Популярного актера театра и кино, народного артиста РФ Сергея Маковецкого в наступающем 2015 году зрители увидят сразу в трех кинопремьерах. В интервью ТАСС он рассказал о том, почему захотел сыграть "лицо кавказской национальности" и как, будучи киевлянином, воспринимает события на Украине.
- Скажите, как вы, уроженец Киева, воспринимаете украинские события?
- Да, я киевлянин. Но я не понимаю, что происходит, поэтому стараюсь этой темы совсем не касаться. Если я начинаю думать об этом или смотреть новости, у меня возникает желание что-то делать. Я звоню моим друзьям на Украину. Они мне говорят: "У нас ничего такого страшного не происходит." У них, наверное, свой, какой-то зомбированный взгляд. Мы видим ситуацию иначе. И где правда? На какой она стороне? Может быть, оставить все как есть, само рассосется? Но так же нельзя.
- Вы сами в ближайшее время не собираетесь побывать на Украине?
- Последний раз я был в Киеве в октябре прошлого года, до всех этих революций на Майдане. Конечно, в Киев я обязательно поеду. Там могила моей мамы, там моя родина. Как же я не проведаю Батькивщину. Но я поеду как абсолютно мирный человек, как актер, который родился в Киеве и никогда его не забывает. Я мирный посол, посол доброй воли. Я киевлянин, живущий и работающий в Москве и, мне кажется, приносящий только добро.
- Как вы относитесь к запрету показа российских фильмов, въезда российских артистов в ту или иную страну, и на Украину в частности?
- Когда "взрываются культурные мосты", прерываются веками сохранявшиеся творческие связи, это страшно. Ведь искусство, оно без автоматов, оно мирное, может быть, самое мирное на планете. У актеров нет национальности.
Но в той кризисной ситуации, которая сложилась сейчас в отношениях между Украиной и Россией, с особой тщательностью надо выполнять заповедь: не навреди. Надо быть очень аккуратным. Любое твое действие, твой поступок могут быть восприняты под другим углом - не под объективным взглядом. Это не значит оглядываться, но постоянно отдавать себе отчет, что можно сделать, а чего в этой обстановке делать не следует. Надо быть дипломатами. Как ведет себя Лавров! Как гениально ведет себя Путин! В чем их можно упрекнуть? Они ведут себя достойно, тактично, гениально. Это вселяет надежду, что мудрое решение будет найдено. Если, конечно, мир не сойдет с ума. Господь может допустить дойти до пропасти, но, слава богу, еще ни разу не позволил нам туда упасть. Но дойти до края допускал, мы уже сейчас на краю пропасти.
- При этом вы надеетесь на мирное решение вопроса...
- А как же. Если думать, что ничего хорошего уже не будет, очень сложно выходить на сцену.
- Накануне праздников хочется спросить, с чего начнется для вас Новый год?
- Уже 1 января в прокат выйдет шестая серия популярной мультэпопеи о трех богатырях, которую так любят дети. Прежде с успехом были показаны пять серий: "Алеша Попович и Тугарин Змей (2004), "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" (2006), "Илья Муромец и Соловей-разбойник" (2007), "Три богатыря и Шамаханская царица" (2010), "Три богатыря на дальних берегах" (2012). Шестая серия называется "Три богатыря. Ход конем". В ней мой герой Князь Киевский, которого я бессменно озвучиваю, впервые запоет. Так что для меня это будет своего рода новое амплуа. А для детворы - продолжение любимого мультика, хороший подарок к Новому году.
- А какие подарки готовите для взрослых зрителей?
- Жду премьеры фильма "Ч/Б", что означает "Черно-белый". По жанру это трагикомедия про бытовой национализм и ксенофобию, в последнее время охватившие людей в разных странах. Создавала картину бывшая команда КВН "Махачкалинские бродяги", чемпион Клуба веселых и находчивых. Снимал ленту молодой режиссер Евгений Шелякин, дебютант в полнометражном кино.
Андрей Галанов, на мой взгляд, написал потрясающий сценарий. В его основе история, рассказывающая о взаимоотношениях русского националиста по имени Ярослав и кавказского жулика Нурика, о том выборе, который предстоит сделать этим людям между своими предубеждениями и человеческими ценностями.
Ребята случайно столкнулись на лестнице, завязалась драка, и русский парень пырнул кавказца ножом. Это начало картины. А во второй сцене они оба на озере. И русский парень спрашивает кавказца: "Ты жив?" А тот отвечает: "Нет, я теперь твой ангел-хранитель".
Вдвоем им предстоит пройти большой духовный и географический путь, на протяжении которого их ожидают забавные и опасные приключения, а их взгляды на жизнь во многом претерпят изменения. Таково вкратце содержание фильма.
- Кого играете вы?
- Кавказца. Его зовут Алхан, он бизнесмен, собирающий коллекцию раритетов, самым дорогим из которых является сейф, принадлежавший Николаю Васильевичу Гоголю.
- Но вы же совершенно не похожи на "лицо кавказской национальности". Почему вы согласились сниматься?
- Что касается внешности, то ее преображение оказалось делом несложным. Я слегка отрастил бородку, гримеры ее подкрасили в более густой цвет, немного подтемнили глаза, и внешний образ был найден. Главное было в другом. Когда я прочитал сценарий, я сразу захотел участвовать в этом фильме. Потому что мне понравилось, как он задуман: рассказать довольно сложную историю в легком, доступном для зрителя жанре трагикомедии. Я вообще считаю, что о сложном надо говорить как можно проще. "Ч/Б" уже был показан на нескольких фестивалях, и я видел, как воспринимают эту картину зрители. Они смотрят с удовольствием, живо реагируют на удачные реплики персонажей. Неслучайно, что на фестивале в Женеве картина получила приз зрительских симпатий, она также была отмечена на фестивале "Московская премьера". В широкий прокат фильм должен выйти 19 февраля, чего я жду с нетерпением.
- Интересно, сколько раз в месяц вы выходите на сцену?
- В среднем десять раз. У меня "Евгений Онегин", "Дядя Ваня", "Улыбнись нам, Господи" - в Театре имени Вахтангова, "Пигмалион" - в "Современнике", "Черный монах" - во МТЮЗе. Прекрасные спектакли, прекрасные авторы, которые позволяют мне содержать себя в порядке.
- Какие-то новые работы ожидаются на театральной сцене?
- К сожалению, Римас Туминас (худрук Театра имени Вахтангова. - ТАСС), с которым я мечтаю продолжить работать, пока никаких новых названий не предлагает. Режиссеры, которые приходят в Вахтанговский театр, меня не приглашают.
- Неожиданно слышать о вашей недовостребованности в театре. Но, похоже, вы с лихвой восполняете ее в кино. Какие еще кинопремьеры с вашим участием состоятся в 2015 году?
- Думаю, что скоро выйдет сериал "Родина", режиссером которого стал Павел Лунгин. Это отечественная версия одноименного американского телесериала. В США уже готовится четвертый сезон. У нас же канал "Россия 1" закупил пока права на первый сезон. Некий контртеррористический центр ведет расследование по делу русского офицера, который долго находился в плену, его освобождают, но есть подозрение, что он завербован главным террористом с целью совершения террористического акта. Я играю "мозги" этого центра - профессора Вольского, большого умницу. Этот сериал уже снят, он включает 13 серий, которые, я надеюсь, зрители будут смотреть уже в начале Нового года.
Продолжу сниматься у Сергея Урсуляка в "Тихом Доне". Я играю Пантелея Прокофьевича Мелехова. Очень интересный персонаж. Он безраздельный хозяин своего куреня, какой-то даже оголтелый, непримиримый. Но начинается война, и Мелехов-старший растерялся, потому что его перестали слушаться. Одна смерть, другая. Он уже не чувствует себя полновластным хозяином. Война и по нему прошла.
Съемки ведутся в станице Вешенской, на родине автора романа Михаила Шолохова. Там построены замечательные декорации. Уже сняты летний и осенний периоды, в январе будет зимний период, а потом - заключительный этап - весна. Всего будет снято десять серий. Предполагается, что премьера состоится на телеканале "Россия 1" в конце 2015 года.
- Рассказ о новой экранизации "Тихого Дона" навел меня на мысль о ремейках. Как вы к ним относитесь?
- "Тихий Дон", который сейчас снимается, не ремейк, это сегодняшний взгляд на роман Шолохова, который Сергей Урсуляк выражает с помощью молодых актеров. Они ровесники героев, которых играют. Ведь в начале истории Гришке всего 17 лет. А возвращается он 25-летним. Его встречает сын, есть маленькая надежда на какое-то будущее. Хотя мы понимаем, какое будущее было после Гражданской войны.
Конечно, нельзя не вспомнить знаменитую картину Сергея Герасимова "Тихий Дон". Замечательная, превосходная работа, но в ней без партийного руководства, без большевиков нельзя было обойтись. Время было такое. А в ленте Урсуляка нет ни хороших, ни плохих. Здесь именно то, что есть в романе. Муки мученические у Григория, и перед глазами этот молодой австрияк, которого он зарубил непонятно почему. Бессмысленность с одной и другой стороны. Это сегодняшний взгляд на роман, который снимает Сергей Урсуляк.
А вот относительно ремейков скажу, что, на мой взгляд, нельзя переснимать "Калину красную", "Отец солдата", "Простую историю" с Мордюковой и Ульяновым. Нельзя было переснимать "Джентельменов удачи". Ну, не получится, как у Данелии. Есть картины, которые трогать нельзя. Они вошли в золотой фонд кинематографа.
- Лично у вас есть какие-то творческие табу? При каких условиях вы ни за что не согласитесь сниматься?
- Не могу сниматься просто ради денег. У меня не получается. Если пойду на компромисс, это мне выходит боком. Я начинаю нервничать, ночью переписывать сценарий. Если я чувствую, что ничто не цепляет, душа никак не откликается, зачем же в этом принимать участие. Это, во-первых.
Во-вторых, о каких-то вещах я не хочу говорить. Нельзя играть персонажа, его ненавидя. А как можно оправдать человека, который не оправдывается? От таких предложений я тоже отказываюсь категорически.
- А что послужило причиной недавних слухов о вашем уходе из Вахтанговского театра? Тоже принципиальная позиция?
- Много лет назад, когда в нашем театре Петр Фоменко ставил "Без вины виноватых", он хотел пригласить меня на роль Незнамова. Но ему сказали, что я собираюсь эмигрировать, и режиссер не пригласил меня в свой спектакль. Потом история повторилась с его "Пиковой дамой" - опять "поработали" любители слухов. Так вот, людям, которые таким образом хотят меня "уволить", хочу сказать, что у них не получится. Я никуда не собираюсь уходить.
Когда-то я попытался это сделать - перейти в другой театр. Но быстро понял: не могу. Я очень рад, что остался в Театре Вахтангова, у которого были разные времена, но я навсегда осознал, что это мой театр. С приходом Римаса Туминаса я еще раз убедился в этом: он привнес истинно вахтанговское в великом понимании этого слова. Кстати, 1 июля исполнится ровно 35 лет, как я был зачислен в труппу Театра имени Вахтангова, с которым связана вся моя творческая жизнь.
- Если бы вы не стали актером, то кем бы могли быть?
- Однажды я играл в игру: сидел и думал, что было бы, если бы я не поступил в театральный институт? Тогда я попал бы в школу сержантов ВДВ. Когда я пришел в военкомат в 17 лет, а я был ватерполистом, на меня посмотрели и черным по белому написали: школа сержантов ВДВ. Что было бы дальше? Может, я стал бы генералом армии. А если нет? В школу сержантов ВДВ я поступил бы в 1976 году, а там Афганистан... Возможно, меня бы уже не было. Я ведь не знаю. Я могу только придумать. И я бросил эту игру.
Как только я "завязал", мне дали пьесу Фриша, не помню, как она называлась. Там некий человек лежит на больничной койке, к нему приходит то ли Судьба, то ли Смерть и предлагает: давай переиграем. Он начинает мысленно выстраивать возможные варианты жизни и отказывается, оставляя все как есть. Когда мне предложили сыграть в этой пьесе, я отказался, потому что переиграл ее уже много-много раз. Я убежден, что сделал правильный выбор: актер - уникальная, невероятно сложная, нежная и неожиданная профессия.
Беседовала Ольга Свистунова