21 июня 2022, 12:10
Интервью
ПМЭФ-2022

Сергей Кравцов: историческое просвещение должно идти через все обучение в школе

Сергей Кравцов. Антон Новодережкин/ ТАСС
Сергей Кравцов

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) рассказал о причинах введения исторического просвещения, помощи школам Донбасса, а также о предстоящей встрече министров образования зарубежных стран.

 Сергей Сергеевич, в начальных и старших классах вводится историческое просвещение. Это будет сделано за счет урезания часов по другим предметам? Вырастет ли нагрузка на учителей в этом плане? На учеников?

— Что касается нагрузки, то учителям и ученикам не стоит волноваться — мы будем использовать возможности текущей школьной программы. Просто расставим акценты, подготовим учителей и дадим им необходимые материалы, видеоконтент. Ребята же будут получать информацию в удобном им формате.

Мы же не придумываем что-то с нуля. Работа велась и раньше, а теперь лучшие практики будем тиражировать по всей стране. Самое главное — историческое просвещение должно идти через все обучение в школе, должна быть сформирована преемственность подходов и знаний по истории.

 Если планируется усилить историческое образование в школе, можно сделать вывод, что есть какие-то проблемы с уроками по истории, с их качеством?

— Не могу согласиться с этим высказыванием. Этот вывод не верен по своей сути. У нас всегда было особое отношение к историческому знанию, к преподаванию истории.  Уже то, что исторический профиль подготовки в педвузах — один из самых популярных, говорит о многом.  Более того, школьники сами подсказывают нам векторы развития. Есть актуальный пример. Недавно по инициативе активистов мы создали объединение юных историков "Сила — в правде!". И уже за месяц его работы получили от них десятки предложений о том, как сегодня учить историю в школе, какие форматы были бы интересны самим школьникам.

 Школы Донбасса с 1 сентября перейдут на российские образовательные стандарты. Что это подразумевает?

— Поддержка образовательного процесса в Донбассе — одно из приоритетных направлений нашей работы. Привлекаем российские регионы. В каком виде? Предлагаем им взять шефство над детскими садами и школами республик. Совместно со всеми заинтересованными сторонами стараемся оказывать конкретную помощь. Речь о таких направлениях, как повышение квалификации педагогов, учебная литература, инфраструктура. А также переход на российские ФГОС.

Уже сейчас проведены консультации для министерств образования ДНР и ЛНР, а педагогические работники Донбасса активно принимают участие в просветительских мероприятиях, организованных для поддержки введения обновленных образовательных стандартов на территории нашей страны. К 1 сентября их число увеличится до 7 тыс. педагогов и 1,5 тыс. управленческих кадров, а с учетом разных форматов и площадок будут охвачены более 16 тыс. человек.

— Вы еще упомянули учебную литературу. Понятно ли уже что-то по объемам и когда она будет поставлена?

— Почти 80% от необходимого объема учебной литературы будет поставлено в ЛНР и ДНР до 1 сентября. Это учебники по тем предметам, без которых невозможна организация образовательного процесса, — русский язык, история, география, математика, физика. Завершим эту работу в течение сентября.

 Недавно вы говорили, что за лето будут проведены все необходимые мероприятия по обеспечению безопасности детсадов, школ и колледжей. Как эта работа устроена?

— Естественно, безопасность образовательных организаций — на постоянном контроле. Ключевая задача за время летних каникул — подготовиться к началу учебного года. Все регионы проведут своего рода аудит: проверят соответствие объектов высоким стандартам безопасности. Должны быть организованы соответствующие инструктажи, налажено четкое взаимодействие с компетентными органами, а также подготовлены регламенты действий для ответственных лиц. В этой работе важно все, ведь это касается безопасности наших детей.

 С 1 сентября в школах будут поднимать государственный флаг и исполнять гимн, утвержден определенный стандарт. Школы это могут воспринять как обязательное мероприятие. Как это будет проводиться зимой?

— Все содержится в утвержденном стандарте. Понятно и четко разъяснили пошагово процедуру этой церемонии. Многие школы уже проводят поднятие и спуск государственного флага нашей страны в начале и в конце учебной недели. Для них это не будет в новинку, тем же, кому нужна методическая поддержка, поможем с организацией. Уже разослали соответствующий стандарт, подготовленный совместно с Геральдическим советом при президенте Российской Федерации.

Кстати, к нам поступает множество вопросов о том, кто должен принимать участие, как должна проходить эта процедура. То, о чем вы, собственно, и спросили про зиму. И здесь мы не стали изобретать ничего нового. Холодно, снег, дождь — администрация школы должна выбрать подходящее внутреннее помещение. Если погода позволяет, то проводите церемонию в школьном дворе. Все очень просто. В общем, решение об этом принимается руководством образовательной организации и должно учитывать много факторов.

 Находясь на ПМЭФ, не могу не задать вопрос: как сейчас развивается сотрудничество в сфере образования с другими странами?

— В декабре этого года соберем большой форум с министрами образования зарубежных стран. Это наши давние партнеры в рамках БРИКС, ШОС. Сейчас готовим и программу, и приглашение коллегам.

Учитывая период пандемии, текущую обстановку, этот форум станет первой такой крупной встречей профильных министров. А с учетом долгого отсутствия очных контактов эта встреча выглядит очень многообещающей. Что немаловажно — сделаем форум ежегодным. Наполним дискуссии актуальными темами, программами развития, которые помогли бы в нашем стремлении не только развивать качество образования внутри страны, но и передавать лучшие наработки зарубежным коллегам. Мы всегда были и остаемся центром притяжения для всех, кто ищет лучший опыт в системе школьного образования, и, конечно, открыты к диалогу.

 Еще одна важная тема образовательной повестки этого ПМЭФ — выбор профессии в современном быстро меняющемся мире. Какие подходы используете в своей работе?

— В подготовке школьников к осознанному выбору профессии помогают требования ФГОСов и в целом наша учебная программа. Ведь в школе ребята знакомятся с разными аспектами жизни, пробуют себя в разных областях знаний. Например, в рамках предмета "Технология" ученики получают представление о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий, их разнообразии. В старшей школе действуют учебные планы одного или нескольких профилей обучения — естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического и универсального. Много где ведутся элективные и факультативные курсы, которые также помогают детям понять, что им интересно.

Для учащихся 6–11-х классов существует программа "Билет в будущее". Уже проведено более 21 тыс. профориентационных уроков. Более 1 млн обучающихся посетили профориентационные мероприятия, а некоторые из них хотя бы раз получили рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории.

С этого года в школах появятся инженерные классы судо- и авиастроительного профиля. Все это — неплохой старт для ребят попробовать себя в том или ином деле, сделать выбор того пути, по которому они хотят развиваться.

Беседовал Кирилл Борискин 

Теги:
ПМЭФ-2022