Аудитор Счетной палаты: госуправление должно перестраиваться из-за санкций
В интервью ТАСС аудитор Счетной палаты России Светлана Орлова рассказала о грядущих проверках министерств и ведомств, качестве госуправления в России и новых вызовах для него в связи с пандемией и санкционным давлением, импортозамещении, противодействии коррупции и других инициативах контрольного ведомства.
— Светлана Юрьевна, впервые сектор госуправления столкнулся с крупным вызовом в пандемию коронавируса. Вы как считаете, система справилась?
— Наше госуправление достойно выдержало ковид. Были приняты оперативные меры, сделаны необходимые шаги в части здравоохранения, строительства госпиталей и лекарственного обеспечения. Также был обеспечен переход на удаленный формат работы, многие процессы переведены в режим онлайн. Сейчас мы начинаем проверку 51 министерства и ведомства и проанализируем все, что касается цифровизации.
— То есть по части того, как государство прошло ковид, у вас претензий нет?
— Наше государственное управление выдержало этот сложный экзамен. Конечно, не без изъянов — были определенные проблемы с местами, пришлось строить новые госпитали. Но это общемировая проблема, с этим столкнулись все страны. О каком бы государстве ни шла речь, у всех были проблемы, многие из них не были разрешены на первом этапе. Поэтому мы констатируем, что система этот экзамен выдержала, а дать оценку его итогам должно общество. Именно люди, граждане ответят, насколько они удовлетворены результатами предпринятых действий, довольны или недовольны.
— В июне вы встречались с арабскими и египетскими партнерами. Расскажите, что обсуждалось.
— Да, действительно, в рамках ПМЭФ мы встретились с коллегами из Арабских Эмиратов и Египта. Страны прислали большие делегации, а Египет был официально почетным гостем форума. До этого, в ноябре 2021 года, мы участвовали в большой конференции. Она проходила в Арабских Эмиратах и собрала представителей более чем из 50 стран мира. Тогда я выступила с двумя докладами о противодействии коррупции: в целом и непосредственно в спорте. Вторая тема была затронута неслучайно. В спорте постоянно меняются правила, к нам не всегда относятся справедливо. Эти темы как раз и нашли продолжение на площадке в Санкт-Петербурге.
— Аудит госуправления требует квалифицированных кадров. Где вы их берете?
— Кадры в Счетной палате хорошие, профессионалы своего дела. Например, недавно ко мне директором департамента перешел один из сильнейших специалистов Министерства экономического развития. Там он занимался всеми госпрограммами, стройками, инновациями и так далее. Все начальники инспекций, которых в моем направлении четыре, высокопрофессиональные люди. К тому же мы обучили собственных дата-стюардов.
Тут отмечу, что Алексей Кудрин (глава Счетной палаты — прим. ТАСС) очень много внимания уделяет обучению. И вы поверьте, я за последнее время столько не училась, сколько учусь в Счетной палате. Потому что все время мы разбираем различные кейсы, проводим конференции и обучение, мы приглашаем представителей разных стран, специалистов. Вот даже при подготовке проекта Счетной палаты по противодействию коррупции мы работали с экспертами Высшей школы экономики, РАНХиГС и с востребованными на рынке экспертами. От экспертного мнения многое зависит, оно очень важно. Многие дела разваливаются именно из-за отсутствия хорошей, глубокой экспертизы. Поэтому наша задача — подготовить методические рекомендации, фиксировать в базе все примеры, которые мы будем находить.
— Вы постоянно обмениваетесь опытом на международном уровне. Как на фоне других стран смотрится качество госуправления России?
— Тут хотелось бы начать с того, что современная система госуправления России нашла отклик за рубежом. Очень многое из нашего опыта взяла на вооружение Китайская Народная Республика. Подчеркиваю, именно из современного госуправления. В частности, они переняли систему принятия бюджета. От этого никуда не уйти: доходы, расходы, профициты. Какие программы финансировать в первую очередь, что финансировать: развитие экономики, промышленности, социальную сферу. Дальше: социальные вопросы. Любое правительство уделяет им пристальное внимание. Бедность — сейчас это серьезная мировая проблема, не только у нас в России. Наступает глобальная проблема голода. Как к этому подходить, как смотреть, что решать? Благо, сельское хозяйство у нас развито. Конечно, мы не снимаем по четыре урожая в год, как в ряде стран, но по крайней мере дважды в год точно. Я была губернатором (губернатор Владимирской области — 23 сентября 2013 года – 8 октября 2018 года, врио губернатора — 24 марта – 23 сентября 2013 года, – прим. ТАСС) и сама много занималась сельским хозяйством. Очень много хорошей продукции сегодня, засеиваются земли, которые порой десятилетиями зарастали бурьяном, есть мясная, молочная продукция.
По поводу госуправления. Под таким объемом всевозможных санкций страна, конечно, еще не жила, и, естественно, госуправление должно перестраиваться. Как никогда раньше актуальным стал вопрос импортозамещения. За 2021 год на эту цель было выделено 330 млрд рублей. А давайте посмотрим, куда они делись. Что мы сделали, какие цепочки выстроили, на какие рынки вышли? Мы же что-то предвидели, понимали, что мы уже частично живем под санкциями. Об этом говорит и президент: стратегии мы с вами делали, а кто вообще проверил, как они выполнялись? Кто-то хоть раз к ним вернулся? Нет. А надо вернуться.
— И вы планируете это сделать?
— Конечно! Мы изучаем, как они выполнялись. Обидно и недопустимо, когда выдаются такие объемы средств, а освоение составляет, к примеру, 39%. Такого не должно быть. Это указывает на наличие проблем в планировании, в документации. Нужен, не нужен этот объект, но побежали все строить школы, больницы. А какая логистика? Какое посещение будет? Сколько туда придет детей? Как это будет выгодно в этом, или в том, или в другом микрорайоне, какое качество? Будет ли там современное все, что нужно сегодня для детей?
Далее — цифровизация. Страна увеличила на 44% финансирование на цифровизацию. А когда смотришь на результаты исполнения этих средств (какая программа закуплена, какие компьютеры, какая база данных внедрена), находятся недостатки, не выполняется импортозамещение. Я просто этим занималась, когда была губернатором, — я сдавала завод, который делает трубопроводную арматуру для Арктики. А у нас, оказывается, другие компании на рынке, которые создаются за 10 тыс. рублей и гонят контрафакт. Эти же вещи надо все смотреть.
— Когда вы планируете первые итоги получить?
— Мы проводим глубокое исследование, изучаем ситуацию в 51 министерстве и ведомстве. Первые результаты появятся не раньше конца года.
— Согласны ли вы с тезисом о том, что импортозамещение в России провалено? Особенно критикуют самолетостроение, авиаперевозки.
— Ярлыки навешать можно. Но пока не проведена проверка, нет итогов объективного исследования, я это не приемлю. Так нельзя говорить ни про самолетостроение, ни даже про импортозамещение. Сначала нужно посмотреть, какие сегменты сделаны. К тому же в современном мире сложно перейти на полностью отечественную продукцию. В Европе, например, страны также интегрируются — они берут одну деталь, а все остальные детали делают другие. В этом нет ничего страшного.
По той же стройке у нас было 63 тыс. объектов незавершенного строительства на 5 трлн рублей. Правительство при нашем участии разработало дорожную карту. Так вот, на сегодняшний день исполнение по объектам "незавершенки" уже превышает 60%, такой процент освоенных на строительство средств. Но такая ситуация — освоено свыше 60% ассигнований — далеко не во всех министерствах. Зачастую подавляющая часть суммы остается на конец года, когда начинается гонка за результатом, от чего страдает качество. Поэтому это такая, я бы сказала, скрупулезная работа по настройке госуправления на новые задачи, так называемый комплаенс. То есть разбор необходимых действий в условиях санкций, принятия решений по кадрам, необходимым профессиям. Мы должны предвидеть все изменения на десятилетия вперед. Действующая Стратегия развития страны до 2050 года уже не должна быть той стратегией, которую изначально принимали.
— Помимо качества госуправления вы еще курируете противодействие коррупции. Об этом не принято говорить открыто, но, к сожалению, проблема существует.
— Коррупция — это явление трансграничное, но с ним можно бороться. Из этого мы и исходим. Сейчас мы работаем над методическими рекомендациями, которые как раз позволят сформировать среду добросовестности. Конечно, здесь не все от нас зависит. Большую роль играют прокуратура, правоохранительные органы. Например, это касается расчета тарифов на энергетику. Это серьезная проблема, с которой я сталкивалась, работая губернатором. Так, тариф повышен всего на одну копейку, а в конечном итоге пенсионер получает счет под 9 тыс. рублей. Поэтому эта сфера требует глубокого изучения. После всех форумов, посвященных коррупции, у меня сложилось понимание, что мы движемся вперед и продолжим движение, мы открыты.
Самое главное, у общества есть востребованность в диалоге, это важнейший фактор. Все это понимают, и правительство понимает. Ведется более жесткий контроль за исполнением поручений — это тоже хороший фактор. Контрольное управление президента сегодня жестко контролирует все поручения главы государства. Они тоже частично не выполнены, и их надо выполнять. Потому что за каждым поручением стоят люди, и не просто люди — это инвалиды и семьи с детьми-инвалидами.
— Поручения президента, безусловно, должны исполняться беспрекословно, но, может быть, правительству и самому стоит побольше проявлять инициативы?
— Существуют планы социально-экономического развития, есть национальные проекты — их никто не отменял. Роль президента как гаранта конституции в том и заключается, чтобы отмечать аспекты, на которые нужно обратить внимание.