5 марта 2022, 07:00
Интервью

Лидия Тимофеева: помощь психологов МЧС РФ понадобилась более 6 тыс. жителей Донбасса

Лидия Тимофеева. МЧС России
Лидия Тимофеева

18 февраля главы ЛНР и ДНР Леонид Пасечник и Денис Пушилин объявили эвакуацию жителей республик на территорию России из-за нарастающей угрозы боевых действий. С этого времени в Россию прибыли уже десятки тысяч жителей Донбасса, в основном женщины и дети. С момента пересечения российской границы с ними работают психологи МЧС России, чтобы помочь справиться людям со стрессом, неопределенностью и страхом.

О психологическом состоянии эвакуированных в Россию жителей Донбасса, их адаптации, помощи, которую им оказывают психологи МЧС, и о том, почему сейчас важно дозированно потреблять информацию, в интервью ТАСС рассказала заместитель директора Центра экстренной психологической помощи МЧС России Лидия Тимофеева.

— Вы работаете с жителями Донбасса с 18 февраля, с момента начала эвакуации. Какие задачи сейчас являются основными для психологов в работе с беженцами? Какова специфика оказания помощи людям в этой ситуации? Как организована ваша работа?

— На данный момент сводная группировка специалистов-психологов МЧС России и специалистов других структур, входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, работает круглосуточно на телефоне горячей линии, который открыт на базе Главного управления по Ростовской области, и в пунктах временного размещения (ПВР), где находится сейчас эвакуированное население, более чем в 20 российских регионах. Всего в этой работе занято свыше 120 психологов МЧС, они работают с людьми как индивидуально, так и в группах, также оказывается и дистанционная информационно-психологическая поддержка. С 18 февраля помощь понадобилась более 6 тыс. эвакуированных жителей Донбасса.

Наша первая задача сейчас — это помочь человеку справиться с острыми эмоциями. Вторая — помочь адаптироваться, сориентироваться в условиях, в которых человек оказался, помочь ему выстроить взаимодействие с близкими, внутри семьи, которая проживает вместе с ним в пункте временного размещения. Ну и, естественно, отдельное направление работы — это индивидуальные запросы по проблемам, с которыми человек сталкивается и которые для него сейчас становятся невыносимыми для переживания в одиночестве.

— И с какими проблемами к вам в основном обращаются?

— В основном они связаны с тревогой, страхом, в том числе за будущее, боязнью за своих близких, свою жизнь, жизнь детей. Это основные темы, с которыми наши специалисты сейчас работают.

Тут важно понимать, что люди экстренно покидали свои дома, изменили привычный уклад жизни. Сейчас они находятся в условиях, которые для них новые, непривычные, в которых они вынуждены отказаться от каких-то повседневных дел и привычек. Поэтому психологи помогают им выстроить некую систему и режим дня, организовать окружающую среду, которая вокруг них, чтобы было легче справляться с бытовыми эмоциональными сложностями

Очень часто наши специалисты консультируют родителей относительно того, как взаимодействовать с детьми в этой ситуации, как рассказывать и объяснять детям, что происходит, как и почему они находятся не там, где привычно.

— Как вы в целом оцениваете психологическое состояние людей, оказавшихся в ПВР? Удается ли им адаптироваться?

— В целом их состояние соответствует той ситуации, в которой они находятся. И в этой ситуации, конечно, невозможно быть абсолютно стабильным и спокойным. В первую очередь это касается людей, которые были непосредственными свидетелями обстрелов, военных действий, иных подобных событий, которые экстренно принимали для себя решение покинуть свой дом.

Но человек и в такой ситуации адаптируется. Сейчас уже прошло две недели, как люди находятся в пунктах временного размещения, постепенно у них вырабатывается иной режим жизни, многие дети ходят в школу, возобновились занятия, а это тоже все вырабатывает привычный уклад.

Но когда решены вопросы обустройства и первичного быта, на первый план начинают выходить переживания за будущее, а с этими эмоциями справляться сложно, поэтому наши специалисты на этом моменте помогают выстроить людям эмоциональную поддержку внутри семьи, определить внутренние приоритеты, цели, сформировать психологические ресурсы, которые будут помогать справляться с переживаниями.

Но это больше касается взрослых, а как ситуацию переживают дети?

Когда мы говорим про детей, в первую очередь важно помнить, что состояние ребенка очень сильно зависит от состояния взрослого, который находится рядом с ним. Поэтому наши специалисты, работающие с малышами, подростками, всегда вовлекают в это взаимодействие взрослых, которые окружают детей. Потому что только через стабилизацию состояния взрослого можно помогать ребенку.

Кроме того, дети в разных возрастных группах по-разному воспринимают окружающий мир, задают вопросы, которые их волнуют. И здесь очень важно подбирать слова, которые ребенок поймет, то есть разговаривать с ним на его языке, и обязательно честно отвечать на его вопросы. Важно выстраивать для ребенка и режим дня, чтобы у него появлялось ощущение стабильности. Например, в восемь утра мы завтракаем, в восемь тридцать начинаются занятия, потом делаем уроки, потом обедаем. То есть обязательно должна быть выстроена последовательность действий, потому что детям, да и взрослым на самом деле тоже, это дает ощущение стабильного движения времени и постоянства.

— За последние две недели психологическое состояние людей как изменилось, по вашей оценке?

— Если говорить о тех, кто сейчас находится в пунктах временного размещения, то первые несколько дней они испытывали очень острые эмоциональные переживания. Сейчас они уже постепенно адаптируются, привыкают к новому месту, где они находятся, их состояние стабилизируется. Но это не значит, что люди перестают переживать из-за происходящего дома, в Донбассе. Это значит, что их эмоции, их психологическое состояние становятся ровнее.

— Сам процесс адаптации сколько может занять времени? Насколько длительной может быть помощь жителям Донбасса? Будут ли для них предусмотрены  долгосрочные программы психологической помощи?

— Процесс адаптации у разных людей может занимать разное количество времени: кто-то будет адаптироваться быстрее, кто-то медленнее. Это будет зависеть от актуальной жизненной ситуации конкретного человека, что у него сейчас происходит, все ли близкие рядом с ним или семья находится в разных местах, насколько человек тревожится за свое будущее, за то, чем он будет заниматься и как дальше будет жить. Поэтому психологи, помимо оказания экстренной психологической помощи, помогают людям сформировать навыки, которые будут помогать им в дальнейшем справляться со стрессом и помогать пережить ситуацию. Для этого специалисты, которые работают в пунктах временного размещения, несколько дней назад приступили к проведению занятий с людьми, которые находятся в этих ПВР. Сами занятия посвящены вопросам оказания психологической поддержки и взаимопомощи, формированию навыков оказания первой помощи. Наши специалисты также проводят психологические просветительские занятия на тему возрастно-психологических особенностей детей, на которых объясняют, как дети переживают те или иные травматические события. Эти занятия помогут людям сформировать, с одной стороны, представление о том, что происходит с ними, что может происходить с их близкими, с другой стороны, дать им знания, которые потом помогут справляться с кризисными ситуациями.

Кроме того, в рамках взаимодействия между Центром экстренной психологической помощи МЧС России и организацией волонтеров-медиков достигнуты договоренности о цикле занятий, рассчитанном на четыре возрастные группы. Он посвящен вопросам формирования навыков саморегуляции. Для каждой возрастной группы предусмотрено три занятия. Зачем это нужно? Когда психолог рядом, это, конечно, хорошо, так как он может помочь. Но гораздо перспективней на будущее — научить людей самостоятельно справляться с тревожными состояниями, помогать в этом своим детям. Сейчас этот проект мы начнем реализовывать на территории Ростовской области. Надеюсь, что в начале следующей недели цикл занятий начнется на территории других субъектов РФ, где развернуты пункты временного размещения, силами волонтеров-психологов, которые состоят в движении "Волонтеры-медики".

Вот такие занятия помогут людям, во-первых, разобраться и ответить на вопрос, что сейчас со мной происходит, а во-вторых, научат очень простым упражнениям, которые помогут в моменте справиться со своим состоянием и помочь друг другу.

— Сейчас многие в России из-за ситуации с Донбассом, с Украиной испытывают страх, тревогу, беспокойство. Какой совет вы можете дать людям, чтобы сохранить психологическое равновесие, помочь себе и близким пережить стресс?

В такой ситуации в первую очередь очень важно дозировать потребление информации, потому что сейчас этой информации очень много самой разной в различных источниках

И получается, что мы даже неосознанно начинаем пролистывать в очередной раз новостную ленту, просматривать новостные сюжеты. Такой огромный поток для нашей психики является перегрузкой, поэтому мы со своей стороны рекомендуем выбрать несколько новостных источников, которым вы доверяете, которые вам интересны, и определить время, когда вы эту информацию потребляете. Например, несколько раз в день в какое-то определенное время. Также определите для себя, сколько вы на это уделяете времени. Таким образом можно себя защитить от информационной перегрузки, оставаться в курсе событий, в актуальном информационном поле. Но при этом не дать информационному потоку, как морской волне, захватить себя целиком. Это один из способов сохранения стабильного состояния, не ощущать себя во всем этом тонущим.

Ну и, безусловно, есть еще один способ помочь сохранить для себя и своих близких стабильное состояние — это продолжать заниматься привычными делами. То есть составить план на день, который соответствует обычному ритму жизни, стараться по возможности его придерживаться, давать себе ощущение последовательности, системности и тем самым возвращать себе чувство стабильности.