Все новости

Пушкинский музей привезет в столицу картины Тициана и откроет новую выставочную площадку - Ирина АНТОНОВА

Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС

Директор Государственного музея изобразительных искусств /ГМИИ/ имени Пушкина Ирина Антонова встретилась с корреспондентом ИТАР-ТАСС Анной Нехаевой и рассказала о планах музея. Антонова отметила, что Пушкинский музей продолжит знакомить зарубежную публику со своей коллекцией, привезет в столицу картины Тициана и откроет новую выставочную площадку.

 

- В каких зарубежных выставках ГМИИ планирует принять участие в этом сезоне?

- У нас большие планы по сотрудничеству с зарубежными собраниями. В Японии мы покажем нашу коллекцию французской живописи XVII - XX веков. С марта-апреля публика в городах Йокагама, Нагойя и Кобе увидит 60 произведений как импрессионистов Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Гогена, Пабло Пикассо, Анри Матисса, так и Никола Пуссена, Франсуа Буше и других. Еще одним масштабным проектом станет выставка польских плакатов XIX - XX веков, которая с успехом уже прошла в Пушкинском музее, а теперь переедет в Варшаву, и затем в Закопане.

ГМИИ участвует в выставочном проекте, который откроется в имении знаменитого британского собирателя XVIII века Роберта Уолпола Хоутон-холле. Уолпол, который считается первым премьер-министром Великобритании, собрал, как тогда считалось, лучшую картинную галерею в Англии. Однако художественное собрание Хоутон-холла было продано Екатерине II, которая положила его в основу создаваемого ею Эрмитажа. Позднее часть артефактов оказалась в коллекции ГМИИ. Наши британские коллеги реконструируют собрание Уолпола в его доме.

- Будет ли ГМИИ участвовать в выставках за рубежом отдельными произведениями?

- Да, конечно. Артефакты музея будут предоставлены в 18 выставочных центрах - Аугсбурге, Вене, Брюсселе, Монпелье, Париже, Руане, Флоренции. Так, картина Пикассо будет выставлена в художественной галерее института Корто в Лондоне. Полотно Валантена де Булонь, французского художника эпохи барокко, увидят ценители прекрасного в Палаццо Венециа в Риме. Несколько экспонатов будет показано на выставке "Пикассо, Брака, Леже и международный язык кубизма" в Комплексе Витториано в Риме и в экспозиции "Отражение цвета. Импрессионизм на поверхности воды" в Руане.

На выставку немецкого изобразительного искусства в Лувре, которая открывается в марте, мы предоставим картину Каспара Давида Фридриха, одного из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии. А знаменитая картина Ван Гога "Прогулка заключенных" поедет в музей в Амстердаме на смотр "Ван Гог за работой".

- Ваш музей систематично знакомит российскую публику с итальянскими собраниями. Продолжите ли Вы эту традицию?

- Несомненно. Буквально несколько дней назад была достигнута договоренность о проведении в конце июня выставки шедевров Тициана в ГМИИ. До этого, в марте, произведения мастера будут показаны в Риме. Московская публика увидит около 14 работ итальянского живописца. В Москву приедет одна из лучших его работ - "Даная" из собрания Национального музея Каподимонте в Неаполе, знаменитая "Флора" из Галереи Уффици и другие. Этот проект станет аналогом выставочного проекта полотен Караваджо.

- Существует ли возможность у жителей городов России увидеть выставки из собрания ГМИИ?

- Мы рассчитываем работать и с музеями России. Подготовлено несколько программ, однако из-за вопроса финансирования который на сегодня не решен, сложно говорить о сроках их осуществления. Имеется договоренность показать картины Рокуэлла Кента в Ульяновске, гравюры Дюрера в Калининграде.

- Каковы планы по научной работе музея?

- Наряду с круглыми столами, конференциями и лекциями, мы намерены написать и издать 2-3-х томную историю коллекционирования в России на примере нашего собрания. Работа над книгами займет около трех лет, а в итоге, я полагаю, мы получим сводный труд, который осветит труд собирателей искусства.

- Расскажите о том, как пополняется коллекция ГМИИ, какие планы существуют в этом направлении?

- В ГМИИ постоянно работает закупочная комиссия. Совсем недавно, при финансировании министерства культуры, мы приобрели картину голландского мастера Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля-младшего "Крещение Христа". Полотно, датирующееся 1620-и годами, уже висит в зале фламандской живописи музея.

Надо сказать, что музей не покупает произведения искусства с аукционов, а основными источниками пополнения являются дары, приобретение через попечительский совет, с помощью спонсоров; систематично выделяет деньги министерство культуры. Так, недавно один из российских коллекционеров преподнес в дар музею подгрудный мужской портрет, написанный Валентином Серовым в 1900 году. На картине изображен Александр Сапожников, чей отец был душеприказчиком Павла Третьякова.

- Как проходит процесс развития музея? Что уже сделано, что предстоит осуществить?

- В конце 2012 года была подписана новая редакция постановления по развитию и реконструкции с уточнением сроков. Дело идет, хотя не так быстро как хотелось бы. Некоторые позитивные сдвиги есть - уже проделана большая работа по проведению коммуникаций всего музейного городка. В мае этого года мы вводим в строй новое здание - один из корпусов дома 8 на Волхонке, который стал частью музея личных коллекций и будет использоваться как еще одна выставочная площадка ГМИИ.

Однако недопустимо медленно решаются вопросы утверждения архитектурной концепции "музейного городка", необходимого изменения системы руководства строительством, не прекращаются попытки осложнить имущественные проблемы по некоторым из домов, уже давно переданных ГМИИ. Мы постоянно испытываем на себе торможение в принятии решений вышестоящих инстанций. Это при том, что уже год назад были даны ясные и твердые указания Президента России ускорить работы на нашем объекте. Мы не прекращаем свои усилия и надеемся, что вопрос необходимости ускорения процесса развития одного из самых знаменитых и известных во всем мире российского музея будет решен. 

 

Анна Нехаева

(ИТАР-ТАСС, Москва)

Архив эксклюзивных интервью в базе данных ИНФО-ТАСС по подписке