Гендиректор "Москонцерта": мы намерены сменить стилистику всех площадок в ходе ребрендинга

Илья Бачурин. Пресс-служба "Москонцерта"
Илья Бачурин

Илья Бачурин рассказал ТАСС о задачах, которые ставит перед собой и "Москонцертом", о ребрендинге учреждения и новых инициативах проекта

Столичное учреждение культуры "Москонцерт" в последний год запустило ряд творческих проектов, которые стали востребованы у московского зрителя. Среди них — иммерсивные представления в здании мэрии Москвы, молодежный интерактив "Фанерон. Город мечты" и многое другое. Сейчас организация работает на двух постоянных площадках, а этим летом появится и третья — в ДК им. Горбунова. О будущих проектах и ребрендинге учреждения рассказал в интервью ТАСС генеральный директор "Москонцерта" Илья Бачурин.

— Не так давно исполнился ровно год, как вы стали гендиректором "Москонцерта". Чего удалось достичь за это время?

— Всего за год мы проводим около 2 тыс. мероприятий. И приходя сюда, я ставил перед собой и командой "Москонцерта" задачу в первую очередь поднять уровень и значимость наших мероприятий в культурном пространстве города. Чтобы этого достичь, безусловно, необходимо было провести ряд структурных изменений. В частности, трансформировать и расширить коллектив. И за год к нам пришли такие важные деятели искусства, как Юрий Квятковский, Петр Айду, Мария Литвинова, Алексей Франдетти и многие другие. Я благодарен команде за доверие и уверен, что вместе мы с поставленными задачами справимся.

Среди новых и важных проектов этого года хочу отметить запуск молодежного проекта "Фанерон", большой перформативный концерт, посвященный открытию Года Александра Скрябина в Московском концертном зале "Зарядье", партнерство с Национальной премией в области креативных индустрий. Нам удалось вдохнуть новую жизнь в наши мероприятия и не потерять тот потенциал, который собирал "Москонцерт" вот уже 90 лет.

В работе мне помогает как мой продюсерский, так и медийный опыт, навыки организации крупных мероприятий. Церемонии Олимпийских игр в Сочи, Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года, строительство и запуск крупнейшей в Восточной Европе кинотелевизионной студии "Главкино", множество медийных проектов — все это сейчас очень помогает в работе в "Москонцерте".

— Какие планы у вас по ребрендингу "Москонцерта"?

— Мы начали ребрендинг в первую неделю, как я стал директором "Москонцерта". Вместе с командой довольно быстро разработали и ввели новый логотип и элементы фирменного стиля. Это было сделано совместно с художником Евгением Желваковым. Но на этом мы не остановились. Обновляются и площадки. Мы намерены сменить стилистику всех площадок в ходе ребрендинга. Таким образом, они будут более интересны молодежной публике. И главное — мы стремимся расширить палитру мероприятий и сделать их более яркими, актуальными.

Кроме того, сейчас всей командой активно занимаемся подготовкой к запуску нашей новой площадки во Дворце культуры им. Горбунова. В 1990-е годы это место было культовым, славилось своими рок-концертами, а потом был непростой период, прежняя аудитория была утрачена, новой не появилось. Сегодня постараемся сделать ее интересной самым разным группам зрителей. Планируем концерты, фестивали, спектакли, и первые мероприятия пройдут там уже этим летом.

— Ожидаются ли серьезные изменения в работе организации в этом году?

— Если говорить про глобальные изменения, то они уже идут полным ходом, начавшись со смены организационной структуры, обновления штата. Все это выльется в новые возможности и, как следствие, в улучшение репертуарной работы и новые большие мероприятия, которые ранее не делала команда "Москонцерта".

Помимо мероприятий, посвященных филармонической музыке, мы направляем значительные усилия и на развитие сегмента программ, который рассчитан на детскую публику. Напомню, что в структуре на постоянной основе работают три детских театра.

Также площадку "Москонцерт Холл" ждет серьезное обновление под руководством Алексея Франдетти, которое начинается с самого простого — с переименования ее в "М-Холл". Там мы планируем в этом году подготовить и осуществить ряд постановок в формате музыкального театра. Мы верим, что так площадка получит новый импульс и найдет своих новых зрителей.

— Насколько увеличилось число посетителей в "Москонцерте" после снятия всех ограничений, связанных с коронавирусом? Можно ли уже расширять линейку мероприятий в связи со спросом?

— Линейку мероприятий мы уже расширяем и вне зависимости от спроса, это плановая работа, про которую я немного уже сказал. Если говорить про увеличение спроса после снятия ограничительных мер, то резкого скачка мы не зафиксировали. Ведь после спада заболеваемости коронавирусом пришли и другие события в мире, которые не особо стимулируют людей ходить на культурные мероприятия. Поэтому я считаю, что нам просто надо сконцентрироваться на своей работе. И все же такого спада, который был в 2021 году, мы сейчас не наблюдаем.

— Какой средний возраст у посетителей "Москонцерта"? Какие мероприятия вы могли бы порекомендовать для всей семьи вне зависимости от возраста?

— Аудитория "Москонцерта" очень разная по возрасту, культурным запросам, и нельзя вывести какой-то усредненный показатель. Поэтому и универсально хороших мероприятий быть не может. Например, к нам приходят дети от трех лет на специальные тематические программы, постановки. А вот более взрослая публика больше любит филармонические концерты, джаз, до сих пор востребован эстрадный сегмент. Ко всем нашим зрителям мы относимся с любовью и уважением, но приоритетом считаем привлечение молодежной аудитории, и для этого запускаем ряд новых проектов, среди которых "Фанерон".

— Сейчас интерактивная площадка "Фанерон. Город мечты" работает в Москве на постоянной основе. Как планируется развивать проект в ближайшие год-два?

— Проект "Фанерон" начался с идеи группы молодых авторов, предложивших создать комикс про город будущего. Идея превратилась в первый выпуск объемом в 70 страниц, на основе которого "Москонцерт" создал уникальное интерактивное пространство, представляющее город будущего в выставочном зале "Манеж". И за пару недель его посетили более 20 тыс. человек.

По завершении мы начали планировать постоянную площадку, понимая, что хотим не просто представить развлечения для разных сегментов аудитории под брендом "Фанерон", но собираемся создать условия для работы с сообществом комиксистов и людей, увлеченных идеями будущего. В качестве результата мы хотели бы получать и озвучивать или представлять в виде комиксов видение самых разных слоев нашей аудитории, каким они хотят видеть будущее Москвы — и в общем, и в деталях. Например, каким будет образ общественного транспорта, какими могут быть здравоохранение, культура, спорт, конечно же, мода. Примерно такой набор вопросов мы постараемся поставить перед нашими гостями на площадке "Фанерона", в частности в лаборатории, которая там действует ежедневно и работает бесплатно.

Ответы мы систематизируем, сможем сделать из этого комикс, а может, соберем в какую-то более практически применимую историю, некий формат для использования этих идей.

— Ранее вы говорили, что планируете создать на базе "Москонцерта" место для развития молодых специалистов, которые занимаются комиксами. Есть ли уже концепция этого проекта и сроки его реализации?

— Сейчас место для развития молодых специалистов — это как раз "Фанерон". Там есть лаборатория, в которой работают авторы комикса нашего проекта — довольно большая команда молодых людей, им всем около 20 лет. И у них всех есть большие достижения в творчестве. Например, Максим Чумин имеет опыт работы с компанией Marvel Comics с 17 лет. Кто-то и сейчас продолжает работать с крупными издательствами комиксов по всему миру.

Но самое важное, что главным своим проектом они считают "Фанерон", потому что это не просто комикс, но возможность, по сути, повлиять на будущее родного города. Это выделяет проект из ряда всех остальных. Однако помимо "Фанерона" есть план проведения лабораторий по танцу, вокалу, музыкальному театру на площадке "М-Холла".

— Можно ли посетить "Фанерон. Город мечты" по Пушкинской карте? Насколько, на ваш взгляд, она помогает привлечь молодое поколение в культурные учреждения, в частности в "Москонцерт"?

— Я считаю, что Пушкинская карта — это очень крутое изобретение, идея, воплощенная в огромном федеральном масштабе. Рад, что московские культурные институции играют ключевую роль в этом проекте, и я рад, что "Москонцерт" всеми своими мероприятиями подключен к Пушкинской карте. Она эффективна и реально работает. По ней приходят молодые люди, и их количество велико. Единственное, чего я хотел бы пожелать этому проекту, — это увеличения лимитов для каждого пользователя. Для "Москонцерта", для всех наших проектов, в частности для "Фанерона", это было бы очень здорово. Пушкинская карта — наш постоянный и важный партнер.

— Более полугода назад вы запустили иммерсивные спектакли в здании мэрии Москвы. Как будет развиваться работа на этой площадке?

— Иммерсивный спектакль, который сделали Юрий Квятковский и Петр Айду, полюбился всем, кому посчастливилось прийти на ул. Тверскую, 13 в качестве посетителей. Каждый день в этом здании проходят важные городские и международные мероприятия, а вечером в выходные теперь проводятся концерты, которые может посетить каждый.  Помимо артистов "Москонцерта" в нашем спектакле участвуют оркестр "Московская Камерата", артисты из "Мастерской Брусникина", учащиеся Школы-студии МХАТ, фантастические солисты-вокалисты. Проект получился, и он прожил на площадке более полугода. Сейчас мы планируем расширить репертуар за счет самых разнообразных концертов. Новинки мы начнем обкатывать уже летом, не дожидаясь сезона. Я считаю лето неплохим временем для запуска любых программ. Работа на площадке идет успешно, новый репертуар уже в разработке, и скоро мы его анонсируем.

— Планируете ли провести в этом году новый сезон проекта "Балетомания"? Чем намерены удивлять зрителей в этот раз?

— В этом году проект запускается "Москонцертом" в четвертый раз. И поводов для радости гостей будет достаточно. Например, в программе проекта — трехактный балет "Дон Кихот" и одноактные балеты "Кармен. Пахита. Вальпургиева ночь". В постановке балета "Жизель" на сцену в очередной раз выйдут четвероногие приглашенные артисты — прекрасные русские борзые, они уже зарекомендовали себя как самые грациозные члены танцевальной труппы. Но помимо этих приглашенных звезд, а также уже полюбившихся всем основных солистов Театра балета классической хореографии — Дианы Еремеевой, Кирилла Попова, Натальи Чезгановой, Степана Косыгина, Идалии Назмутдиновой, Варвары Терешиной, Оксаны Бондаревой и Надежды Ивановой — во всех постановках будут задействованы и новые исполнители, несколько дебютных выступлений — Максим Панин, Маргарита Почивалова, Арсений Барановский. И то, что стало уже традицией "Балетомании", — участие звезд и солистов Большого театра в некоторых постановках.

Беседовала Елена Кульбак