Беглов: инвестиции в Петербург продолжаются, меняется их структура
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов рассказал ТАСС, устоит ли экономика города в условиях западных санкций и чем в этом поможет проведение ПМЭФ, будут ли предприятия Петербурга производить запчасти для "Автоваза", каким будет туристический поток, половину которого раньше составляли иностранцы, и в какой одежде будут ходить петербуржцы.
— Александр Дмитриевич, Санкт-Петербургский международный экономический форум в этом году проходит в условиях жестких западных санкций в отношении России. Как вы оцениваете перспективы петербургской экономики в этих условиях? Прогнозируется ли снижение инвестиций в экономику Петербурга в 2022 году, в каком объеме? В каких отраслях экономики оно будет наиболее заметным и почему?
— Северная столица была и остается надежным партнером для российских и иностранных инвесторов. Безусловно, западные санкции сказываются на динамике инвестиций. Прогнозы на год делать рано, текущая картина у каждой отрасли своя.
Так, в первом квартале в сравнении с январем-мартом 2021 года зафиксировано снижение инвестиций в металлургию (на 16,9%), производство машин и оборудования (на 13,9%).
Отмечен рост инвестиций в транспортировке и хранении (на 60,7%), в строительстве (на 28,2%), в профессиональной, научно-технической деятельности (на 22,7%) и деятельности в области информатизации и связи (на 16,6%).
Лидеры по объему капиталовложений у Петербурга остались прежними. Это промышленность — 22 млрд рублей (доля в общем объеме инвестиций в основной капитал — 22,1%); транспортировка и хранение — 19,3 млрд рублей (19,3%); операции с недвижимым имуществом — 13,9 млрд рублей (13,9%).
Инвестиции в Петербург продолжаются, меняется их структура. Экономика подстраивается под новые реалии. Одни компании сворачивают деятельность или планы развития. Приходят другие, готовые занять освободившиеся ниши, вкладывать свои средства в бизнес-проекты на территории города
Мы ждем от ПМЭФ-2022 усиление тренда на замещение, на формирование новых экономических связей.
Серьезное подспорье для регионов сегодня — новые президентские механизмы государственных инвестиций. Так, нашему городу уже одобрено более 30 млрд рублей федеральных бюджетных кредитов на реализацию крупных инфраструктурных проектов в 2022–2025 годы.
Кроме того, федеральный и региональный антикризисные оперативные штабы приняли важные пакеты мер поддержки инвестиций. Петербург докапитализировал Фонд развития промышленности на 2 млрд рублей и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса на 1 млрд рублей. Мы также перезапускаем механизмы офсетного контракта, специнвестконтракта, активизируем концессионные соглашения, внедряем новый региональный инвестиционный стандарт, стимулируем инвестиции в научно-исследовательские разработки.
Все эти решения приняты недавно. Эффект от них проявится ближе к концу года, тогда можно будет корректно оценить годовую динамику инвестиций в основной капитал. И в целом, и по отраслям. Текущую оценку инвестиционной привлекательности Петербурга даст на ПМЭФ традиционный рейтинг Агентства стратегических инициатив. И в прошлом, и в 2022 году город многое сделал для поддержки предпринимательства. Надеемся, эта работа отразится на результатах рейтинга.
— Есть ли опасение, что из-за приостановки ряда производств (автомобили и т.д.) в Санкт-Петербурге снизятся поступления в бюджет?
— Городские финансы не дают оснований для беспокойства. За пять месяцев 2022 года налоговые поступления в бюджет Санкт-Петербурга составили почти полтриллиона рублей. Они на 214 млрд рублей, или на 75,3%, больше, чем в январе — мае 2021 года. Подчеркну, что в мае объем собранных налогов практически удвоился — рост в 1,9 раза к аналогичному периоду предыдущего года.
Безусловно, основная прибавка сложилась по итогам налоговых расчетов с бюджетом за прошлый год и за первый квартал 2022 года. Но это очень серьезная прибавка.
Сверхплановые доходы позволяют нам сформировать необходимый резерв, который поможет городу во второй половине года. Когда влияние западных санкций, а также последствий ухода или приостановки работы западных компаний может стать заметнее. Пока правительство Петербурга не видит предпосылок для секвестра.
— Если все-таки секвестр станет реальностью, какие статьи расходов придется сокращать?
— COVID-19 научил нас готовиться к любым сценариям. Мы в постоянном режиме определяем для себя приоритетность тех или иных расходов бюджета Санкт-Петербурга.
Уже в начале марта мы знали, как поступить, чтобы обеспечить ввод всех объектов АИП 2022 года (адресная инвестиционная программа — прим. ТАСС) без секвестра бюджета.
Мы были готовы заморозить часть расходов на другие объекты АИП, с более поздними сроками ввода. Принимать такие решения нам не пришлось.
Сегодня финансирование на городские проекты развития выделяется в полном объеме. Идет активное заключение контрактов. Мы продолжаем, как и планировали, строить школы и детские сады, больницы и поликлиники, новые станции метро, дороги и развязки.
У города развитая, диверсифицированная экономика, хорошая подушка безопасности. При необходимости могут быть приостановлены затраты не первоочередного характера. Приоритеты мы не меняем. На первом месте исполнение социальных обязательств перед гражданами
Обеспечим выплату зарплат бюджетникам и работникам госучреждений Петербурга. Бесперебойное функционирование школ, детских садов, больниц и других социальных объектов. А также достройку социальных объектов со вводом в эксплуатацию в 2022 году.
— Когда автозаводы в Санкт-Петербурге возобновят работу? Какой-либо из заводов сообщал об уходе из города?
— Сейчас заводы автопроизводителей на территории Санкт-Петербурга находятся в простое. Это временная ситуация. Компании прорабатывают цепочки поставок автокомпонентов, необходимых для продолжения производства автомобилей. Сотрудники получают от работодателей две трети заработной платы. На некоторых предприятиях автокластера, по нашей информации, выплачивают зарплату полностью.
Все последние годы город вместе с автоконцернами работал над повышением уровня локализации производства. Политика политикой, но наши партнеры приросли к Петербургу. Станки, оборудование, рынки сбыта, местные поставщики деталей. Никто не хочет уходить. Официальных заявлений об уходе с российского рынка представители петербургского автокластера не делали. С компаниями осуществляется постоянное взаимодействие. Ведем мониторинг ситуации, готовы оказать содействие в случае необходимости. Ждем возобновления производства при полном восстановлении логистики.
— Найдут ли покупателей местные производители комплектующих, если автозаводы надолго остановят производство?
— С ними тоже отлажены эффективные механизмы взаимодействия. Город окажет производителям автокомпонентов помощь в поиске альтернативных вариантов сбыта продукции. Прорабатываем и другие варианты поддержки.
Отмечу, что автопром занимал большую, но не стопроцентную долю в их сбыте. Есть поставщики, которые почти не пострадали, потому что имели большой диверсифицированный внутренний рынок. Новые возможности могут открыться и в российском автомобилестроении, по мере развития производства проверенных временем отечественных марок.
— Недавно завод "Автоваз" возглавил Максим Соколов, работавший одним из ваших заместителей. Планирует ли уже Петербург развивать сотрудничество с этой компанией в поставках комплектующих?
— В конце нулевых Максим Юрьевич активно участвовал в реализации президентского проекта по привлечению на берега Невы ведущих мировых автомобильных концернов и созданию петербургского автокластера. Он хорошо знаком с нынешними возможностями наших производителей автокомпонентов.
В случае если компании "Автоваз" понадобятся комплектующие из российских регионов, мы обязательно поможем нашим производителям установить деловые контакты с АО "Автоваз" и наладить поставки. А также организуем поиск в Петербурге необходимых производителей компонентов по запросам АО "Автоваз".
— Нет ли планов использовать отечественные автомобили этой марки для нужд города, его администрации?
— Северная столица регулярно закупает и использует машины "Автоваза" для городских предприятий, обеспечения работы различных служб. В декабре приобрели 18 автомобилей "Лада Гранта" для Государственной административно-технической инспекции, в конце мая — небольшую партию "Лада Веста" для Гостехнадхора.
Не исключаю, что встанет вопрос о более масштабных закупках на "Автовазе" для нужд города. Сегодня, как уже сказал, мы рассчитываем на возобновление работы наших, петербургских автомобильных заводов. Администрация Санкт-Петербурга — давний и стабильный заказчик их продукции
— Сколько иностранных компаний города сейчас находится в простое? Сколько у них сотрудников? Как простой влияет на экономику города?
— К 10 июня в Петербурге простаивали порядка 16 тыс. человек на 74 предприятиях. Из них 89% — сотрудники компаний с иностранным участием. Одними из лидеров по численности являются предприятия автопрома — 41,5% от общей численности работников, находящихся в простое.
На общую ситуацию в городской экономике простой сегодня не влияет. Напомню, что в Петербурге, по официальным данным, работают свыше 3 млн человек. Число простаивающих составляет менее 0,5%. Подчеркну: они не являются безработными ни формально, ни фактически. Отправляя людей в простой, работодатель, как правило, нацелен на сохранение персонала. Например, в ближайшее время открытие бывшего "Макдоналдса" под новым брендом сократит число простаивающих в Петербурге на несколько тысяч человек.
Очень важно, что все 74 предприятия соблюдают закон и платят не менее двух третей заработной платы. Город за этим внимательно следит. Как уже сказал, некоторые работодатели, например в том же автокластере, сохраняют полный заработок. Жалоб от сотрудников, попавших под приостановку работы, на ущемление их прав или принуждение к увольнению мы не получали.
— После заявлений ряда импортных компаний об уходе с рынка Санкт-Петербурга комитет по промышленной политике, инновациям и торговле сказал о возможности возрождения марки "Сделано в Петербурге". Предполагает ли воссоздание этого бренда официальное оформление, поддержку со стороны городского правительства? Какие отрасли он может затронуть?
— В новой экономической реальности мы сразу запускаем очень конкретные проекты, которые можно быстро реализовать. Один из вызовов — уход популярных западных брендов. Есть варианты их замены компаниями из стран Азии. Но у города есть и свой вариант ответа. Это проект "Петербургский дизайн".
Мы сформируем пилотные площадки в торговых центрах. Подберем для них дизайнеров в соответствии с той ценовой категорией и целевой аудиторией конкретной локации. Определим оператора, который займется оснасткой помещения (кассовая техника, оформление торгового зала и т.д.), сервисным обслуживанием и непосредственно заключит договор аренды с торговым комплексом.
Весь процесс будет проходить в цифровом формате, включая заключение договоров. Для дизайнеров размещение будет бесплатным, аренду оплатит город. Пилотный проект позволит нам оценить его эффективность, чтобы потом масштабировать. Планируем в дальнейшем выйти на принципиально новую модель взаимодействия ТЦ и петербургских дизайнеров. Чтобы торговые центры сопровождали проект, помогали ему расти, становиться лучше, профессиональнее.
Город не только окажет поддержку торговым центрам в подборе дизайнеров, но и дизайнерам в их развитии. В творческих кадрах недостатка не будет. У Петербурга достаточно высших и средних профессиональных учебных заведений для этой индустрии
— Как сейчас в Петербурге обстоят дела с аукционами по закупке лекарств? Не наблюдается ли срывов от поставщиков? Планируется ли дополнительное финансирование на развитие этой отрасли в городе?
— Это один из приоритетов правительства Петербурга, защищенная статья расходов. Дело не в деньгах, их как раз хватает. Разрушилась система логистики, работавшая даже на пике пандемии COVID-19. Трудно закупать, в том числе — сырье для собственного производства. Трудно доставлять импортные лекарства, которые пока не заместил наш фармкластер.
Все аукционы на закупку лекарственных препаратов город объявляет и проводит в соответствии с действующим законодательством. Сразу заключаются контракты с победителями. Но их объемы и темпы поставок лекарств пока недостаточны для полного обеспечения потребностей жителей Санкт-Петербурга.
Мы понимаем трудности бизнеса, стараемся идти ему навстречу. Расширили возможности закупки лекарств у единого поставщика. В некоторых случаях заключаем дополнительные соглашения на увеличение сроков поставки. Задействовали все наши силы и все связи на федеральном уровне, чтобы обеспечивать льготные категории граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Подчеркну еще раз: это вопрос не финансовый. Перестраиваются логистические цепочки. При необходимости мы будем готовы выделить дополнительное финансирование в рамках осенней корректировки бюджета. Потребность оценим, когда подведем итоги закупки лекарств для города в первом полугодии.
— Экономический форум все предыдущие годы был одним из стимулов для роста туристического потока в Санкт-Петербург. Как сейчас обстоят дела с туризмом? На какой туристический поток рассчитывает Санкт-Петербург в этом году?
— В 2021 году Санкт-Петербург принял более 6 млн гостей, из них 5,8 млн — российские туристы. По внутреннему турпотоку мы уже превзошли показатели 2019 года, когда нас посетили 5,5 млн сограждан.
У нас есть все необходимое для дальнейшего развития туризма. Прежде всего, это современная индустрия гостеприимства: 1 200 гостиниц и около 700 туроператоров, которые переформировывают свои предложения с учетом текущей ситуации. Российская гостиничная ассоциация (РГА) признала нас лучшим городом с населением более 1 млн человек для ведения гостиничного бизнеса. Репутация Петербурга как туристического центра продолжает укрепляться. По итогам 2021 года Петербург стал ведущей деловой дестинацией страны в рейтинге Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA). Мы являемся российской столицей событийного туризма.
Очень важно, что по итогам прошлого года 86% туристов оценили уровень гостеприимства в Северной столице как "высокий" или "очень высокий", а 74% выразили желание приехать повторно.
Это наш главный резерв для увеличения внутреннего потока.
Мы еще в пандемию начали расширять линейку туристических продуктов. Превратили в яркие праздники открытие летнего туристского сезона, Петровский фестиваль огня, день рождения Петербурга, 350-летие Петра I. Традиционно, помимо ПМЭФ, ждем наплыва гостей на праздник выпускников "Алые паруса" и главный Военно-морской парад страны
Активно взялись за программу "Новая культурная и туристская география Санкт-Петербурга", включили в нее современные локации — "Остров фортов" в Кронштадте, "Никольские ряды", "Севкабель Порт" и другие.
Задача-минимум текущего года — принять не менее 5 млн гостей. Если откроются зарубежные рынки заинтересованных стран, можем получить порядка 7 млн туристов.
— Какое из направлений туризма — деловое, культурно-познавательное, иное — восстанавливается сегодня в Петербурге после пандемии быстрее всего?
— Классический культурно-познавательный туризм остается основной целью посещения Санкт-Петербурга. В 2021 году он привлек в Северную столицу 2,8 млн путешественников из регионов России (48,2% от общего числа гостей).
Помимо событийного и культурно-познавательного туризма наш город развивает многие направления в сфере путешествий. Это и образовательный туризм, и гастрономический, и промышленный. Важное значение для нас имеет медицинский туризм — уровень здравоохранения в Петербурге очень высокий, а цены доступные. За первые 5 месяцев 2022 года наш город принял более 45 тыс. медицинских туристов. Порядка 80% их них прибыли из стран СНГ, приобрели оздоровительные туры.
— Какова доля иностранных туристов у Петербурга сейчас? Ожидается ли рост турпотока из дружественных стран?
— Число иностранных туристов в Петербурге в прошлом году не превысило 250 тыс. человек. У нас хороший потенциал для международных деловых мероприятий с расчетом на Китай, Индию, Ближний Восток, другие дружественные страны. В этих глобальных макрорегионах есть и капиталы, и энергоресурсы, и заинтересованные люди.
Среди дружественных стран ведем целенаправленную информационную деятельность с республиками бывшего СССР. Россия связана с ними воздушным, железнодорожным, автомобильным сообщением. Путешествие в Петербург жителям СНГ сегодня по карману. Средний чек нашего гостя из ближнего зарубежья составляет около 63 тыс. рублей за поездку на человека. Они готовы платить за знакомство с Северной столицей, мы охотно идем навстречу. Недавно наш город представил свой туристский потенциал на встрече Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте, где собрались представители среднеазиатских республик бывшего СССР.
В мае мы приняли большую группу дипломатов из стран Латинской Америки. Обсудили перспективы расширения культурных и туристских контактов, возможные совместные проекты. Уровень их заинтересованности был очень высокий. Мы представили Петербург как удобную исходную точку для мультирегиональных путешествий, таких как совместная с Москвой программа "Два города — миллион впечатлений" или "Серебряное ожерелье России" с участием 11 регионов северо-запада.
Все аспекты развития туризма в современных реалиях обсудим с экспертами и бизнесом в рамках ПМЭФ. Приглашаю на большую специализированную сессию всех желающих.
Беседовала Екатерина Андреева