Алексей Коршунов, ELIQ: электросноуборд — не средство передвижения, средство для покатушек

Алексей Коршунов. Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
Алексей Коршунов

Основатель компании, разрабатывающей электрические квадроциклы, багги, мотоциклы и сноуборды, в проекте ТАСС "Беседы с Иваном Сурвилло"

Алексей Коршунов — основатель компании ELIQ, разрабатывающей электрические квадроциклы, багги, мотоциклы и сноуборды. Электросноуборд ELIQ поворачивается наклонами тела, разгоняется до 65 км/ч. Он разработан в России, на базе отечественных комплектующих. Емкости батареи хватает на два-три часа активной езды, или на 20–30 км.

Интервью Алексея Коршунова — в проекте ТАСС "Беседы с Иваном Сурвилло".

— Вы же были нормальным айтишником.

— Да, точнее, руководителем айтишников, сам никогда не писал код и ничего в этом не понимаю.

Начинал с маленького стартапа, через ошибки он превратился в интересную компанию. Но стало неинтересно в офисе, стало надоедать. Жизнь гораздо разнообразнее, чем экран монитора. Так что на определенном этапе я принял решение, что продаю бизнес и занимаюсь другим.

Тогда мода на электротранспорт только начала появляться. Я изучал тему и понял, что пока электротранспорт развивается в слишком маленьком сегменте. Образовался вакуум между электроавтомобилями и малым транспортом в виде самокатов и велосипедов. Мотоциклы, лодки, багги и другая техника для активного отдыха, для драйва в электротранспорте не была представлена. Эту нишу мне было интересно развивать, потому что я сам люблю активно отдыхать.

Я начал с вопроса: а есть ли электрические квадроциклы? Выяснил, что есть только китайские маленькие квадроциклы полноприводные, совсем некачественные, и заднеприводные разного качества, но совершенно не сравнимые с топ-брендами. Значит, надо просто брать и делать.

Начал искать людей, которые понимают, что можно сделать. Первым проектом была "Байкальская миля" с F-Motorsport. F-Motorsport делают хорошие рамы, разбираются в подвесках, развесовке, много лет на рынке, но не очень большие. Мы с ними сделали первый электрический багги. Электрический мотор дает много преимуществ: нулевые обороты, подхват и тишина. Адреналин, который дает техника для драйва, в тишине имеет свой особый привкус, дает возможность получить заряд эмоций и при этом не напрягать уши, не мучить соседей.

Мне, кстати, часто говорят, что тишина не сочетается с драйвом, который люди привыкли получать от двигателя внутреннего сгорания. Я думаю, что единение с природой — намного более приятное чувство. Помню, как катался на электрическом велосипеде в горах и стал постоянно встречать животных. Однажды уперся в стадо кабанов. Они совершенно меня не восприняли как угрозу. Много-много раз видел косуль, зайцев и лис. Это то, что заводит.

Про новую нишу отдыха, игрушку для интровертов, клиентов и ощущение серфинга

— Какие были ошибки с багги?

— Сроки и нечетко распределенная ответственность между подрядчиками. Мы в сроки, конечно, не укладывались.

Первые испытания были прямо на "Байкальской миле". Кто-то отвечал за одно, кто-то за другое, ответственность была нечетко распределена. Я лишь условно был руководитель. Я был скорее заказчик, который хотел, чтобы все было хорошо, а исполнители друг на друга перекладывали ответственность.

Багги поехал, достиг определенных скоростей, формально сделался рекордсменом. Хотя скорость там была совершенно не космическая, около 100 км/ч. Но тем не менее по льду же. Мы сделали первый шаг и начали расширять линейку электрического транспорта.

Мы купили литровый квадроцикл BRP, убрали оттуда ДВС, поставили электрический. Потом улучшили: у нас был на два мотора, а стало три. В итоге он стал мощнее своего бензинового аналога и дарит невероятные эмоции с точки зрения динамики. Правда, есть и недостатки. Электрическая модель уступает по запасу хода. На бензиновом можно ехать около 150 км с канистрами, а на нашем — около 90–100.

Вторым минусом электрического транспорта является стоимость. Вот почему мы идем в премиальный сегмент. Сам квадроцикл стоит около 2 млн рублей, премиальный, топовый. 1,3 млн стоит наша электрификация. Кешбэк где-то около 500 тыс. за счет деталей, которые мы не используем, — мотор, выхлопная система, система охлаждения, вариатор. Итоговая стоимость, соответственно, около 2,8 млн. Пока это такой достаточно условный бизнес, не массовый. Он дает нам опыт, но это пока не масштабируемый бизнес, потому что, прежде чем наладить всю систему перепрофилирования, потребовались лабораторные исследования, и мы сейчас только-только приступаем к налаживанию мелкосерийного производства.

— А с электросноубордом как дела?

— Идея об электросноуборде у нас появилась год назад.

Сноуборд вообще очень компактный, и между ног не так много чего вместишь, то есть большие двигатели ставить нельзя. Я катался на мотосноуборде порядка десяти лет, прожигал штаны, он постоянно не заводился, разгонялся медленно и ехал еле-еле...

Когда мы сделали электрическую версию, очень удивились тому, насколько у нее выше энергоэффективность, чем у ДВС. Если мотосноуборд — это средство передвижения, то электрический борд — катание для драйва. Это разгон, скорость, возможность удобного поворота. Снег позволяет поворачивать резко, если его подрезать. Электромотор со своим, как я называю, шуруповертным подрывом может это делать. На ходу выжимаешь газ на полную, моментально происходит подрезание снега, пробуксовка, и поворот становится гораздо более простым, более маневренным.

Электросноуборд дает возможность повышать уровень катания. Мы же любим учиться, любим выпендриваться друг перед другом, любим совершенствовать свои физические возможности, координацию. По сути, это игрушка для взрослых, спортивных ребят. Получилось недешево. 350 тыс. рублей — стартовая цена. 2021 год показал, что люди готовы платить больше, потому что у нас цены из-за того, что не хватало товара, подрастали до 600 с лишним тысяч.

Люди платят за возможность испытать драйв и за компактность. Я сам люблю на снегоходе кататься. Это одно из самых моих любимых развлечений. Но я не могу себе позволить кататься на горном снегоходе каждую неделю, потому что нужен гараж, прицеп, нужно выезжать куда-то, где можно покататься. Если это Подмосковье, то таких мест достаточно немного — максимум одна поляна. Если выезжать в горы, то это уже максимум один-два раза в месяц, потому что люди, занимающиеся бизнесом, ограничены во времени. Часто на отдых времени нет, а драйва хочется, хочется совершенствовать навыки, хочется кататься.

Электросноуборд — снаряд выходного дня, его можно положить в машину, выехать в лес и не мешать людям. Я сам катаюсь в парке, в Олимпийской деревне. Из гаража вытаскиваю борд и на волокушах тащу до обычного городского парка. Это охраняемый парк, я прохожу охрану без проблем, ни у кого никаких вопросов не возникает.

Электросноуборд по размеру и виду не является угрожающим, хотя он достаточно мощный. Я не катаюсь на нем по дорожкам, которые используются лыжниками, катаюсь по пухляку и ни с кем не пересекаюсь. Хотя часто подходят люди, спрашивают, что это, интересуются. Раздражения я ни у кого не вызываю. Те же электрические самокаты стали вызывать раздражение, когда их уже стало тысячи. Нам с электросноубордом еще до этого далеко.

По сути, электросноуборд создал для меня новую нишу отдыха. Сейчас зима — на велосипеде не покатаешься, горные лыжи или сноуборд предполагают массовые трассы и очереди на подъемник. А здесь я выезжаю на час активного отдыха. Это сравнимо со спортзалом. Возвращаюсь домой довольный и счастливый. Это позиционирование отдыха, которого раньше я себе не мог представить

​​​​​​​— Вы свой борд дополнительно модернизируете как-то?

— Сейчас борды выпускаются серийно, и я катаюсь на первом попавшемся, они одинаковые. Мы наконец достигли того уровня, когда каждая единица продукции имеет схожие характеристики. От нее знаешь, что можно ожидать, и она достаточна, чтобы прокатиться и получить ожидаемое удовольствие. Но опытные более мощные образцы, которые мы готовим к следующему сезону и должны успеть испытать в этом, я делаю, конечно, с учетом себя. Я ответственен за всех наших потребителей, чтобы им это понравилось. Очень много мелочей, которые могут подарить радость или огорчение.

Например, руль. Он может быть разных видов. Его можно отодвинуть вперед, и тогда легче двигаться по пухляку. А можно задвинуть назад, и тогда легче управлять на жестком снеге. Есть возможность сделать руль динамичным. Руль может быть искривлен, чтобы податься вперед. Ручки с подогревом или без... Сотни нюансов, и нужно постоянно принимать решение.

Мы сделали более универсальную раму с точки зрения размещения гусеницы с мелким и с более крупным подъемом. Сверху борд буквально на 1 см подрос. В итоге на этих новых моделях снег стал выплескиваться вперед и брызгами орошать все. Предугадать такое невозможно, нужно испытывать, как поведет себя более задиристая гусеница, будет ли она зарываться в снег или лучше выезжать.

— Кто ваши клиенты?

— Портрет клиента достаточно простой: человек, который интересуется активным образом жизни. Он любит драйв, любит адреналин, занимается каким-то активным видом спорта, который предполагает наличие дохода.

Наш продукт воспринимается как очень дорогой, хотя это ошибочное представление. Людям кажется, что это самокат, они позиционируют его в районе 100 тыс. На самом деле его позиционировать надо как эндуро-электромотоцикл, а цена электромотоцикла — 300–700 тыс. У нас комплект электрический именно от мотоцикла, мощность сравнима с мотоциклом. То есть люди просто еще пока не соизмеряют электрических возможностей.

У конкурентов, которые появятся, одна из первых ошибок будет — сделать дешевый электрический сноуборд. Он будет ехать хуже, не будет ощущения скорости, разгона и преодоления каких-то вершин. Правда, мы в этом году конкурентов пока не видели. Единицы проскакивают, но это не имеет никакого значения для рынка. Мы ждем в следующем году конкурентов, и они будут опаздывать примерно на год. Я философски к такому отношусь, потому что это дает возможность развивать рынок, и это здорово.

— А что вы испытываете, когда катаетесь на борде?

— Я думаю, что похоже на катание на гидроцикле, серфинг, эндуро-мотоцикл. Есть определенная трасса, которую ты сам себе выбираешь по уровню сложности и по преодолению, и ты постоянно устраиваешь себе новые вызовы. Хочешь больший рубеж преодолеть. Но чем борд хорош — если что-то идет не так и рубеж не дается, ты просто падаешь в пухлый снег. За все время, которое мы продаем борды, за все время, которое я катался, никаких травм не было. Сама динамика движения не предполагает возможность удариться об борд.

Опасность возможна только в случае, если на большой скорости куда-то врезаться. Но это очень сильно зависит от райдера, который может спрыгнуть вовремя или просто газ отключить, тогда борд сам затормозит, у него нет наката. Думаю, что электросноуборд намного менее травмоопасный вид передвижения, чем обычный борд, потому что у них со спуска идет очень большой разгон, есть раскатанная ледяная трасса и возможность более жестких падений. Плюс очень много людей на маленьком участке.

Электросноуборд очень здорово заходит людям, которые любят отдыхать без компании, без массовых мероприятий. Приезжая в туристический район, ты все равно испытываешь какой-то дискомфорт: ты стоишь в очереди, в ней шумно, катаешься ты все время в каких-то компаниях, а ты в этих компаниях, может быть, и не хочешь участвовать.

Электросноуборд идеален для двух-трех друзей примерно одного уровня катания: выезжают на нем на час по каким-нибудь лесным дорожкам с пухлым снегом.

Самое большое преимущество электрического борда в том, что он может выходить на глиссер (скольжение по поверхности — прим. ТАСС). Это самое приятное чувство. На скорости после 20 км/ч, в зависимости от снега, он выходит прямо на поверхность и уже не проваливается. Если там еще нет следов — целина пухляка, то можно рисовать следы с хорошей скоростью. Бордом на скорости, как велосипедом или мотоциклом, управлять гораздо легче.

На глиссере очень необычные ощущения, близкие, наверное, к водным видам транспорта: стоячий гидроцикл, серфинг. Я на серфе первый раз в этом году попробовал, и у меня получилось с первого раза, потому что я просто ощутил себя на электросноуборде. Прямо поймал эти движения в моменте, и у меня не возникло вопросов, куда, где нажимать, чтобы лавировать и балансировать на волне.

— Когда вы катаетесь, вы понимаете, что вы сами его разработали?

— Конечно же, я его люблю как свое создание.

Минус в том, что мой мозг постоянно ищет пути совершенствования. Мы сейчас задумываемся о большем запасе хода, увеличении гусеницы, подогреве батареи и возможности заряжать ее на морозе. Это все реально сделать, но это все дополнительные статьи затрат, которые приведут к удорожанию продукта.

Думаю, что в следующем сезоне будут две версии: бюджетная версия, которую мы сейчас продаем, и продвинутая. Бюджетная для подавляющего большинства начинающих людей будет достаточной: покататься в парке, покататься в лесу, выехать на час-два активного катания. Также она будет востребована прокатом, потому что в прокате мощная версия не нужна.

Продвинутая же будет для тех, кто уже научился на бюджетной кататься и хочет сделать следующий шаг. Ведь как только совершенствование заканчивается, начинает угасать интерес. Мы такого не можем позволить. Про-борд будет примерно в полтора раза мощнее и с большим в полтора раза запасом хода. Мы уже сможем потягаться по скорости со снегоходами за счет легкого веса.

— А цены уже прикидывали на про-версию?

— Где-то 500–550 тыс. Надеюсь, в этом году мы уже ее испытаем, сейчас их пока производят в виде опытных образцов.

Про моменты близости смерти, форс-мажоры, массовый прокат электросноубордов и след

— Был период, когда хотелось все бросить?

Да вот вчера хотелось все бросить

У нас постоянно разные форс-мажорные ситуации. Моя жизнь была бы гораздо спокойнее без всего этого. Может быть, я постоянно ищу себе какие-то сложности, проблемы... Но все это чередуется с какими-то прорывами, веселыми или интересными событиями. В целом, если оценивать год, — мы продали больше 100 бордов, выполнили план, не ушли в убыток.

Кстати, многим кажется, что мы очень большую маржу имеем. Это совершенно не так. В связи с тем, что этот продукт новый, очень много затрат на лабораторные испытания, на исследовательские вещи, на продвижение нового продукта на рынок.

— А что вчера случилось?

— Есть какие-то небольшие относительно всего масштаба неудачи, которые воспринимаются достаточно эмоционально. Мозгом рационально понимаешь, что эта неудача не соответствует тем победам, которые есть, но нервную систему обмануть тяжело.

Вчера у меня был возврат продукта. Клиенту не зашел этот вид транспорта. Я был готов к нему приехать, показать, обучить, но клиент принял решение, что он не хочет учиться, ему проще вернуть деньги.

Так сложилось, что возврат вчерашний совпал одновременно с еще двумя подобными возвратами. Там история похожая: люди очень загорелись этим, но у них нет денег. Они привлекли своих друзей как партнеров с предложением организовать прокат. У партнеров не получилось на электросноуборде ездить. Я даже летал в Сургут, с вдохновителями мы прекрасно два дня катались, но человеку, который оплачивал борды, продукт показался неинтересным. Он погас, принял решение, что этот вид транспорта опасен и на базе отдыха использоваться не будет.

Процент таких возвратов совершенно небольшой, но так как они произошли в короткий период, для меня это было как эмоциональное выгорание. Я начал думать: точно ли мы тем занимаемся, все ли хорошо? Может быть, это только мне надо? Потом мне кто-то прислал видео каких-то своих покатушек, и это прошло. Люди горят этими игрушками, и остановить их невозможно.

— Что будет через пять лет с вами?

— Если говорить про бизнес, я думаю, что электрический транспорт по популярности и по себестоимости через пять лет уже существенно начнет давить на транспорт с ДВС и наша аудитория из 2–3-процентной превратится в 15–30 процентов.

Мы уже сейчас создаем сеть представителей в регионах, чтобы обеспечить спрос на рынке, который будет через пять лет. Пока постоянно сталкиваемся с каким-то узким местом: не хватает финансирования, мощности, поставщиков... Я жду, когда рынок более-менее окрепнет, станет больше поставщиков, появятся конкуренты.

Когда те же электросамокаты только появились, люди смотрели с удивлением. Потом они стали входить в обиход и появились массовые прокаты. Самокат стал нормой, уже сложно себе представить, что надо куда-то идти пешком.

— Но возможен ли массовый прокат электросноубордов?

— Конечно. Нужно просто понимать, что есть специфика. Самокат — это средство передвижения, а электрический борд — это средство для покатушек. Его можно взять на пару часов, чтобы на каком-то отрезке покататься.

Какие-то курорты уже хотят наши борды в свой обиход вводить. Минус в том, что управлять этим видом транспорта не всем доступно. Есть люди, которые не хотят даже попробовать встать на моноколесо, например. Для них это непонятная штука. А многим оно идеально подходит, потому что его можно взять в руку и понести в метро

Если говорить о средстве передвижения, то электросноуборд для этого не подходит. Для спокойных поездок мы больше смотрим в сторону маленьких снегоходов, где люди понимают способ управления, где упасть гораздо сложнее. К следующему году такие проекты тоже готовим.

Будет один небольшой снегоход полутораместный, и будет второй вид транспорта — мы ему еще не придумали название, — но если вы представите себе санки-аргамак, то это в два раза увеличенные по размеру санки, у которых есть электрогусеница. Такой транспорт может ехать по очищенным или накатанным дорожкам, он не способен преодолевать пухлый, тяжелый снег. Но он будет очень востребован в санаториях или домах отдыха, где с небольшой скоростью можно проехать по очищенным дорожкам.

— А если говорить не про бизнес, а про вас?

— Надеюсь, что буду еще моложе. Скорее всего, я не буду расставаться с электротранспортом. Не представляю себе пока планов по продаже бизнеса, потому что в течение ближайших пяти-десяти лет на пенсию не планирую.

Для меня электротранспорт — не только про заработать, но и про активный образ жизни. Постоянная работа над совершенствованием продукта требует испытаний, и это самая интересная часть моей работы.

В айтишном бизнесе программисты что-то делали, а я следил за монитором и лично проверял, как работает программа. Это было невыносимо: тысячу раз проверить одно и то же. Мне это очень тяжело давалось. А не делать этого нельзя, потому что это кормит, это качество, я должен его гарантировать как человек, который отвечает за продукт своим именем.

Если мне сейчас скажут, что мне нужно тысячу раз прокатиться на том или ином виде транспорта, чтобы увидеть, что мы улучшили что-то, — меня это не пугает, а только радует. Надеюсь, что мое удовольствие не будет мешать бизнесу. Такое возможно, когда желание покататься на чем-либо мешает создавать серийную продукцию. У нас были такие ошибки, в том числе мои.

Например, нам постоянно предлагают сделать электрическую собаку на основе борда. Ее сделать несложно, компоненты у нас все есть. Но перспективы в бизнесе я у электрической собаки не вижу. Мотособак покупают люди, которые не могут позволить себе снегоход. Делать дорогую электрификацию для мотособак — просто логическая ошибка. Ты берешь самое дешевое и делаешь его дорогим, а драйва не добавляется.

— Как сын к вашему бизнесу относится?

— Ему семь, он просит "дай покататься" или "пойдем еще на чем-нибудь покатаемся", но воспринимает все буднично. Не воспринимает как свою возможность. Для него это бытовая вещь, которая, если надо, у него есть. Он как мальчишка любит покататься, но пока еще не в том возрасте, чтобы это осознавать. Как будто бы так и должно было быть.

— Зачем вы всем этим занимаетесь?

— Я уверен, что мужчина лично сам должен реализоваться и хочет оставить что-то значимое после себя, какой-то свой след. Я выбрал оставить след в малом электротранспорте. Хочу сделать на сегодняшнем уровне развития электромоторов или электросиловых установок какие-то вещи, дарящие радость большому кругу лиц. Я питаюсь отзывами, улыбками, любой позитивной обратной связью от друзей и покупателей.

Вторая цель очень банальна — это бизнес. Нужно, чтобы семья была счастлива. Счастье, в первую очередь, обеспечивается материальным достатком.

— В конце жизни, когда вы будете умирать, как вы поймете, что след остался?

— Если честно, я очень боюсь, что пойму это до смерти. Это значит, что я уже пенсионер, которому ничего не нужно. У меня, в принципе, была теоретическая возможность после продажи IT-бизнеса ничем не заниматься. Мне хватило бы на пенсию. Но я этого очень испугался: взять и выбрать себе пассивный образ жизни, который дает возможность просто питаться.

Какие радости можно испытать, не создавая блага? Я не могу для себя представить даже. Пока я развиваюсь и иду куда-то, я чувствую, что я живой, молодой, амбициозный, интересный для себя, для окружающих. Я — живу. Как только я стану человеком, у которого все есть и уже ничего не нужно, — я умру душевно. Не хочу об этом думать.

Мне все время кажется, что мне 25. Я сейчас даже не иронизирую. Я формально считаю свои годы. Я общаюсь с молодыми людьми либо со своими сверстниками, у которых на лбу написано, что им тоже 25. Они такие же отмороженные в какой-то степени.

— За все время, что вы катались на электро- или бензиновом транспорте, были моменты, когда вы были близки к физической смерти?

— На моноколесе я упал без экипировки. У меня было одно из первых моноколес, и оно перегорело на высокой скорости, около 25 км/ч. Я упал и очень сильно все себе ободрал об асфальт. Была большая площадь поражения, были ушибы. В больнице лежал, были какие-то осложнения неприятные, заражение...

После этого стал бояться ездить на моноколесе. Точно не поеду теперь без экипировки. Чуть понизил порог безбашенности.

А так — было очень много разного рода ситуаций, в которых могли быть критические травмы, но обходилось. На квадроцикле переворачивался раза три, но вера во Всевышнего помогает. Мы все ходим под Богом. Просто нужно принять судьбу и быть осторожным в том объеме, в котором ты можешь влиять. Отказаться от экстрима полностью — точно не для меня. Если бы мне дали выбор — прожить меньше, но интересно, я бы прожил меньше, но интересно.

— Как бы вы хотели умереть?

— Я об этом никогда не думал, если честно. Не хотел бы умирать.

Я бы не хотел умереть в одиночестве.

Я бы не хотел умереть от хронической болезни.

Я бы не хотел умереть в молодости из-за ошибки.