14 марта 2022, 16:00
Интервью

МИД России: Киев вербует террористов из Сирии

Олег Сыромолотов . Валерий Шарифулин/ ТАСС
Олег Сыромолотов
Заместитель министра иностранных дел РФ Олег Сыромолотов о том, как Украина ищет наемников на Ближнем Востоке

Заместитель министра иностранных дел РФ Олег Сыромолотов рассказал в специальном интервью ТАСС о вербовке Киевом террористов из Сирии и роли СБУ в этом вопросе, а также оценил перспективы диалога России и США.

— Есть ли у вас информация об участии на стороне ВСУ наемников из западных стран, террористов из региона Ближнего Востока?

— О западных наемниках в составе украинских нацбатов хорошо известно. Многие из них появились на Украине задолго до начала специальной операции по демилитаризации и денацификации этой страны и успели внести свой кровавый вклад в многочисленные преступления против жителей Донбасса.

Новым явлением стала активная вербовка киевским режимом при содействии западных кураторов и спонсоров наемников из числа террористов, проявивших свои способности на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии

Там эта публика уже сталкивалась с российскими военными. И теперь, морально униженные, эти игиловцы, нусровцы и прочие горят желанием отомстить за понесенное поражение, убивая "русских". При этом важно учитывать, что "русскими" в их понимании являются и русские, и украинцы вне зависимости от этнической и национальной принадлежности. На Украину, таким образом, завозятся жестокие и слепые орудия убийства, жаждущие "русской" крови, услуги которых обещают оплачивать по таким ставкам, которые по ближневосточным меркам кажутся фантастическими, десятикратно превышающими "среднюю зарплату" боевика в Сирии или Ливии.

Вызывает отвращение, что вся эта мерзость творится не в тайне, а фактически в открытую. Работа ведется не только по линии националистических организаций, но и посольствами Украины в ряде ближневосточных государств. Для личного знакомства и отбора кандидатов на место командируются сотрудники Службы безопасности Украины. В своем антироссийском угаре активисты-бандеровцы хвалятся в соцсетях тем, что им, дескать, удалось завербовать некоего боевика, на счету которого "сотня российских танков, уничтоженных в Сирии". С такими "помощниками", мол, победа над врагом гарантирована.

Могу с полной уверенностью заявить, что рекрутируемые на Ближнем Востоке боевики не спасут от разгрома украинских нацистов. Присутствие террористов в рядах Сил территориальной обороны Украины способно лишь дополнительно наглядно продемонстрировать беспринципную человеконенавистническую сущность нынешнего киевского режима и привести к новым жертвам, в том числе среди украинских граждан, которых российские военные всячески пытаются избежать, рискуя при этом своими жизнями.

— Есть ли сведения, что США могут попытаться воспользоваться проведением специальной военной операции для раскачки ситуации в России и странах СНГ? На днях в Антитеррористическом центре СНГ указали, что фиксируются попытки экстремистских организаций подстегнуть протестные настроения для дестабилизации, вплоть до попытки захвата власти. Отмечаете ли вы такие тенденции, какие меры противодействия принимаются?

— К сожалению, попытки различных террористических и экстремистских организаций подстегнуть протестные настроения в обществе и использовать их для дестабилизации внутриполитической ситуации, в том числе в государствах — участниках СНГ, не прекращаются. Январские события в Казахстане тому пример. Как вы знаете, благодаря миротворческой миссии ОДКБ, реализованной в духе союзнической взаимной поддержки, удалось предотвратить подрыв целостности Казахстана и обеспечить нормализацию обстановки в стране. Другой пример — Украина, где в результате госпереворота в 2014 году к власти в стране при поддержке Запада пришли неонацистские силы, которые развязали гражданскую войну в Донбассе и на протяжении восьми лет саботировали все усилия международного сообщества по урегулирования этого конфликта. Реализуемая сейчас Российскими вооруженными силами специальная военная операция направлена в том числе на противодействие реальным опасным вызовам расползания нацистской идеологии с территории Украины.

— Можно ли считать, что на фоне всего происходящего диалог России с США по кибербезопасности полностью заморожен и теперь каждый в этой сфере сам за себя?

— Профессиональный и деполитизированный диалог России и США в области обеспечения международной информационной безопасности способен приносить конкретные плоды.

Работа на данном направлении ведется под эгидой аппарата Совета безопасности Российской Федерации и Совета национальной безопасности США. Состоялся ряд встреч в формате "Кремль — Белый дом" с участием представителей компетентных ведомств. Одним из конкретных результатов стало пресечение деятельности преступной группировки REvil, совершавшей нападения на объекты критической инфраструктуры с применением "вирусов-вымогателей".

Что касается перспектив профильного сотрудничества, отмечаем, что усилий лишь одной стороны недостаточно для продолжения взаимодействия. Это, как говорится, "улица с двусторонним движением".

Надеемся, что "дух Женевы", возникший после встречи лидеров России и США в июне 2021 года, возобладает и американцы сохранят конструктивный настрой и здравый смысл

 Наша страна всегда открыта к деполитизированному и прагматичному диалогу на основе комплекса конкретных мер, предложенных президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в сентябре 2020 года.

— Нынешний кризис отчетливо показал уязвимость цифровых ресурсов перед внешними угрозами, которые направлены как против государства, коммерческих структур, так и против рядовых граждан. В этой связи не следует ли России задуматься о том, чтобы пересмотреть подходы к форсированной цифровизации всего и вся?

— Процесс цифровизации уже запущен и носит необратимый процесс. Цифровизация экономики рассматривается многими странами как один из основных драйверов собственного развития, обеспечения безопасности и защиты суверенитета.

Для нашей страны цифровая экономика призвана решить среди прочего задачи обеспечения информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства, а также создания глобальной конкурентоспособной инфраструктуры.

Не стану брать на себя технические вопросы, относящиеся к компетенции других российских ведомств. Затрону лишь политические аспекты данной сферы и вклад МИД России в этот процесс.

Преступления в информационном пространстве имеют поистине глобальный характер, наносят существенный урон экономической деятельности государств, ущерб бизнес-структурам, благополучию миллионов людей и все чаще используются в качестве маскировки для подрыва общественно-политической и социально-экономической обстановки внутри государств, несут угрозу их суверенитету. По инициативе Российской Федерации в системе ООН запущены и действуют два магистральных переговорных процесса.

В соответствии с резолюцией ГА ООН №74/247 от 27 декабря 2019 года учрежден Спецкомитет по разработке всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ (информационно-коммуникационных технологий — прим. ТАСС) в преступных целях. Российский представитель избран его вице-председателем. Предложенная нами и принятая консенсусом резолюция ГА ООН №75/282 закрепила приемлемые план и порядок дальнейшей работы Спецкомитета.

27 июля 2021 года Российская Федерация первой среди государств — членов ООН при соавторстве Китая, Белоруссии, Никарагуа и Таджикистана официально внесла в Спецкомитет полноценный проект конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях, получивший поддержку ряда стран.

Важнейшим треком остается Рабочая группа ООН открытого состава (РГОС) по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самих ИКТ 2021–2025, созданная в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №75/240 от 31 декабря 2020 года и уполномоченная продолжить в качестве приоритета выработку правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информпространстве.

Принятием 6 декабря 2021 года консенсусной резолюции ГА ООН №76/19, предложенной нами совместно с США, удалось закрепить РГОС в качестве единственного переговорного механизма по международной информационной безопасности (МИБ) под эгидой ООН и подтвердить ее мандат.

Мы продолжим нашу стратегическую линию на разработку в рамках РГОС норм, принципов и правил ответственного поведения государств в информационном пространстве и придание им юридически обязывающего характера, продвижение концепции Конвенции ООН об обеспечении МИБ, закрепление в рамках Спецкомитета российских подходов в будущей конвенции ООН о противодействии использованию ИКТ в преступных целях.

Важнейшим для нас является продвижение кандидатур российских представителей в руководящие органы Международного союза электросвязи (МСЭ): Рашида Исмаилова для избрания на пост генерального секретаря МСЭ и Николая Варламова для переизбрания в новый состав Радиорегламентарного комитета на выборах в ходе Полномочной конференции в 2022 году (Бухарест, 26 сентября — 14 октября 2022 года — прим. ТАСС). МСЭ является специализированным агентством ООН в области ИКТ.

Важным направлением работы становится повышение эффективности государственно-частного партнерства в сфере МИБ, а также укрепление сотрудничества в этой области с региональными объединениями. Ведется многоплановая работа по подписанию целого комплекса документов по международной информационной безопасности, включая двусторонние межправительственные соглашения, со странами СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки. Только за два последних года было подписано пять соглашений по МИБ — с Индонезией, Ираном, Киргизией, Никарагуа, Узбекистаном, а всего их — 14. 

Беседовал Артем Попов