7 августа 2022, 09:30
Интервью

Фильм приняли на международной арене: Александр Сокуров о премьере "Сказки" в Локарно

Александр Сокуров. Сергей Карпухин/ ТАСС
Александр Сокуров

О международной премьере картины, русском кино, необходимости отмены цензуры и отъезде Кантемира Балагова

6 августа на 75-м Международном кинофестивале в Локарно, считающемся одним из самых значительных киносмотров в Европе, состоялась мировая премьера нового фильма Александра Сокурова "Сказка". Картина посвящена периоду Второй мировой войны и поднимает вопросы о роли личности в истории и ответственности политических лидеров перед согражданами.

О своих впечатлениях от первого публичного показа картины, о том, ждут ли "Сказку" в России и какие фильмы нужны сегодня российским зрителям, режиссер рассказал в блиц-интервью ТАСС на полях кинофестиваля в Швейцарии.

— Мировая премьера "Сказки" состоялась. Как, по вашим впечатлениям, картину приняли в Локарно?

— Я счастлив, что мы показали фильм. Это огромное событие сегодня для меня и для всей моей будущей жизни. Огромное событие. Фильм приняли и понимают, я очень этому рад. Хотя фильм содержательный, непростой.

— Получали ли вы какую-либо реакцию на фильм от своих зарубежных коллег по цеху?

— Да, конечно. Я не буду сейчас никого раскрывать. Смотрели мои друзья в Италии, Китае. Это очень большая для меня профессиональная поддержка.

— Про ваш фильм было много хвалебных откликов еще до премьеры. Не ощущаете ли на себе "культуру отмены"?

— Нет, не ощущаю. Более того, после фестиваля, когда мы с Николаем Янкиным вернемся в Петербург, я хочу внести еще некоторые профессиональные изменения в фильм, кое-что по звуку и так далее, перед тем как он будет показываться в мире. Нет-нет, вокруг таких фильмов всегда идет борьба и профессионального отрицания, и политического отрицания, и исторического отрицания. Это вполне естественно.

— Поступали ли вам предложения о показах "Сказки" в России?

— Предложения о показах "Сказки" в России поступали из разных районов страны, ее очень хотят показывать.

— Многие говорят, что кинотеатры сейчас теряют свои позиции, перестают быть массовым искусством. Ваш фильм нужно смотреть на большом экране или телевизора с планшетом будет достаточно?

— Любой фильм, который создан человеком, имеющим профессиональное мастерство и профессиональное умение, конечно, надо смотреть на большом экране. А этот фильм — тем более. Потому что он повествует, рассказывает о камерных событиях, индивидуальных, персональных. И события, которые имеют значение для огромного числа людей. Конечно, на экране. Там много музыки, интересного изображения, интересной эстетики. Я бы хотел, чтобы, конечно, смотрелся на большом экране.

— Если абстрагироваться от вашего творчества, какие фильмы нужны сейчас зрителям в России? Условно: комедии или авторское кино?

— Фильмы всякие нужны, у людей разные вкусы, разный уровень культуры, разные потребности. Да и в жизни бывают разные моменты, когда нужно себя немножко согреть. Все жанры, какие возможны в визуальном искусстве, все нужны. Важно, чтобы доступ к созданию фильмов был широким, и чтобы его получили наиболее талантливые люди из нас. Мы в России предрасположены к кино, я в этом уверен уже много лет. То, что мы сделали со "Сказкой", никто в мире не мог бы сделать. Мы сделали "Русский ковчег" — никто в мире не мог этого делать. И у нас есть молодые режиссеры великолепные, они должны работать.

Не должно быть цензуры, не должно быть ограничений

Мы должны постоянно, непрерывно работать. Кино — это машина, машина должна работать, ездить.

— Ваш ученик Кантемир Балагов покинул Россию и начал работать на Западе. Как относитесь к подобным поступкам? Есть ли, по вашей оценке, отток из киноиндустрии в стране?

— Если у него случится создать художественное произведение в Штатах — прекрасно, пусть будет так. Его задача — создавать художественные произведения. Он способный человек.

— Вы ранее рассказывали о замысле завершить трилогию "Мать и сын", "Отец и сын" и "Два брата и сестра", а также о том, что вы хотели бы создать музыкальный фильм. Есть ли такие проекты в ваших планах? Может, какие-то другие кинопроекты уже находятся в работе?

— Проектов очень много и желания очень много, много эскизов по разным фильмам, разработок. Для меня сейчас главное — найти средства на фильмы моих учеников. Сейчас 17 студентов, которые заканчивают режиссерский курс в декабре этого года в Петербургском [институте] кино и телевидения, я очень переживаю за них. Очень хочу, чтобы они смогли сделать свои первые большие работы.

— Тема прошлого и фигура Сталина по-прежнему вызывают много дискуссий в обществе и среди специалистов. В этой связи как вы считаете, какой поворот может принять эта дискуссия? Как фильм может повлиять?

— Чем больше будет разных мыслей, чем больше будет разных художественных высказываний на тему истории России, тем лучше. <…> Потому что в общественном сознании исчерпать эту тему можно, много и разнообразно размышляя об этом.