получишь прибыль, если встал в правильную сторону. Если же речь идет о непокрытой продаже опционов, то это действительно одна из самых рискованных стратегий

Поэтому все зависит от свойства применения. Утюг тоже может быть достаточно опасным, если решить им в кого-нибудь запустить. Но, честно говоря, в особенности это касается опционов: к ним нужно подходить очень разумно.

Ваш браузер не поддерживает видео

Нельзя продавать родину, мать и опционы

В свое время, когда я проводил разные семинары, любил рассказывать, что есть три вещи, которые в жизни нельзя продавать: это родину, мать и опционы.

Еще со времен биржи "Санкт-Петербург", когда электронной системы не было и опционная доска была нарисована фломастером на стене, я повидал много разных ситуаций. В том числе плачевных, когда за непокрытые позиции люди домами расплачивались

Такое в том числе происходило, когда человек занимался продажей так называемых краевых опционов — цена которых, как считается, вряд ли достигнет цели в обозримом будущем. Но цена достигала неожиданно, как и любой приходящий кризис. Потому что иногда в жизни происходит то, что невозможно себе вообразить. В этот момент стратегия, которая, казалось бы, — бесплатная раздача денег, приводит к тому, что ты теряешь все, и то, что лет десять до этого зарабатывал. Конечно, сейчас совершенно другой уровень развития рынка и контроля рисков, тогда все только начиналось. Хотя и в том же 1998 году биржа "Санкт-Петербург" сохранилась на деривативном рынке в том числе благодаря жестким системам принудительного закрытия, если кто-то не выносил маржин-коллы (уведомление от брокера о необходимости пополнить счет и угрозе принудительного закрытия сделок из-за нехватки средств — прим. ТАСС).

Случай с краевыми опционами, который я особенно запомнил, был еще в августе 2011 года. Тогда я был в отпуске, мы с женой ехали в машине и любовались прекрасными пейзажами, но вдруг раздался звонок. Пришлось останавливать машину на обочине и где-то час с нашим рисковиком принудительно закрывать позиции одного трейдера. Важно отметить, что сейчас изменился и уровень регулирования рынка. Тот же закон о защите неквалифицированных инвесторов, согласно которому сложные инструменты требуют обязательного тестирования, на мой взгляд, способствует тому, чтобы инвестор взвешивал риски и понимал, что может потерять на рынке в тех или иных обстоятельствах.

Ваш браузер не поддерживает видео

Остерегайтесь плеча

Я еще по молодости попробовал разные способы инвестирования, в том числе с заемными деньгами, — получил прививку надолго и с тех пор предпочитаю наблюдать за рынком со стороны

Правда, во многом это скорее определяется спецификой моей работы, потому что, когда ты организуешь биржу и все время находишься в центре информационного фона, лучше не иметь позиций, чтобы не отвлекаться.

Мой печальный опыт настиг меня еще в кризис 1998 года. В это время я держал акции "Газпрома", а когда все начало падать, классическим образом покупал, бумаги падали еще — я "пирамидился" (в трейдинге — наращивание средств в активе, каждый раз совершая сделку больше, чем в предыдущий — прим. ТАСС) на заемные деньги. Тогда все хорошо попадало — акции стоили около 6 рублей и рухнули примерно до 50–60 копеек. К счастью, все закончилось хорошо — я дождался, когда бумаги вернулись к 1,5 рубля, а поскольку я "пирамидился" — закрылся в безубыток. С тех пор решил, что спекуляциями на рынке больше не занимаюсь.

Ваш браузер не поддерживает видео

Прибыль спланировать нельзя, поэтому планируйте убытки

Мне кажется, что если ты приходишь на рынок впервые — надо приходить с суммой денег, которую ты мысленно готов потерять. Это не значит, что нужно оголтело торговать с плечом. Просто когда ты имеешь сумму, с которой готов расстаться, принимаешь более спокойные решения

Кроме того, для тех, кто занимается спекуляцией, скорость очень важна — одна и та же сделка может иметь совершенно разный результат в зависимости от того, совершили ее через минуту или через два часа после того, как пришла новость. Решения принимаются проще и спокойнее, когда груз ответственности не давит и ты не находишься в завышенных ожиданиях.

Что еще важно — прибыль никогда нельзя спланировать, поэтому планировать надо убытки. Никто не знает, что завтра будет с рынком, и не факт, что твоя первая инвестиция будет успешной, как и вторая, и третья. Ты должен в целом иметь план — сколько ты готов потерять. Еще одна ошибка — новички, как правило, пытаются очень быстро фиксировать прибыль и долго терпят убытки. Но это должно работать наоборот — то есть в прибыльных позициях нужно сидеть, а убыточные фиксировать. Однако это психология, и она дается не сразу.

Добавлю и то, что есть более спокойные стратегии, когда ты просто покупаешь пассивный портфель и следуешь за индексом (ПИФы, ETF и т.д.). Это дает тебе больше комфорта, так как ты во всяком случае понимаешь, что чувствуешь себя не хуже, чем весь остальной рынок. Ведь вопрос не только в том, заработал ты или нет, но и сколько ты заработал.

Ваш браузер не поддерживает видео

Смотрите полное интервью на нашем YouTube-канале.

Читать на tass.ru