Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики и главный тренер национальной команды Ирина Винер в интервью ТАСС подвела итоги уходящего 2022 года, рассказала о своей любви к Азии, объяснила, почему Лала Крамаренко способна стать лидером сборной на долгие годы и когда у сестер Авериных наступит новый этап в жизни.
— Сезон-2022 подходит к концу. Будут ли до конца года еще какие-нибудь соревнования, в которых выступят члены сборных России по художественной гимнастике?
— В начале декабря в Сочи у нас с большим успехом прошел турнир Алины Кабаевой "Небесная грация". И этим стартом сезон не заканчивается. До 20 декабря в Москве пройдут соревнования, на которых выступят как совсем юные спортсменки, так и юниорки. На этих соревнованиях, которые получат название "Рождественские звездочки" и приурочены к новогодним праздникам, взрослых гимнасток не будет. Награждать лучших спортсменок доверят Деду Морозу и Снегурочке, а сам турнир будет театрализованным.
Также мы планируем соревнования во Дворце (Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой в Лужниках — прим. ТАСС) в конце декабря (с 25 по 30 декабря), а 29 декабря пройдет гала-концерт, состав участников которого будет очень сильным. Вместе с нашими звездами, которые будут делать программу под музыку, перед зрителями выступит певец Ильдар Абдразаков, это величина номер один в оперном мире. И так счастливо сложились звезды, что в этот предновогодний вечер у него появилась возможность выступить у нас с сольным концертом. 30 декабря его ждут в "Зарядье", а с 3 января он открывает сезон в "Ла Скала" оперой "Борис Годунов".
Мы бесконечно счастливы, что наши девочки будут выступать под эту великую музыку. Ну и конечно, будет оркестр с нашим постоянным дирижером Михаилом Шехтманом, которого я считаю тоже гениальным человеком. Также будет очень сильная скрипачка Елена Таросян, которую я называю "женщиной-Паганини".
Кроме того, у нас будут соревнования в Узбекистане, куда нас пригласили. На турнире будут выступать гимнастки разных возрастов, и в том числе взрослые. Возможно, туда поедет Лала Крамаренко.
— Если начать подводить итоги этого сезона, то 2022 год стал, наверно, для вас самым сложным на посту главного тренера сборной и президента Всероссийской федерации художественной гимнастики?
— Для меня все годы были непростыми, и я не скажу, что 2022 год получился тяжелее других. Но самым неприятным, конечно, выдался прошлый год, когда была пандемия, когда мы не могли тренироваться в полную силу. Когда у нас не было возможности приходить в зал и выходить на улицу, мы все равно старались тренироваться в комнатах. Мы постоянно находились на базе в Новогорске. Это было очень сложное время.
В начале этого года нам разрешили проводить мероприятия с 30-процентной наполняемостью трибун, и мы провели пять новогодних представлений совместно с представителями других видов спорта. И в целом 2022 год получился очень напряженным, соревнования следовали одно за другим почти каждую неделю в различных регионах нашей страны, где открылись новые спортивные комплексы.
Та же "Небесная грация" проходила в Сочи в самом большом зале мира, как объявили зрителям во время турнира. Там есть великолепная разминочная площадка на 6 ковров, зал для соревнований на 950 мест, прекрасная библиотека, музей, бассейн и гостиница на 244 места.
По задумке Алины Кабаевой, это будет место для тренировок команд из тех городов, где нет спортивных залов. Место для плодотворных занятий девочек, которые способны добиться высокого результата, но пока лишены возможностей для этого.
— Насколько сложно настраивать гимнасток тренироваться в полную силу в условиях невозможности участия в международных стартах?
— Нет никаких проблем. У нас соревнования проходят на очень высоком уровне, и все прекрасно понимают, что сейчас в чемпионатах мира и Европы принимают участие гимнастки, которые на три головы ниже наших спортсменок по мастерству. И мотивация у российских гимнасток стала еще выше.
Теперь у нас стало еще больше регионов, раньше в 82 регионах России занимались художественной гимнастикой, а сейчас добавились Донецкая и Луганская народные республики, которые присылают заявки на участие во всех соревнованиях. Сейчас наши турниры с большим правом могут именоваться чемпионатами мира, потому что многие регионы обладают очень сильными спортсменами, которые составляют серьезную конкуренцию.
— Открыл ли этот год новые имена в российской художественной гимнастике?
— Их очень много. Но я хочу прежде всего сказать о совсем маленьких девочках 2016 года рождения, которые не так давно выступали на международных соревнованиях в Таиланде. Более старшие девочки, которым сейчас от 8 до 12 лет, включают в свои программы элементы, которые были давно забыты по причине того, что Международная федерация гимнастики (FIG) на протяжении многих лет выступала за упрощение программ.
FIG хотела, чтобы победы одерживали представительницы и других стран, но чего в итоге добилась? На последнем чемпионате мира практически все золото выиграла итальянка (София Рафаэлли — прим. ТАСС). И еще одну золотую медаль в отдельных видах выиграла девочка из Германии с русской фамилией (Дарья Варфоломеев). Три года назад на юниорском мировом первенстве в Москве она заняла только 15-е место. А сейчас она стала второй в многоборье на взрослом чемпионате мира. Это о чем-то говорит?
— Российская школа художественной гимнастики — сильнейшая в мире. Но белорусские гимнастки также не из последних. Не кажется ли вам, что в этом сезоне очных встреч ведущих россиянок и белорусок было маловато? Может быть, в следующем сезоне количество таких турниров увеличится?
— Вы правы, в этом году было немного совместных турниров. Но мы всегда приглашали белорусских спортсменок, а Белоруссия приглашала нас на определенные турниры, и мы к ним приезжали. Как и они к нам, хоть и не первым составом, но всегда отвечали согласием на приглашения.
Вот сейчас у Алины на турнире "Небесная грация" выступала сильнейшая гимнастка Белоруссии Анастасия Салос. Алина Горносько выступала на показательных выступлениях. Так что все нормально.
— Сестры Аверины пропустили последние этапы Кубка сильнейших, включая и ноябрьский Кубок России в Петербурге. В какой они сейчас находятся форме? Допускаете ли вы их уход из спорта, если станет понятно, что на Игры-2024 российские спортсмены не едут?
— У россиян и так практически нет шансов поехать в Париж-2024. Аверины сейчас тренируются просто для того, чтобы выступать, чтобы находиться в форме. Они залечили все свои травмы, не принимая участия в соревнованиях некоторое время. Арина и Дина готовы тренироваться дальше.
Сейчас они учатся в МГИМО на курсах повышения квалификации для представителей руководства спортивных федераций, общественных объединений и клубов. Девочки получают очень хорошее дополнительное образование после того, как получили дипломы академии Лесгафта. Я думаю, в ближайшее время они должны выбрать свою стезю, начинать работать. Как тренер могу сказать, что у них все впереди.
— Если участие в Играх-2024 находится под очень большим сомнением, то думаете ли вы сейчас на более дальнюю перспективу? Я имею в виду Олимпиаду 2028 года?
— Как я уже говорила ранее, у нас подрастают очень хорошие девочки, которые уже сейчас показывают великолепные новые элементы.
— В этом году Лала Крамаренко окончательно утвердилась в роли одного из лидеров российской сборной, выиграв Спартакиаду. Довольны ли вы прогрессом этой спортсменки, в чем ее уникальность? На кого из российских гимнасток прошлых лет она похожа?
— Лала не похожа ни на кого. Она утвердилась и превратилась во взрослую девушку. Крамаренко обладает особыми данными, и в том числе в исполнении пируэтов. Она может закрутить огромное их количество, ее выступления вызывают всегда восхищение у специалистов. Лала также очень гибкая и очень хорошо прыгает. Раньше считалось в гимнастике, что тот, кто гнется, не может прыгать. И наоборот. Оба дара в одной спортсменке я увидела сначала у Яны Батыршиной, потом у Алины Кабаевой, а сейчас — у Лалы. Но Крамаренко еще и великолепно вращается.
Ей сделали очень интересные программы, которые она показала в финале Кубка России в Санкт-Петербурге, а затем на соревнованиях "Небесная грация" у Алины Кабаевой. Последний старт стал для Лалы настоящим бенефисом.
— У нас есть все основания предполагать, что Олимпиаду-2024 Крамаренко может пропустить по неспортивным причинам. А до следующих Игр, которые пройдут в 2028 году, она сможет дотянуть?
— Я считаю, что Лала может выступать еще очень долго. Если не возникнет проблем со здоровьем, то она будет участвовать в соревнованиях не только до 2028 года, но и дальше. Так же, как и сейчас Аверины.
— Олимпийский совет Азии выступил на Олимпийском саммите в Лозанне с предложением содействовать участию спортсменов из России и Белоруссии в соревнованиях под эгидой организации в азиатском регионе…
— Я приветствую желание Азии приглашать российских спортсменов на свои соревнования, где они смогут выступать совершенно легитимно, имея одинаковые права с другими участниками. Мы испытываем чувство благодарности, мне Азия всегда нравилась больше, чем Европа. Мы оказывали помощь многим азиатским федерациям, в особенности из республик бывшего СССР. Мы очень много также сотрудничали с Японией и Китаем, сейчас налаживаются хорошие контакты с коллегами из Индии, которым тоже нужна наша помощь. Я этому рада и думаю, что все будет хорошо.
— Существуют ли в России проблемы с судейством на соревнованиях? На Кубке России в заключительный день произошел пересмотр оценок в одном из видов, когда Крамаренко со второго места переместилась в итоге на первое.
— Видите, все это заметили. Это случается, когда кто-то хочет стать первым на новенького. Так, конечно, интересно, но только в том случае, если новенький действительно лучше остальных. И когда Лала блестяще сделала ленту, но получила за это не самую высокую оценку, то все были поражены таким решением судей. Я стала выяснять причину, и оказалось, что две судьи из одной бригады поставили заниженные оценки, из-за которых Лала уступила этой девочке (Марии Борисовой — прим. ТАСС).
Но такое нельзя было оставить без внимания, и в результате проведенного разбора стало понятно, что обе судьи занизили оценки. В итоге Лала получила более высокие баллы, поднялась выше, и все встало на свои места. А спустя несколько дней на "Небесной грации" она выиграла у серебряного призера три балла.
— Отсутствие возможности работать на международных стартах может негативным образом сказаться на профессиональном уровне российских судей?
— Конечно, нет. Наоборот, им приходится сейчас судить выступления спортсменок, которые выступают с очень насыщенными программами, в отличие от тех гимнасток, кто следует новым правилам международной федерации. Нашим арбитрам нужно посчитать на порядок больше элементов, чем если бы они судили сейчас международные соревнования.
— Что вы скажете про переезд в Германию члена сборной России Анастасии Симаковой?
— Симакова — это уже взрослый человек. Она уехала в Германию, где уже давно живут ее родители. Анастасия на протяжении восьми лет была в составе сборных России, имела огромную моральную и материальную поддержку, тренировалась в великолепных залах с высококлассными тренерами и хореографами, пользовалась услугами отличных врачей, диетологов. Были созданы все условия, но она получила травму и год не выступала. Уехала лечиться в Германию, и родители, видимо, уговорили ее остаться.
Она осталась и получила паспорт. Настя, повторюсь, взрослый человек и имеет право выступать там, где хочет. Но на Олимпийские игры в Париже она уже опоздала, потому что нужно было подавать заявление о переходе еще в 2021 году. Теперь поехать туда она не сможет. Но все вопросы с переходами решают Олимпийский комитет России и Министерство спорта, федерация гимнастики этим не занимается. Но государство вложило в подготовку этой спортсменки большие деньги.
— В итальянской художественной гимнастике в ноябре случился большой скандал, спортсменки жаловались на издевательства со стороны тренеров, которые очень жестко заставляли своих подопечных следить за своим весом…
— У нас все эти вопросы с весом решаются нормально, потому что в команде есть хорошие диетологи. Та же Лала у нас девочка достаточно нехрупкая, но выглядит блестяще и является грандом мировой художественной гимнастики.
— В начале декабря в Португалии проходил выборный конгресс Европейского гимнастического союза, на котором кандидат от России Марина Николаева не была избрана в технический комитет художественной гимнастики. Нашего представителя нет и в техкоме международной федерации. Не является ли это проблемой для отечественной художественной гимнастики?
— Как это может являться проблемой, если мы не участвуем в международных крупных турнирах? Приглашение от азиатских стран для нас сейчас на порядок важней всего остального.