Соревновательная программа Олимпиады уже стартовала, а церемония открытия Игр пройдет в пятницу. Министр спорта РФ Олег Матыцин в интервью ТАСС рассказал о медальном плане российской команды, оценил влияние коронавирусных ограничений на спортсменов и подчеркнул, что рассчитывает на отсутствие допинговых случаев у российских атлетов.
— К началу Олимпиады пришлось не раз вздрогнуть от неприятных новостей про случаи заражения коронавирусом в российской команде. И неизвестно, сколько еще будет потерь в составе. Стоит ли вообще сейчас ориентироваться на так называемый итоговый общекомандный зачет, если такая ситуация?
— Да, ситуация непростая, но мы не забываем о стратегических задачах, которые мы выполняем в рамках развития спорта высших достижений. Стратегия-2030 предусматривает достижение показателей: в 2022 году это третье-пятое место в общекомандном зачете, а в 2030 году — первое-третье место. Команды прошли сложный этап подготовки, но в международном сезоне показали отличные результаты, по общему количеству медалей вошли в тройку стран-лидеров. Спортсмены привыкли работать на результат, и даже в таких сложных условиях у них есть целеустремленность и мотивация на победу.
— 30 медалей — это по-прежнему ориентир для команды?
— В то же время нельзя так уверенно говорить о конкретном количестве медалей. Да, у нас есть победы в сезоне в фигурном катании, лыжных гонках, биатлоне, фристайле, сноуборде, санном спорте, бобслее и скелетоне; российские сборные по хоккею и керлингу входят в число фаворитов. Исходя из этих данных, можно прогнозировать медальный план, но неопределенность участия тех или иных спортсменов, положительные COVID-тесты и карантинные меры, вынужденные замены спортсменов вносят свои коррективы в эти прогнозы.
— Не считаете ли вы, что в нынешней ситуации особенно важна роль работы психологов в команде? Люди пробиваются на Игры сквозь болячки — тот же ковид и его последствия, берегутся как могут, а на финишной прямой оказываются вне игры.
— Работа психологов в спорте, тем более в спорте высших достижений, важна всегда. Спортсмены сталкиваются со множеством препятствий и сложностей, и именно спорт, ежедневная работа закаляет их, дисциплинирует и позволяет преодолевать преграды на пути к победам. Перед Играми в Пхёнчхане, Токио многие пострадали из-за недопуска в связи с введенными санкциями, в тот момент также ключевым фактором была психологическая устойчивость. Сейчас важно направить наши совместные усилия на предотвращение таких случаев, чтобы все спортсмены, прошедшие подготовку к Играм, смогли на них выступить.
— Что вы как министр спорта можете сказать спортсменам, которые выбыли из состава сборной?
— Я с сожалением воспринимаю каждый случай, когда спортсмен выбывает из состава сборной, особенно на пороге Олимпийских игр.
— Что нужно предпринимать, если спортсмены здоровы, а из-за просчета в заполнении многолистной документации могут пролететь мимо Пекина? Я о ситуации с биатлонистками и их тренерами, которые не смогли вовремя вылететь. Чья это ошибка и кому в итоге пришлось бы отвечать, если бы случилось непоправимое?
— Правила предстоящих Игр в Пекине гораздо строже и сложнее, чем были в Токио. В таких ситуациях, как со спортсменками сборной по биатлону, не стоит искать виновных, важно оперативно найти решение, чтобы все смогли добраться до Пекина вовремя и выйти на старт олимпийского турнира. Если возникают какие-то сложности, то к их решению привлекаются специалисты, члены оперативного штаба, который развернут в Минспорте и действует в режиме 24/7.
— Каково ваше мнение по поводу обязательного парада атлетов на Играх? Если все так строго, то есть ли смысл сегодня в долгом торжественном шествии команд? Как бы ни охраняли здоровье спортсменов, это — дополнительный риск.
— Парад атлетов — это один из традиционных атрибутов Олимпийских игр и церемонии открытия, а ее смотрят сотни миллионов болельщиков во всем мире. Ковидные ограничения повлияли на создание грандиозной атмосферы большого спортивного праздника, к которой привыкли все участники Олимпийских игр. Не будет поддержки зрителей с трибун, не будет национальных домов сборных. Парад атлетов — одна из немногих возможностей и для спортсменов, и для зрителей ощутить дух олимпизма на старте зимних Игр. Конечно, при условии соблюдения всех необходимых мер, которые уже действуют на олимпийских объектах.
— Что думаете по поводу знаменосцев сборной? Есть ли уже варианты? Не расстроил ли тот факт, что знаменосцем из-за командного турнира не может быть фигуристка? Обсуждалась ли изначально такая идея?
— Знаменосцы будут определены на месте, все зависит от графика прилетов, тренировок и соревнований. Именно поэтому участники командного турнира по фигурному катанию не рассматривались — их соревнования начинаются уже 4 февраля. В составе нашей сборной есть много достойных кандидатов нести флаг на параде атлетов — Александр Большунов, Наталья Непряева, Вадим Шипачев, Александр Третьяков, Елена Никитина, Ольга Фаткулина, Семен Елистратов. Обсудим с представителями российской делегации, чтобы сделать правильный выбор.
— Как вы отнеслись к требованиям, предъявленным украинским спортсменам их министром спорта? Ребята, которые всю свою жизнь посвятили тренировкам, пахоте, сегодня должны еще и о таких вещах думать? И как им быть, если, например, в конькобежных видах спорта или в лыжных им вместе бежать?
— Когда спортсмен выходит на старт, он не должен думать о таких вещах, его главная задача — спортивный результат, показать весь свой максимум. Я неоднократно говорил, что Олимпийские игры не должны быть площадкой для выяснения политических отношений, потому что в итоге страдают спортсмены. Если в каких-то видах спорта победу на Играх-2022 одержат украинские спортсмены — мы искренне порадуемся за них и поздравим с медалью.
— Есть ли сегодня уверенность в том, что наши спортсмены не омрачат свои успехи в Пекине допингом? Как строилась эта работа в преддверии Игр? Были ли отсеянные?
— Да, такую уверенность придают результаты нашей работы. Россия ведет жесткую политику по борьбе с допингом, включая разработку нормативно-правовой базы, введение административных мер, реализацию образовательных программ, регулярную работу с регионами и спортивными федерациями. Мы продолжаем формировать культуру нулевой терпимости к допингу, важный вклад в это вносит Российское антидопинговое агентство. Российские спортсмены неукоснительно выполняют все антидопинговые требования.
Международное сообщество признает эффективность проделанной работы — это отмечено на прошедшей Конференции сторон международной конвенции ЮНЕСКО по борьбе с допингом в спорте, а также в отчете мониторинговой группы по антидопингу Совета Европы.
На Олимпийских играх в Токио не было положительных случаев с допингом в российской сборной, поэтому рассчитываем, что и в Пекине не будет отсеянных по этой причине.
— Какие виды лично вам будут особенно интересны на Играх?
— Как человек заинтересованный, буду болеть за всех наших спортсменов, следить за всеми соревнованиями. Тем более что есть надежды практически во всех видах спорта: сборная по хоккею — действующий олимпийский чемпион, ждем от них такой же яркий и победный турнир в Пекине. Есть все шансы победить в эстафетных гонках в биатлоне, шорт-треке. Бороться за золото будут лидеры сборной в фигурном катании, лыжных гонках, биатлоне, фристайле, конькобежном спорте, санном спорте, скелетоне, сноуборде. В керлинге наши команды также в числе фаворитов. Надеюсь, что молодые спортсмены также проявят себя на первых для них Олимпийских играх.
Не сомневаюсь, что все жители страны, а также наши соотечественники за рубежом будут активно поддерживать спортсменов — сейчас особенно важно поделиться с ними нашей энергией и придать дополнительных сил для успешного выступления на Играх в Пекине.