Замглавы МЭР Сергей Назаров: объем привлеченных в СКФО инвестиций превысит прогнозы
Госпрограмма развития Северо-Кавказского федерального округа в прошлому году показала самую высокую эффективность за последние пять лет (по итогам января — сентября 2022 года). Ключевые показатели для определения эффективности программы — рост туристического потока, объем промышленного производства, активное развитие сельского хозяйства, создание новых предприятий и привлечение инвестиций. Все в совокупности должно стать катализатором для качественного улучшения уровня жизни людей во всех семи регионах СКФО.
О том, как используют идею последовательного развития десятка прорывных проектов в разных отраслях и субъектах Северного Кавказа, при этом не забывая про горнолыжные курорты и привлечение частных инвестиций в регион, в интервью ТАСС рассказал заместитель министра экономического развития РФ Сергей Назаров.
— Один из ключевых показателей исполнения нацпроектов и госпрограмм — это то, насколько интенсивно и планово осваиваются бюджетные средства, так называемая "бюджетная дисциплина". Об этом говорил президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в декабре прошлого года. Оттого более ценными выглядят ваши итоги прошлого года: стопроцентная эффективность программы по развитию Северо-Кавказского федерального округа. Какие основные проблемы региона удалось решить за это время?
— Действительно, мероприятия госпрограммы в прошлом году выполнены успешно, но остается еще много острых задач, для решения которых требуется время. Одну из проблем в образовании — например, устранение "трехсменки" — мы смогли решить. Эта проблема, с учетом высокого уровня рождаемости, была актуальна и не решалась несколько лет.
Кроме того, есть вопросы с водоснабжением и чистой водой. В настоящее время уже порядка 82% семей в округе обеспечены питьевой водой, вопрос прорабатывается и дальше. Отмечу, что мы не только должны довести этот показатель до среднероссийского уровня, но и решить еще целый ряд задач, связанных со сферой ЖКХ, которая требует обновления инфраструктуры и подходов.
Госпрограмма развития федерального округа помогает комплексно решать эти проблемы как за счет собственных мероприятий, так и в рамках отраслевых программ. Так, по итогам прошлого года помимо 12 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, построенных по госпрограмме, было реализовано 250 объектов — это больницы, школы и садики, водопроводы, водоводы… Также в 2022 году появилось восемь новых объектов на наших курортах, что отчасти позволило увеличить турпоток на 17%.
Кстати, если говорить о регионе в контексте экономической турбулентности, то экономика СКФО оказалась более устойчивой к внешнему давлению, нежели экономика многих других регионов России. Это отмечает и курирующий макрорегион вице-премьер Александр Валентинович Новак. Среди преимуществ Северного Кавказа он называет возможность переориентации транспортно-логистических потоков и формирование новых, ориентированных на восток.
— Кстати, об инвестициях — госпрограмма предполагает увеличение объема привлеченных внебюджетных инвестиций до 113,7 млрд рублей и рост инвестиций в основной капитал до 170% к 2030 году.
— Думаю, что мы даже превысим запланированный объем внебюджетных инвестиций. В 2021 году были утверждены новые модели экономического развития регионов СКФО, основанные на 89 прорывных проектах в 35 отраслях с общим бюджетом на реализацию более 1,7 трлн рублей. На сегодняшний день "Кавказ.РФ" (единый институт развития округа, созданный на базе "Корпорации развития Северного Кавказа", "Курортов Северного Кавказа" и "Курорта Эльбрус" в 2021 году, в его задачи входит финансирование на льготных условиях стратегически важных для округа проектов — прим. ТАСС) приняты решения о выделении финансирования проектов суммарной стоимостью более 92 млрд рублей. Еще 18 проектов находятся в проработке.
— Реализация каких именно проектов предусмотрена моделями экономического развития регионов Северного Кавказа?
— В каждом субъекте федерального округа специалисты в области инвестиций и экономики определили собственные точки роста. Например, в Дагестане приоритетными определены развитие туристического Каспийского, плодоовощного, транспортно-логистического и стекольного кластеров, а также проекта "Город обувщиков" — восьми связанных с обувной промышленностью производств.
Для Северной Осетии драйверами станут курорт "Мамисон", форелевые хозяйства, агропромышленный и транспортно-логистический комплексы. В Чечне это развитие АПК, создание кластера строительных материалов, реконструкция международного аэропорта и развитие двух особых экономических зон — туристско-рекреационной "Ведучи" и промышленно-производственной "Грозный". В Ингушетии прорывными определены проекты солнечной генерации и дальнейшее развитие тепличного комплекса "Сунжа" и курорта "Армхи". Курорты "Эльбрус", "Архыз" и "Теберда-Домбай" также отнесены к прорывным проектам в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В КБР, кроме того, планируется строительство тепличного комплекса, комплексная застройка жилых микрорайонов Нальчика и возобновление добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд в Тырныаузе. В КЧР — развитие "зеленой" генерации, интенсивного садоводства. На Ставрополье одобрены создание кластера по производству удобрений и азотных соединений, строительство многофункционального плодоовощехранилища, реализация туристических проектов на территории Кавминвод и, опять же, "зеленая" генерация и агропромышленный кластер.
Таким образом, в ближайшие годы четыре из семи субъектов СКФО будут иметь свои горнолыжные курорты разной степени готовности. Также будет переосмыслено развитие Кавказских Минеральных Вод. Прорабатываем возможность восстановления санаториев и инфраструктуры
С "Кавминкурортресурсами" (крупнейший недропользователь региона, обеспечивающий санаторно-курортный комплекс Кавминвод минеральными водами и лечебной грязью, а также сырьем заводы по розливу минеральных вод — прим. ТАСС) разрабатываем стратегию развития санаторного комплекса, включающую в себя реконструкцию неиспользуемых и брошенных бюветов, модернизацию общественных пространств. Хотим решить вопросы с восстановлением минералопроводов и увеличением объема производства воды для санаторно-курортного лечения.
— А каковы сроки реализации всех этих проектов?
— Правительство России под руководством премьер-министра Михаила Мишустина скорректировало сроки реализации большинства нацпроектов и госпрограмм до 2030 года. Однако могу заметить, что 12 прорывных проектов в СКФО уже запущены. В настоящее время общий объем фактически вложенных средств в проекты составляет 210 млрд рублей, из которых 192,4 млрд рублей — внебюджетные инвестиции, а совокупное количество созданных рабочих мест — 4 тыс.
Вы видите, что приоритеты во многом схожи — почти у всех регионов есть проекты по "зеленой" энергетике, сельскому хозяйству, потенциал которого на Кавказе пока не раскрыт в полной мере. Но первые успехи в этой сфере уже есть, например, активно развивается садоводство.
— Одинаково успешно во всех семи регионах?
— Да, во всем округе. В ближайшей перспективе — к 2025 году — мы надеемся закрыть внутреннюю потребность страны в яблоках плодами из садов Северного Кавказа. Сейчас уже очевидна нехватка мощностей хранения — с "Кавказ.РФ" рассматриваем возможности их увеличения.
На мой взгляд, также большой потенциал в СКФО у овцеводства и производства мяса птицы. С компанией "Дамате" сейчас рассматриваем вопрос расширения производств на Ставрополье и в КЧР и консолидации мелких хозяйств всего округа для обеспечения рынков сбыта.
— Концентрация внимания и ресурсов на новых проектах не приведет к тому, что проблема простаивающих производств в округе станет еще более острой?
— Мы сейчас плотно, вместе с властями регионов, занимаемся инвентаризацией всех обанкротившихся и ветхих объектов, изучаем, что можно развивать, а на чем не стоит акцентировать внимание, потому что это бесперспективно.
Субъекты поднимали вопрос создания индустриальных парков на территории подобных простаивающих производственных площадок, но это не везде возможно. К маю работа по инвентаризации и отбору возможных площадок завершится, будут приниматься решения о перезапуске
— Безусловно, все эти решения и проекты позволят создать рабочие места, а, как вы упоминали, трудовых ресурсов на Кавказе достаточно. Но обладают ли они соответствующими компетенциями? Каковы планы по их обучению и подготовке?
— Конечно, если мы планируем развивать туристическую отрасль, сельское хозяйство, то необходимо начинать готовить и соответствующих специалистов. Мы уже начали трансформацию системы среднего профессионального образования совместно с Минпросвещения России по отдельной программе, рассчитанной до 2030 года. Она включает в себя материально-техническое обновление училищ и техникумов, для чего необходимо порядка 14,5 млрд рублей. Предусмотренный объем финансирования на ближайшие три года составляет более 3 млрд рублей.
— Все это крупные и довольно масштабные проекты и программы, а как обстоят дела у малого и среднего бизнеса в округе?
— Для малого и среднего бизнеса территория становится все более привлекательной. Конечно, для развития этой сферы предстоит еще решить вопросы, связанные с земельными отношениями, теневым бизнесом. Но зарегистрированных самозанятых по итогам прошедшего года во всех семи регионах стало значительно больше.
— Вы упоминали о том, что доступ к чистой воде жителей СКФО удалось довести до 82%. Как складывается ситуация с другими проектами по обновлению коммунальной инфраструктуры? В начале 2022 года кабмин принял решение о выделении трем пилотным регионам СКФО средств на создание экономически эффективных систем управления предприятиями ЖКХ. На каком этапе реализация этого проекта?
— Для создания экономически эффективных систем управления было выбрано три наиболее сложных региона — Ингушетия, Дагестан и Северная Осетия. Было решено провести инвентаризацию имущественного комплекса коммунальных предприятий пилотных регионов, передать имущество созданным единым операторам и сформировать экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги. При этом для населения переход на новые тарифы будет проводиться постепенно, в течение трех-четырех лет, а компенсация межтарифной разницы единым операторам будет проводиться за счет федерального бюджета. Федеральная субсидия предусмотрена также и на поддержку малообеспеченных слоев населения.
Мы на трех регионах в этом году отработаем схему, потому что процесс для нас новый и требует эффективных подходов к решению возникающих вопросов. Так для передачи имущественного комплекса нужна активная работа с кредиторами, а для принятия экономически обоснованных тарифных решений важно разработать актуальные производственные и инвестиционные программы.
Важно, что первые результаты уже есть. Во второй половине 2022 года установили первые экономически обоснованные тарифы на услуги единого оператора в Дагестане. В первом квартале текущего года Ингушетия и Северная Осетия в рамках графика планируют консолидировать имущество ключевых предприятий водоснабжения и принять экономически обоснованные тарифы. Если эксперимент пройдет успешно, то в 2024 году аналогичные изменения ждут и другие регионы округа
— Одна из популярных последних тем по Северному Кавказу в СМИ — это передача курорта "Архыз" частному инвестору. Сергей Макарович, как-нибудь дополнительно прокомментируете это?
— По решению совета директоров управляющей компании "Кавказ.РФ" c 10 января по 14 февраля прошел сбор заявок для участия в конкурсе. На право участия в торгах претендуют две компании — "Горные Вершины" и "Партнерс Групп". Каждая из них перевела 500 млн рублей в качестве задатка на счет организатора конкурса — "Кавказ.РФ". 27 и 28 февраля пройдут две переторжки, и в начале марта будет понятно, кто станет победителем.
Касательно условий сделки, новый владелец "Архыза" будет обязан в течение четырех лет построить не менее 30 км трасс и создать единую зону катания трех туристских деревень — "Романтик", "Лунная Поляна" и "Дукка". В течение семи лет с даты заключения договора победитель должен довести количество мест размещения в гостиницах до 8 тыс. В случае нарушения инвестором обязательств государство вправе вернуть приобретенные им акции управляющей компании "Архыз" без компенсации понесенных затрат.
— Какие планы, в свою очередь, по созданию мест размещения на курорте "Эльбрус" в Кабардино-Балкарии?
— Есть крупные интересанты, которые готовы строить большие гостиничные комплексы и развлекательные объекты. Мы собираем предложения и, думаю, до конца марта подведем какие-то итоги. Участники, которые свои предложения высказывают, — это крупные компании.
Полагаем, что в 2025 году завершим развитие базовой инфраструктуры на курорте. Добавится еще четыре канатные дороги и 12 км трасс. Для "Эльбруса" уже действует большой комплексный план развития территории курорта и прилегающей поляны Азау.
Еще с советских времен застройка была слишком хаотичной, и, по согласованию с местными жителями и властями субъекта, начали решать эту проблему. Уже убрали более 20 незаконных объектов, стихийный рынок демонтировали. Кроме того, открыли новую большую парковку для удобства гостей курорта, сейчас занимаемся реорганизацией схемы движения.
— Что с другими крупными туристическими объектами, находящимися под управлением "Кавказ.РФ", — курортами "Ведучи", "Мамисон" и Каспийским прибрежным кластером?
— На курорте "Ведучи" в Чечне в следующем году планируем завершить создание дополнительной горнолыжной инфраструктуры. Важно, что курорт поступательно развивается, становится популярным. Например, на длинных февральских выходных "Ведучи" показал наибольший прирост турпотока — здесь отдохнули в 4,5 раза больше гостей, чем годом ранее в аналогичный период.
На курорте "Мамисон" в Северной Оcетии в прошлом году началась стройка.
Есть базовый инвестор, который взялся построить на его территории несколько гостиничных комплексов, — все контракты уже заключены. Предполагаем, что в зимний сезон 2024–2025 годов курорт начнет функционировать.
Прибрежный кластер в Дагестане должен принять первых туристов в 2026 году. Под него выделено порядка 200 га песочного пляжа с очень красивыми пейзажами. Кроме того, рядом находится Дербент, город с тысячелетней историей, объект культурного наследия мирового масштаба и очень перспективная точка притяжения для туристов, потенциал которой до конца не раскрыт. На формирование необходимой стартовой инфраструктуры, по нашим подсчетам, потребуется порядка 10 млрд рублей. На следующем этапе, чтобы запустить кластер на полную мощность, планируется участие частного капитала. Как и в случае с "Архызом", государство создает базу, условия для развития, а бизнес подключается, и получается отличный курорт.