Глава Роструда: права каждого человека под надежной и серьезной защитой
Российский рынок труда в текущем году столкнулся с новыми вызовами. Западные санкции повлекли уход ряда зарубежных компаний с территории России, а за ним — трудности для сотрудников этих организаций. О том, как защищаются права таких работников, какую поддержку получают предприятия, которые в том числе оказались в ситуации неопределенности, и о трансформации служб занятости рассказал в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума руководитель Роструда Михаил Иванков.
— В марте часть иностранных компаний приостановила свою деятельность в РФ, в связи с чем довольно большое число россиян находится в простое и в режиме неполного рабочего дня. Поступают ли в Роструд обращения о нарушении трудовых прав в этой связи? Как много? Какие меры предпринимаются?
— С точки зрения обращений, которые поступают в инспекции труда, в том числе по электронным каналам, если возьмем период март — конец мая по сравнению с доковидным 2019 годом, — мы фиксируем снижение количества таких обращений на 7%. А по сравнению с 2021-м мы имеем снижение на 16%. Мы оцениваем ситуацию с точки зрения соблюдения прав работника как спокойную. Каких-то всплесков нарушений мы не видим. Более того, у нас работает горячая линия, куда люди обращаются за консультацией в части трудовых прав. Здесь мы тоже фиксируем спокойную обстановку. У нас сейчас порядка 600 обращений в день, учитывая, что линия работает 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Притом что в 2020 году в апреле-мае доходило до 6 тыс. обращений в день. Тогда люди волновались, не понимали, что будет с ними, их работой и активно обращались к нам за разъяснениями. Сейчас такого уровня беспокойства мы не фиксируем.
— С чем, по-вашему, это связано?
— Это связано, с одной стороны, с тем, что те экономические процессы, которые происходят на предприятиях на данный конкретный момент, они более или менее управляемые. С другой стороны, мы принимаем достаточно серьезные превентивные, профилактические меры как с точки зрения надзора, так и с точки зрения занятости, поэтому мы держим ситуацию на контроле. Но в любом случае ни один гражданин не останется у нас без защиты государства, если что-то случится.
— Защита граждан — первоочередная задача, а какая работа сегодня ведется с компаниями, которые находятся в зоне риска в связи с санкциями?
— Как я уже сказал, мы сосредоточились сейчас на упреждающих мерах, как по линии инспекции труда, так и очень много работы ведется по линии органов занятости. Специально разработан инструментарий, Минтрудом России утверждены методические рекомендации. Мы мониторим работу органов занятости. Первое, что реализуется — это выявление рисков каких-то проблем, которые могут быть с точки зрения занятости. Предприятия, находящиеся под санкциями, которые входят в цепочки поставщиков — все это выявляется и берется на контроль. Кроме того, разрабатываются индивидуальные планы содействия предприятиям. На сегодняшний момент могу сказать, что уже более 4,3 тыс. таких планов разработано. Создаются консультационные пункты — это для работников — их создано уже более 2,8 тыс., многие из них непосредственно на предприятии, где человек может прийти получить информацию, в том числе о мерах поддержки, которые ему могут быть оказаны.
— В чем заключаются эти индивидуальные планы для предприятий и для людей?
— Работа ведется по двум векторам. Первый вектор — если предприятие сейчас перестраивает свои технологические процессы, меняются логистические цепочки и возможен на какое-то время простой, неполная занятость, то у нас достаточно большой инструментарий, которым наши органы занятости могут пользоваться. Это меры как федеральной поддержки, так и региональной поддержки, например, временные оплачиваемые работы, переобучение работников новым профессиям, повышение квалификации. И абсолютная новация этого года — это возможность временно трудоустроиться к другому работодателю, сохраняя свое рабочее место. Это тот тренд, который касается предприятий, которые могут испытывать временные проблемы.
Если все-таки предприятие закрывается, то реализуется второй вектор — для каждого работника описывается его профиль, разрабатывается уже его индивидуальный план, если нужно подучиться, то человек направляется на бесплатное переобучение, если нет такой необходимости, то у нас огромное количество вакансий, и этого работника трудоустраивают на другие предприятия.
— Модернизация служб занятости, проводимая с 2020 года, позволила в нынешний сложный период начать работу с гражданами в проактивном режиме через карьерных консультантов. Как проходит эта работа? Как повлияла модернизация на качество этой работы?
— Вы совершенно правы. Именно во многом благодаря тому, что два года назад началась кардинальная реформа занятости, сейчас органы занятости оказались готовы к тому, чтобы работать индивидуально, персонально и с предприятиями, и с работниками, и с гражданами, находящимися в поиске работы или испытывающими трудности в трудоустройстве. Главная идея всей этой реформы заключается в кардинальном изменении парадигмы работы службы занятости. "Вчерашний" инспектор центра занятости работал с документами, а не с человеком. Наша задача была перестроить, убрать вот этот технологический трек и сделать действительно карьерного консультанта, человека, который общается с заявителем, который понимает его нужды, который проводит профессиональную адаптацию его, который пытается помочь ему выстроить траекторию развития. Индивидуальные планы, о которых я уже упомянул, по сути, это результат работы тех консультантов, которые работают непосредственно с людьми. Они ориентированы не на формальный прием заявки, например, от граждан на содействие в трудоустройстве, от предприятия на подбор работы, а на выяснение всех проблем, выяснение кадровой ситуации. Сейчас мы видим, что та цель, которую мы преследовали на старте реформы службы занятости, те подходы, которые применяем, оказались правильными.
— А какие нововведения еще нужны и планируются?
— Термин клиентоцентричность, который мы используем, требует достаточно серьезных инструментов, чтобы его внедрить. Мы пошли по пути трех таких неразрывных составных частей реформы. Первая — это внедрение единой системы управления качеством государственной службы занятости по всей стране. Она базируется на единой технологии работы всех органов занятости. А все это опирается на единую цифровую платформу "Работа России". Мы уже перевели в цифровой формат основную услугу по содействию гражданам в поиске подходящей работы и работодателю в поиске работника. Теперь человек может подать заявление на единой цифровой платформе. Дальше ему не нужно искать справки, документы, приносить трудовую книжку. Все автоматически делает система в рамках межведомственного обмена информацией. И когда человек приходит к своему карьерному консультанту, там идет уже не проверка документов, а идет конкретная работа. В прошлом году мы завершили переход всех органов занятости страны на эту платформу (Москва перейдет с 1 января 2023 года — прим. ТАСС). В этом году оставшиеся услуги службы занятости также последовательно будут переведены на единую цифровую платформу и в электронный вид. То есть с 1 января следующего года уже все услуги органов занятости в стране будут оказываться на "Работе России". При этом, конечно, возможность личного посещения службы занятости и получения услуг в очном формате сохранится. Таким образом, получать услуги центров занятости станет удобнее. Гражданин и работодатель смогут сами выбирать удобный для них формат взаимодействия со службой занятости: электронно или лично.
Второе. Для того чтобы сотрудники ЦЗН [центров занятости населения] могли работать с человеком, а не с документами, они должны иметь другие навыки, другие знания. Поэтому организовано очень масштабное серьезное обучение работников органов занятости. Уже свыше 4 тыс. человек прошли обучение. Наша задача обучить всех сотрудников органов занятости страны этим технологиям.
Третье — это обновление помещений центров занятости. Они должны быть комфортными, удобными, технологичными. Сегодня около 200 центров занятости в 73 регионах принимают участие в этой трансформации.
Таким образом, вместе с новыми технологическими процессами люди получают совершенно нового уровня современные помещения, куда они приходят за получением услуг. Поэтому это такой большой проект, который очень активно реализуется и дает конкретные результаты.
— Роструд отменил плановые проверки до конца 2022 года, но проводит профилактические визиты. Сколько таких визитов осуществляется? Какие меры предпринимаются?
— Действительно, в рамках принятых правительством решений по снижению нагрузки на бизнес плановые проверки были отменены. Упомянутые вами профилактические визиты — это совершенно новый эффективный инструментарий. Только с начала года уже порядка 10 тыс. таких профилактических визитов наши инспектора совершили. В чем они заключаются? В ходе такого визита наша задача понять, какие есть проблемы у работодателя, найти решения, помочь, подсказать, выявить риски, которые сам работодатель еще не увидел, и помочь их устранить. То есть мы до того, как возникла какая-то проблема с работниками, с трудовыми правами, вместе выявляем эти возможные риски и не даем возможности им реализоваться. Это тоже одна из причин того, что у нас сокращается количество обращений. Потому что до того, как возникнет обращение о правонарушении, уже предприняты меры. Но это один из инструментов. А есть еще ряд инструментов, которые используются уже несколько лет, — это и предостережения, и консультации. Всего с начала этого года инспекции труда провели порядка 90 тыс. профилактических мероприятий.
Поэтому наша главная задача сегодня — это предотвратить. Но здесь должна быть активна и вторая сторона — работодатель, который тоже заботится о том, чтобы не нарушать права работников. Но бывают случаи, когда это не удается. Поэтому в нашем распоряжении остается весь арсенал мер инспекторского реагирования на возможные нарушения, в том числе очень плотно работаем с прокуратурой. Поэтому ни один работник в стране не будет незащищенным. Права каждого человека у нас под надежной и серьезной защитой.
— В последние годы у Роструда очень много важных нововведений. Исключением не стал и портал "Работа России", который значительно расширил свои функции в последние месяцы — это не только поиск работы, но и возможности переобучения для граждан. Какие программы сегодня наиболее популярны? Сколько граждан проходят обучение?
— Портал "Работа России" сейчас уже, согласно изменениям, которые внесены в закон о занятости, называется "Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений". Каждый год там появляются совершенно новые подсистемы, новые модули, которые позволяют реализовывать в цифровом виде и новые процессы, и новые задачи и модернизировать старые. Что касается обучения — это программа, которая реализуется в рамках нацпроекта "Демография". Гражданин подает заявление на "Работе России", а дальше все идет так же, как с гражданами, которые претендуют на услуги в органах занятости по поиску работы: в электронном виде идет проверка условий, соответствует он или нет. Свыше 36 тыс. человек уже обучаются. Это очень востребовано. В программах используются современные образовательные технологии, и дистанционные курсы, и очные. Люди хотят, люди знают, что это дает пользу, и люди активно этим инструментарием пользуются. С точки зрения профессий, в этом году у нас абсолютный пик желающих на специальности в области информационных технологий. На втором месте — это специальности, связанные с кадровыми и финансовыми направлениями. Далее идут, и я думаю, в ближайшее время перегонят — это рабочие и инженерные специалисты, — учитывая, что на предприятиях сегодня они очень востребованы. Поэтому число желающих повысить свою квалификацию, получить новые профессиональные навыки именно в рабочих и инженерных специальностях очень сильно растет.
— Среди включающихся в переобучение регионов есть ли регионы-лидеры и какие?
— Практически все регионы активно включились. Наиболее активные из них сегодня — это Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург, Башкортостан, Краснодарский край, Кемеровская и Свердловская области.
В них наиболее активно работают и органы занятости, которые в рамках общения с людьми по профориентации рекомендуют те или иные программы переобучения.
— Вице-премьер России Татьяна Голикова говорила, что в мае после праздников общее число вакансий на разных платформах выросло на 9%. Фиксируется ли рост вакансий на "Работе России"? Как сейчас обстоит ситуация? Какие вакансии наиболее востребованы и с чем это связано?
— Во-первых, действительно очень серьезный рост. Сейчас 2,3 млн вакансий на портале "Работа России". Связано это с двумя факторами. Основной главный фактор — это то, что уже в активную фазу входит структурная перестройка экономики. Огромное количество предприятий начинают осваивать те ниши, которые ранее были заняты зарубежными производителями и поставщиками. И, соответственно, возрастает потребность в кадрах. Поэтому у нас на сегодняшний день абсолютным топом являются вакансии в сфере производства — свыше 700 тыс. — требуются квалифицированные рабочие, инженеры, также большое количество вакансий на рабочие специальности и без опыта работы с непосредственным обучением на предприятии. Второе место — это строительная отрасль. Там порядка 200 тыс. вакансий. Традиционно требуются каменщики, бетонщики, стропальщики, крановщики, сварщики. Сварщиков я бы отдельно выделил — это очень востребованная сейчас специальность на стройке. И третье место сейчас занимает здравоохранение — порядка 150-160 тыс. вакансий. Там есть и вакансии врачей, и очень большое количество вакансий для младшего и среднего медицинского персонала.
— А выросло ли число пользователей портала? Насколько?
— Сегодня у нас более 13 млн пользователей, идет очень серьезный рост. Ежемесячно прибавляется примерно по 300 тыс. новых пользователей. Мы сейчас интегрировались с основными сайтами по работе, подписали соглашения. Есть поручение президента, в рамках которого мы работаем. Как я уже говорил, граждане через портал могут записаться на бесплатное переобучение, обратиться в службу занятости за содействием в поиске работы. Работодатель через "Работу России" может направить сведения в органы службы занятости в рамках исполнения статьи 25 закона "О занятости населения", разместить свои вакансии, в том числе через службу занятости, а также подать заявку на участие в программе субсидирования найма. Все это обеспечивает приток пользователей и, я уверен, он продолжит расти.
Беседовала Софья Куликова.