Михаил Евраев: если в области уволить до половины чиновников, качество не пострадает
Бывший замглавы ФАС Михаил Евраев год назад был назначен врио губернатора Ярославской области. В сентябре он одержал победу на выборах в качестве самовыдвиженца, набрав более 83% голосов избирателей. Евраев участвовал в предвыборных дебатах, проводил встречи без галстука и организовал открытый кадровый конкурс. В интервью ТАСС избранный глава региона рассказал, как преодолел недоверие ярославцев, почему не боится сокращать управленческий аппарат, когда в Волковском театре будет новый худрук вместо погибшего Сергея Пускепалиса, а также почему главным вопросом считает кадровый.
— Михаил Яковлевич, исполнился год с вашего назначения в Ярославскую область. Если бы вы тогда знали, что произойдет за год, приняли бы предложение?
— Да, конечно. В этом году все происходило примерно так, как я себе и представлял. Я до этого был на госслужбе 18 лет, поэтому очень хорошо знаю и муниципальную службу, и региональную, и федеральную. Имею хорошее представление, что и где у нас происходит.
— На выборах вас поддержали 83% избирателей. Как удалось достичь такого результата? Может, потому, что у вас еще не было отрицательного бэкграунда в регионе?
— Был, он заключался в том, что я не родился и не жил в Ярославской области. Надо было приехать, разобраться в проблемах местности. Конечно, изначально был негатив и очень настороженное отношение ко мне, это понятно, объяснимо и логично. Потом, когда начинаешь общаться, работать, люди судят уже по делам.
И я думаю, что те 83,2%, которые я получил на выборах, это оценка людей по моим делам, а не по словам — у нас же многие умеют говорить красиво
Недоверие преодолевается реальными результатами.
— Советовались ли вы с прежним губернатором Дмитрием Мироновым по поводу каких-то действий, интересовались его оценкой ситуации в регионе?
— Конечно, советовался. Он же отработал здесь пять лет, знает проблемы, знает людей на территории. С его стороны не было никакого негативного отношения. Дмитрий Юрьевич ушел на повышение и занимает очень серьезную позицию — он помощник президента России. Мы продолжаем общаться.
— Намерены ли вы как-то скорректировать вектор развития области?
— Дело не в коррекции вектора, а в том, чтобы действующие позитивные процессы продолжались и укреплялись, а те, что не были запущены по тем или иным причинам, получили старт. Например, мы запустили новые проекты: "Наши дворы", "Ярославский резерв" и так далее.
Но для меня вопрос номер один — это кадры. Необходимо серьезное укрепление, потому что от людей зависит все. Сейчас идет работа по созданию профессиональной компактной управленческой команды из людей инициативных и неравнодушных на всех уровнях: и на муниципальном, и на региональном.
— Вы говорили о необходимости сокращения чиновничьего аппарата. Кого уволят в первую очередь? Сколько человек будет сокращено?
— Этот процесс будет на всех уровнях, аппарат будет сокращен на треть. Структуры сильно раздуты, где-то даже больше, чем на одну треть, что очевидно. Но мы проводим сокращение не для того, чтобы получить сэкономить, а для того, чтобы создать достойные условия труда. Потому что когда люди получают 18-20 тысяч рублей на государственной или муниципальной службе, вряд ли можно рассчитывать на качественные решения, а от качества решений зависит, как мы с вами живем.
Я глубочайше уверен, что в некоторых случаях аппарат можно сократить не только на треть, но и на 50- 60%, и ничего с точки зрения качества не пострадает, а станет только лучше
Сейчас мы объявили об оптимизации численности госслужащих, чтобы с одной стороны создать нормальные условия труда, а с другой, чтобы был спрос с людей за принимаемые ими решения. Те, кто уходит, будут защищены выплатами за счет бюджета Ярославской области. Все будет сделано по-человечески.
Вы знаете, сколько человек в правительстве работает? Более 2 000, это без подведомственных учреждений, которые выполняют управленческие функции. Это армия просто. А сколько, например, работает в мэрии Ярославля? 1 200. Я считаю, есть возможности для оптимизации.
— Не возникнет ли проблемы безработицы?
— Во-первых, у нас ее практически нет, она составляет 0,7 % — это один из лучших показателей в стране. Во-вторых, у нас большое количество вакансий в сферах культуры, соцзащиты, в медицинских организациях, на производстве.
— Актуальная тема — частичная мобилизация. Как решается проблема, которую ставит президент, бороться со случаями неправомерного призыва и другими нарушениями? Как поддерживаете мобилизованных и их семьи?
— Проблемы и ошибки возникают, их надо оперативно исправлять, и они оперативно исправляются. Если говорить про поддержку, то, конечно, мы это делаем. Узнаем, какие потребности нужно закрыть. Например, всем мобилизованным приобретаем дополнительно второе обмундирование — полный комплект. Покупаем наушники, фонарики, спальные мешки, медикаменты…
Подготовка у нас проводится на базе ракетного училища, это нормальные человеческие условия: курсантские казармы в теплом здании с телевизорами, санузлами — все как положено. Небольшая часть ярославцев едет на подготовку в Кострому. Работаем с семьями мобилизованных — освободили от оплаты детских садов и бесплатно обеспечиваем детям горячее питание в школах.
Плюс создали региональный штаб движения "Мы вместе", куда люди могут перечислить пожертвования. Разместим информацию о штабе на билбордах, там будут QR-коды, с помощью которых можно подключиться к помощи. Изначально мы выделили средства из нашего бюджета, 48 млн рублей, ну а дальнейшая помощь идет вот таким образом. Люди участвуют довольно активно, к нам подключается и бизнес, например, в Переславле два предприятия будут предоставлять свою продукцию.
В училище, где проводится подготовка, будут выезжать специалисты, узнавать, какая нужна помощь, собирать с мобилизованных заявку. Я тоже планирую туда выехать, со всеми пообщаться, все напрямую узнать.
— Как вы поддерживаете тех, кто попадает под действие санкций?
— У нас нет такой проблемы. В этом плане нам повезло: у нас есть серьезные предприятия с иностранным капиталом, их больше десятка, и они все продолжают работать.
Многие предприятия как раз наоборот очень бурно сейчас развиваются. Что радует, так это проактивная позиция промышленников, которые видят для себя в сложившейся ситуации новые ниши, новые возможности. Это не значит, что у них нет проблем — проблемы есть и с поставщиками, и с логистикой, и в ряде случаев со сбытом. Но предприниматели в России в целом тренированные, недавно была большая тренировка по ковиду у всех. Они быстро адаптируются к новым условиям, наша задача их поддержать. Когда все стали ставки повышать, мы понизили ставку по инвестиционному кредиту до 1% годовых. Или, например, у нас в списке системообразующих было 11 предприятий, но мы обратились к федерации и увеличили это количество до 38.
— Владимир Путин поддержал инициативу строительства третьего моста через Волгу. На какой стадии сейчас проект? Почему он важен для области?
— Даже в непростое время мы поставили вопрос о необходимости строительства третьего моста в Ярославле. Сейчас идет экспертиза технико-ценового аудита, проходит Главгосэкспертиза. Далее мы пойдем в Минтранс. Стоимость всего проекта вместе с развязками может быть 50-60 млрд рублей, стоимость третьего моста — около 18 млрд рублей. Сроки строительства — с 2023 года по 2027.
Цель строительства моста, который будет иметь по две полосы в каждую сторону, не только разгрузить исторический центр города, но и создать новые возможности для развития Ярославля: все транспортные потоки будут автоматически переориентированы, разгрузятся магистрали, получат развитие новые районы. Идея была заложена еще в 1971 году в генплане, это огромная серьезнейшая история. Вот, посмотрите на карту — мост серьезно разгрузит движение в центре города. У нас получится по сути южное полукольцо.
— Кстати, о карте у вас на стене. Почему многие дороги покрашены в черный цвет?
— Это то, что нужно ремонтировать. Причем это только областные. Если же покрасить тем же цветом плохие муниципальные дороги, то это уже будет не карта, а "Черный квадрат" Малевича. Это очень серьезная проблема для региона, и мы ей занимаемся в ежедневном режиме.
— Вы большое внимание уделяете Ярославлю, недавно организовали подсветку зданий в зоне ЮНЕСКО. Подсветку еще не получила Церковь Иоанна Предтечи, знаменитый храм с 1000-рублевой купюры. Будет ли вестись работа по этому объекту?
— Прежде всего церковь Иоанна Предтечи необходимо отремонтировать, о чем мы беседовали с премьер-министром Михаилом Мишустиным, и он дал соответствующее поручение. Это один из вопросов, который мы будем решать с федеральным правительством. Цена вопроса не менее 1 млрд рублей. Пока есть резолюция премьер-министра, но средства еще не выделены.
— В центре Ярославля в зоне ЮНЕСКО планировали построить пятизвездочный отель. Все ли разрешения получены? Сколько этажей будет у здания?
— Этот проект остановился именно из-за археологии, но он обязательно будет реализован, мы находимся с инвестором на связи. Сейчас с Министерством культуры завершается итоговое согласование. Мы надеемся, что до конца года этот процесс завершится, и в следующем начнется реальное строительство. И тогда параметры будут уже понятны. Пока говорить об этажности мы не можем, но все требования будут соблюдены.
— В сентябре произошло трагическое событие — погиб художественный руководитель старейшего в России Волковского театра Сергей Пускепалис. Он инициировал проект реконструкции здания театра, занимался организацией крупных театральных проектов. Кто продолжит эту работу? Есть ли кандидатуры на должность худрука?
— Этот вопрос сейчас решается в Министерстве культуры, я предполагаю, что они проведут открытый конкурс. Мы проговаривали с министром культуры Ольгой Любимовой, что кандидатура худрука в любом случае будет согласовываться с нами, то есть с Ярославской областью. Моя задача сделать так, чтобы это не стало сюрпризом для региона.
Беседовала Светлана Сергеева