Директор департамента Северной Америки МИД РФ Александр Дарчиев в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал о положении дел в российско-американских отношениях с учетом украинского фактора, возможностях для диалога Москвы и Вашингтона и условиях для разговора о гарантиях безопасности.
— Год назад США и НАТО фактически отказались обсуждать предложения России по гарантиям безопасности. Рассматриваем ли мы возможность вынести новые предложения американцам по гарантиям безопасности или, может быть, подобная инициатива поступала с их стороны?
— Россия открыта к диалогу и готова обсуждать вопросы стратегической стабильности и международной безопасности. Проблема в том, что для такого серьезного разговора, предполагающего учет и уважение интересов друг друга, в Вашингтоне еще не созрели.
Администрация [президента США Джо] Байдена, игнорируя новые геополитические реалии, пытается любой ценой, в том числе используя Украину как таран против России и пушечное мясо для продолжения боевых действий, удержать слабеющую американскую гегемонию. В жертву приносятся не только интересы европейских союзников (а по сути — сателлитов, называя вещи своими именами), но и самих США в угоду имперских амбиций.
Год назад мы предприняли честную попытку договориться, положив на стол два проекта юридически обязывающих документов — двустороннего договора с США и соглашения с НАТО о гарантиях безопасности. В ответ, если не считать периферийных сюжетов, по которым нам предлагали "побеседовать", услышали категорическое высокомерное "нет".
Как сейчас выясняется, под прикрытием сладкоголосых заверений в отсутствие агрессивных намерений Запада и приверженности минским соглашениям перевооружались ВСУ и концентрировались силы для захвата и уничтожения Донбасса. Специальная военная операция — вынужденная мера, сорвавшая сценарий фактического геноцида русских на бывших украинских территориях.
В этих условиях доверия к США и коллективному Западу у нас нет. Пока не прекратится накачка оружием и финансами режима Зеленского, не будут выведены американские и натовские военнослужащие/наемники/инструкторы, а также не получат признание определенные нами реалии "на земле", преждевременно затевать сколь-нибудь серьезные переговоры о гарантиях безопасности в привязке к Украине и Евроатлантике. Мяч сейчас на американской стороне поля.
— Ранее министр национальной обороны Канады [Анита] Ананд сообщила, что Оттава планирует нарастить военное присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе в рамках своей новой стратегии действия в этой части света. Как в Москве оценивают такую активизацию Канады в регионе? Есть ли угрозы роста напряженности в ИТР на фоне этого решения, будут ли приниматься какие-то меры для их минимизации?
— К сожалению, Канада уже давно отказалась от самостоятельной внешней политики, что делало ее при легендарных премьер-министрах Пьере Трюдо, отце нынешнего главы кабинета Джастина Трюдо, и Жане Кретьене заметной величиной на мировой арене. Как средняя держава Страна кленового листа тогда по праву могла претендовать на роль посредника в урегулировании ряда застарелых региональных конфликтов. Сейчас же мы видим, что Оттава не только взяла под козырек перед южным соседом, но порою опережает Вашингтон по части русофобии, социально-гендерных экспериментов, разрушающих базовые основы нормального человеческого общества, а также агрессивного продвижения либерал-глобалистских установок с акцентом на "демократизаторство".
В АТР, который США стремятся переформатировать в подконтрольный им так называемый Индо-Тихоокеанский регион, канадцы угодливо предлагают свои услуги в сдерживании Китая и проецировании натовского разрушительного потенциала. Оттава активно стучится в двери таких узкоблоковых проектов, как американо-британо-австралийский AUKUS и формат QUAD в составе США, Японии, Австралии и Индии. Присматривается также к антикитайской инициативе "Партнерство в синем Тихом океане" под брендом AUKUS+. Канада — постоянный участник военно-морских учений в АТР Sea Dragon, а также конференций начальников штабов под маркой ИТР.
Деятельность Канады в данном регионе носит деструктивный характер, имея целью укрепить там позиции США и НАТО в противостоянии с Китаем и Россией. Опасная игра, в которой Оттава послушно выступает на подтанцовке.
— Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков не исключил возможности полного разрыва отношений с США в связи с линией, проводимой Вашингтоном. В каком случае это может произойти? Допускает ли Москва улучшение взаимоотношений?
— Не Россия, а именно США запустили маховик разрушения двусторонних отношений. Сделав такой выбор в пользу самоизоляции от Москвы, Вашингтон теперь пытается перевести стрелки, как будто не нынешняя администрация подвела эти отношения к точке невозврата. Инициативно разрывать их мы не собираемся, но злонамеренных провокаций, не оставляющих нам выбора, не потерпим.
Остается лишь надеяться, что в Вашингтоне прислушаются к голосу разума и не доведут дело до прямого столкновения между Россией и США. В противном случае разрыв дипотношений может стать реальностью со всеми вытекающими последствиями.
— Как результаты промежуточных выборов в Конгресс отразятся на внешнеполитической линии США? Как это может повлиять на поддержку Вашингтоном киевского режима?
— Прошедшие в ноябре промежуточные выборы в Конгресс изменили состав палаты представителей, где верх взяли республиканцы, но в Сенате по-прежнему большинство у демократов. Новая законодательная арифметика может привнести кое-какие мелкие нюансы, но применительно к России курс останется столь же русофобским.
От поддержки режима в Киеве ни демократы, ни республиканцы не откажутся и будут его накачивать, несмотря на периодические всхлипы о том, что выделенные средства уходят в черную дыру. В конце концов, американский ВПК извлекает сверхприбыли, а политический класс, при всей ожесточенности внутривидовой борьбы, солидарен в том, что "война до последнего украинца" — выгодная инвестиция в безопасность Америки.
Об опасности завязнуть в конфликте, в который США все более втягиваются, по сценарию недавнего афганского фиаско, похоже, никто не задумывается. Так что рассчитывать на проблески здравого смысла у американской элиты, независимо от партийной принадлежности, не приходится.
— Утвержденная на должность посла США в России Линн Трейси сделала ряд заявлений в комитете по иностранным делам Сената Конгресса США, в частности о желании расширять двусторонние каналы связи. Как Москва относится к ее предложениям и чего ожидает от Трейси? Сможет ли Трейси положительно повлиять на российско-американские отношения?
— Утвержденная послом в России Линн Трейси много чего наговорила. Свободы маневра, учитывая зашкаливающую ненависть к России в Капитолии, у нее практически нет. Выступать перед законодателями в ином ключе, чем "что изволите", объективно невозможно.
Но главное, приступив к работе в Москве, Трейси стоит учесть ошибки одного из своих предшественников, который плохо начал, едва прибыв к месту службы. Вмешательство в наши внутренние дела под вывеской работы с "гражданским обществом" мгновенно превратило этого персонажа в изгоя. Не советовали бы новому послу идти по такому ошибочному пути.
Важно, на наш взгляд, чтобы глава дипмиссии ориентировалась не на ухудшение и без того находящихся на последнем издыхании отношений, а старалась хотя бы сохранить их на нынешнем уровне, попытавшись сделать лучше. Разговаривать и договариваться все равно придется, но для этого надо отказаться от мессианства и менторских замашек, которые в нынешних условиях попросту неуместны. Это и есть настоящая дипломатия, которая должна строиться на уважении к истории, культуре и ценностям страны пребывания.
Беседовал Илья Ермаков