Посол РФ: Эстония ведет себя враждебно
Посол России в Эстонии Владимир Липаев рассказал в интервью ТАСС о враждебном настрое эстонских властей по отношению к России, а также ответил на вопросы об атмосфере в Таллине.
— Фиксируются ли провокации в отношении посольства России в Эстонии и российских дипломатов? Могут ли дипломаты и члены их семей спокойно выходить на улицу, или есть реальные угрозы их безопасности? Готовы ли власти Эстонии в целом обеспечивать безопасность наших загранучреждений, как этого требуют в Москве?
— Я бы не стал преувеличивать риски и опасности, с которыми сегодня сталкиваются наши дипломаты, работающие в Эстонии, но в целом обстановка не очень стабильная. Есть опасения, что она может начать развиваться по неблагоприятному пути, несмотря на уверения эстонских официальных властей в обратном. Особо комфортным режим нашей работы назвать нельзя. Развязанная на Западе оголтелая антироссийская кампания с откровенно русофобским подтекстом, к сожалению, была энергично подхвачена в Эстонии. Это создает благоприятную среду для агрессивных хулиганских выходок подпавших под влияние западной пропаганды не вполне адекватных граждан. Посольство уже стало объектом их атак, был поврежден домофон с видеокамерой в консульском отделе, в основном здании разбито окно с историческим витражом.
Пока ни полиция, ни МИД не предложили нам возместить причиненный ущерб
Одному нашему сотруднику даже угрожали убийством. Правда, полиция отчиталась, что угроза была эмоциональным всплеском и реального намерения кого-либо убивать у злоумышленника не было. Утешает, конечно, но тревога как-то остается… Нельзя пройти мимо таких фактов, как размещение в сети Интернет неким Артуром Ауконом "поздравительной" открытки по случаю 8 Марта, адресованной российским матерям, с изображением гробов для их сыновей — такая вот свобода выражения мнений… Неприятно удивил поступок моего коллеги, посла Эстонии на Украине Каймо Кууска, который опубликовал на своей страничке в Twitter фотографию популярного ликера Vana Tallinn в виде "коктейля Молотова" с очевидным намеком использовать его против граждан России. Печально, что подобные акции не осуждаются, а значит, по меньшей мере молчаливо одобряются.
Складывается впечатление, что мы с эстонскими коллегами по-разному понимаем нормы международного права. Мы читаем, как написано, они — как хотят. К примеру, согласно статье 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, государство пребывания должно принимать все возможные меры к обеспечению спокойствия иностранной дипмиссии и ограждению ее от разного рода оскорблений. Сегодня перед зданием посольства размещены многочисленные плакаты, содержащие откровенно оскорбительные, подчас нецензурные выпады в отношении России и ее руководства, вплоть до нацистской символики. При этом полиция запрещает их удалять, полагая, видимо, что они способствуют спокойствию и безопасности дипмиссии. Странные представления.
Повторюсь, серьезных инцидентов у нас пока не было. Правоохранительные органы Эстонии все-таки стараются выполнять свой профессиональный долг, но атмосфера вокруг посольства такова, что эксцессы полностью исключить нельзя. Хотелось бы, чтобы дело до этого не дошло.
— Ряд европейских стран грозились выслать российских дипломатов из-за спецоперации на Украине, причем некоторые страны уже осуществили высылку. Идут ли такие разговоры в Эстонии? Рассматривает ли Россия возможность сокращения дипломатического присутствия в Эстонии на фоне антироссийских настроений в стране?
— У нас нет информации о таких намерениях эстонской стороны, и мы в свою очередь не планируем уменьшать численный состав нашего посольства хотя бы по той причине, что даже в самые сложные времена поддержание дипломатического канала связи является крайне важным для межгосударственных отношений. Кроме того, проживающие в Эстонии многочисленные граждане России нуждаются в полноценном консульском обслуживании. Разумеется, мы рассчитываем на то, что посольство в Таллине и генконсульство в Нарве будут иметь возможность работать в спокойном и безопасном режиме. Если же какие-либо рестриктивные меры последуют с эстонской стороны, мы вынуждены будем дать симметричный ответ.
Ничего нельзя исключать, но хотелось бы избежать такого сценария
— 7 марта правительство Российской Федерации расширило список недружественных стран, в который вошла в том числе и Эстония. Как это отразится на сотрудничестве Москвы и Таллина? Как к таким мерам относятся граждане Эстонии, представители бизнеса?
— К сожалению, сотрудничество между нашими странами прервано по инициативе эстонской стороны практически во всех сферах: торговля, транспорт, культура, спорт и так далее. Эстонией был взят курс на конфронтацию, она ведет себя как враждебная страна по отношению к России. Неудивительно поэтому, что она попала в список недружественных государств, к чему, похоже, очень стремилась. Разумеется, российские экономоператоры понесут потери, однако и для эстонского бизнеса и рядового потребителя такая политика ничего хорошего не сулит. Выпадают существенные доходы в области транспортного транзита, энергетики, деревообрабатывающей промышленности. С трудностями из-за снижения поставок минеральных удобрений придется столкнуться сельскому хозяйству, страдает мелкий и средний бизнес. Хотелось бы напомнить нашим эстонским коллегам, что ситуация в мире, которой прикрываются деструктивные для двусторонних отношений решения, рано или поздно изменится и придет в норму, но восстановить то, что сегодня бездумно и легкомысленно разрушается в угоду сиюминутной конъюнктуре, будет очень непросто. А громогласно провозглашаемые планы по политической, экономической изоляции России, в которой сосредоточено свыше 20% мировых природных ресурсов, однозначно обречены на провал по вполне объективным причинам. Еще сто лет тому назад Сергей Есенин писал: "С этими запасами руды нам не страшна никакая мировая блокада…" Как видите, все повторяется. Можно только порекомендовать нашим оппонентам лучше читать классику, а не убирать русскую литературу с книжных полок магазинов, как они сейчас поступают.
— Как российская сторона воспринимает привлечение Украины к работе Центра киберзащиты НАТО в Таллине в свете текущих событий? Видит ли Москва в этом реальную угрозу безопасности в киберпространстве?
— Центр передового опыта НАТО в области кибербезопасности в Таллине действует с 2008 года. В его работе принимают участие более 30 стран, часть из которых не являются членами Североатлантического блока. Между Эстонией и Украиной сотрудничество в киберсфере также ведется уже на протяжении ряда лет. Поэтому существенной угрозой для безопасности России участие Украины в работе этого центра не является. Однако такое решение имеет важное символическое значение, поскольку иллюстрирует планы Запада по постепенному вовлечению Украины в систему антироссийского военного планирования и ее интеграции в натовскую инфраструктуру. Таким образом, наши обоснованные опасения на этот счет подтверждаются. За первым шагом, безусловно, последовали бы и другие, преследующие цель создать из Украины антироссийский плацдарм для политического, экономического, идеологического и не в последнюю очередь военного шантажа нашей страны. В том числе против этих замыслов и направлена проводимая сейчас Вооруженными силами Российской Федерации специальная военная операция.
— Есть ли у России данные об участии эстонских военных в качестве иностранных наемников в боевых действиях на Украине?
— Таких данных у нас нет. Надеюсь, этого и не случится. Минобороны Эстонии рекомендовало своим гражданам, особенно тем, кто состоит в вооруженных силах и войсках территориальной обороны, воздержаться от поездок на Украину в качестве добровольцев, правда, однозначного запрета на это не установило. А вот присоединяться к вооруженным силам и формированиям России и Белоруссии, оказывать им военное или невоенное содействие, каким-либо иным образом участвовать в их действиях гражданам и жителям страны запрещено решением правительства Эстонии от 3 марта 2022 года.
Беседовала Джамиля Рахматуллина