Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, входящий в систему Роспотребнадзора, является главным научно-методическим центром по мониторингу за инфекциями в Северо-Западном федеральном округе. Его сотрудники внесли весомый вклад в борьбу с COVID-19: в институте разработали ПЦР-тест, проводили масштабное исследование коллективного иммунитета в России, разработали кожный тест для оценки специфического Т-клеточного иммунитета, а также исследовали эффективность вакцин.
4 апреля исполнилось 100 лет со дня преобразования Второй городской бактериологической лаборатории в Петроградский бактериологический и диагностический институт, а 5 мая 1923 года учреждению было присвоено имя великого французского микробиолога Луи Пастера.
В преддверии юбилейного месяца в интервью ТАСС директор института Арег Тотолян рассказал о мутациях вирусов, работе над тест-системой для выявления иммунологических поломок при постковидном синдроме, исследовании коллективного иммунитета к кори и вероятности распространения этого заболевания в России.
— На сегодняшний день ситуация с COVID-19 не вызывает серьезных беспокойств, заболеваемость постепенно идет на спад. Арег Артемович, как вы оцениваете эпидобстановку в России? Продолжается ли мутация вируса?
— Роспотребнадзор ведет постоянный молекулярно-генетический мониторинг за возбудителем коронавирусной инфекции. Вирус меняется, но пока доминирующим остается "омикрон", пришедший к нам в декабре 2021 года. Наш институт, входящий в систему Роспотребнадзора, принимает участие в этой работе. Все 11 территорий, которые относятся к Северо-Западному федеральному округу, еженедельно присылают нам образцы биоматериала от больных COVID-19. Этот материал проходит генотипирование, поэтому с точностью до недели мы знаем, какой субвариант "омикрона" циркулирует. Эта работа не прекращается ни на один день, включая праздники. Да, в пределах "омикрона" есть субварианты, но принципиально это тот же вирус. Страшна не сама мутация, а та мутация, которая приводит к значимой изменчивости вируса и его свойств.
Сейчас заболеваемость действительно идет на спад. Основная причина, как мне кажется, в том, что сформировался коллективный иммунитет.
— Как долго продержится необходимый уровень коллективного иммунитета в России?
— Преимущества коллективного иммунитета в отношении инфекций, которые с нами сосуществуют, в том, что эта система сама себя поддерживает. Например, вы переболели, у вас сформировались антитела и специфический клеточный иммунитет, эти антитела несколько месяцев держатся, но постепенно снижаются. Если вы долго находитесь в полной изоляции, не вращаетесь в обществе, уровень антител снижается и спустя какое-то время клеточный иммунитет может вовсе исчезнуть. Если, напротив, вы ведете активную общественную жизнь, общаетесь с разными людьми, вы сталкиваетесь с вирусом, ваша иммунологическая память реагирует и через несколько дней это приводит к тому, что антитела начинают расти. Такую картину мы наблюдали прежде всего среди медицинских работников. Причем не обязательно это были врачи, работавшие в ковидной зоне.
Если коллективный иммунитет сформирован, а циркулирующий вирус не изменился, таким образом мы получаем самоподдерживающуюся систему.
— Сейчас в России наблюдается заболеваемость корью. Следит ли институт за этим вирусом?
— Руководителем Роспотребнадзора, главным государственным санитарным врачом РФ поставлена задача — провести исследование коллективного иммунитета в отношении всех вакциноуправляемых инфекций. Корь находится на одном из первых мест по актуальности. Это касается не только нашей страны, а прежде всего наших ближайших соседей, граждан, которые приезжают к нам для сезонной работы или по другим причинам. Учитывая тот факт, что там, откуда эти граждане приехали, вакцинация не проводилась должным образом, мы наблюдаем рост заболеваемости в отдельных регионах. Поэтому важно провести данное исследование. Но задача эта многоэтапная, нам необходимо учесть много организационных и методических вопросов. Я думаю, к концу года мы представим первые результаты этой работы.
— В работе по исследованию коллективного иммунитета к кори будет использована та же технология, что и по COVID-19?
— Во время оценки коллективного иммунитета к коронавирусу была разработана уникальная методология и технология исследования. Кстати, за это коллектив института и сотрудники других структур, входящих в систему Роспотребнадзора, были удостоены премии в области медицины "Призвание". Возвращаясь к исследованию, если бы мы ограничились только определением уровня коллективного иммунитета к коронавирусу, то это бы было слишком просто и, наверное, неинтересно. Основной результат, которого удалось достичь совместными усилиями науки и практики, заключается в том, что была создана универсальная технология, которую можно применять для оценки коллективного иммунитета и при других инфекциях.
Особенность задачи, которую перед нами поставило руководство службы, состояла в том, чтобы охватить все возрастные группы, обеспечить равномерное распределение по территории, набрать такую численность волонтеров, чтобы выборка была репрезентативной, потому что мы их обследовали неоднократно. Компьютерными средствами была открыта регистрация волонтеров по возрастным группам, анкетирование, информированное согласие, потом взятие материала.
— Связана ли заболеваемость корью с мутацией вируса?
— Мутирует любой микроорганизм, но вирус кори достаточно стабилен. К распространению кори в России нет предпосылок, потому что у нас корь входит в календарь прививок, однако у нас есть переселенцы, и заболевание носит завозной характер, распространяясь по цепочке среди тех, у него нет иммунной защиты. Поэтому чтобы избежать вспышек заболевания, необходимо проверять уровень коллективного иммунитета.
— Есть в планах института какие-то новые исследования по коронавирусной инфекции?
— Новым направлением для всей нашей системы является постковидный синдром. Актуальность его сохранится как минимум в этом и в 2024 году, потому что в отличие от многих других инфекций ковид имеет достаточно продолжительный шлейф. Лиц с постковидным синдромом нужно выявлять, потому что если это связано с иммунологическими поломками, то лучше, чтоб этот период был минимизирован, а без диагностики здесь не обойтись. Именно этим мы сейчас занимаемся по поручению Роспотребнадзора.
Тест-система, которая для этого предназначена, называется "TREC и KREC", свидетельство о регистрации мы получили в середине января. Это ПЦР-тест-система, которая позволяет проводить скрининг иммунной системы на уровне Т-клеточного и В-клеточного иммунитета. Он изначально был предназначен для скрининга новорожденных, но потом оказалось, что эти тесты эффективно работают и при иммунологических дефектах. Самый простой и понятный пример — ВИЧ-инфекция, с помощью этих тестов можно определить, иммунная система компенсирована или есть серьезные поломки. Сейчас информативность этого теста мы изучаем при коронавирусной инфекции, потому что это имеет прямое отношение к истории с постковидным синдромом.
Хотя постковидный синдром и имеет уже свой шифр в номенклатуре болезней, вопросов по его диагностике еще достаточно много, потому что после диагностики надо будет предпринимать шаги по иммунокоррекции. Но опасность заключается в том, что эта иммунокоррекция должна проводиться исключительно под контролем клинического иммунолога, иначе это может вылиться в иные проблемы. А без применения препаратов организм самостоятельно будет очень долго восстанавливаться, поэтому при решении этого вопроса важно найти баланс, и в первую очередь пройти все этапы научных исследований.
— Какие у института еще есть планы по разработкам?
— Как минимум три подразделения института занимаются гепатитом. Тест-систему против скрытого гепатита В мы уже "довели до ума", сейчас приступаем к медицинским испытаниям. Эта тест-система, я уверен, необходима для нашей страны. Также актуальна разработка средств диагностики для целого ряда вирусных инфекций, в том числе новых. Они определяют степень готовности всей санитарно-эпидемиологической службы, если новый вирус придет в Россию.