8 ФЕВ, 17:30

Абдель Фаттах ас-Сиси: я боялся за свою страну

Накануне визита в Каир президента РФ Владимира Путина в эксклюзивном интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману президент Арабской Республики Египет Абдель Фаттах ас-Сиси рассказал о перспективах развития российско-египетских отношений и своих планах по обеспечению стабильности в стране.

 - Господин президент, большое спасибо за возможность встретиться с вами. Мы встречаемся буквально за несколько часов до приезда в Каир президента России Владимира Путина. И пока мы находились в Каире, можем свидетельствовать, что буквально весь Египет, с кем бы мы ни встречались, находится в ожидании этого визита. Что вы ждете от этого визита? Что предполагаете обсудить с президентом России?

- Сначала позвольте мне поприветствовать вас и зрителей этой программы. Вы знаете, что отличительной чертой египетско-российских отношений с давних пор остается стабильность, и на данном этапе мы хотели бы придать им импульс с целью дальнейшего развития сотрудничества между Египтом и Россией. Визит президента РФ Владимира Путина подтверждает эти намерения как со стороны Каира, так и Москвы.

- Я знаю, что вы не первый раз будете встречаться с нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным. У вас уже сложились определенные личные отношения. Как складывается ваш личный диалог, что называется personal chemistry, с президентом Путиным? 

Я готов к тому, что меня убьют, но мы не оставим Синай - мы сохраним то, что принадлежит египтянам, либо умрем

Абдель Фаттах ас-Сиси президент Египта

- Президент Путин - выдающийся лидер. И наш диалог характеризуется объективностью и логикой. У нас сложилось взаимопонимание по разным региональным проблемам, в частности в вопросах борьбы с терроризмом. Мы сходимся в том, что касается двустороннего сотрудничества между нашими государствами. Египет, вообще, стремится и испытывает острую необходимость во взаимодействии со всем миром. И в этой связи нам необходимо приложить максимум усилий, чтобы достичь своих целей и претворить в жизнь наши мечты. И, что важно, ваш президент разделяет устремления нашего народа и всячески способствует продвижению в этом направлении.

На мой взгляд, Владимир Путин - очень хороший президент, который сделал очень многое для России за 15 лет своего руководства. Ему приходится противостоять многим вызовам, но он сильный человек и производит сильное впечатление. Россия много сделала для Египта, мы верим в нее и желаем, чтобы ваша страна жила в благополучии и безопасности.

- Отношения между Египтом и Россией развиваются в широкой сфере областей - и в военно-технической, и в культурной, и торгово-экономической, и в гуманитарной. Где, на ваш взгляд, достигнут наибольший прогресс? Где еще есть потенциал? Что нужно еще сделать, чтобы отношения между нашими странами вышли на новый уровень?

- Я хочу сказать, что в Египте существует много возможностей для инвестиций и не только в военной сфере, но и других областях. В частности, инвестиционную привлекательность представляет район строительства нового Суэцкого канала, возводятся и уже действуют промышленные, логистические зоны. Строятся города, реализуются энергетические проекты. Россия в свое время оказала Египту содействие в строительстве текстильных фабрик, металлургического комбината - есть опыт, на основе которого нужно выстраивать дальнейшее сотрудничество. И у нас, действительно, есть много сфер, где мы можем сотрудничать.

- Сейчас в прессе, в том числе египетской, публикуется много материалов о том, что есть определенные перспективы реализации соглашения о зоне свободной торговли между Египтом и странами - членами Таможенного союза, я имею в виду Россию, Белоруссию и Казахстан. Насколько вам кажется перспективной эта идея?

- Позвольте сказать, что Египет с учетом его географического положения и трудовых ресурсов имеет немало возможностей и может стать базой для экономического подъема и взаимного торгового обмена не только со странами Африки, Персидского залива, но и европейскими государствами - перед развитыми странами открываются большие возможности запуска свободных промышленных зон в Египте и делать это успешно, что позволит в дальнейшем открыть огромный рынок для продукции этих государств.

- Мне бы хотелось коснуться очень важного, как мне кажется, проекта для Египта - масштабного амбициозного проекта реконструкции Суэцкого канала. Во-первых, как движется этот проект? И что вы думаете о перспективе создания в зоне Суэцкого канала российской промышленной зоны?

- Хочу заметить, что до запуска проекта нового Суэцкого канала, который мы сейчас осуществляем, суда могли ожидать прохода до 11 часов: следовавшим в одном направлении судам приходилось ждать, пока не пройдут встречные. Реализация этого проекта позволит организовать движение в обе стороны одновременно без потери времени для судов и простоев. Тем самым будет значительно увеличен не просто транспортный поток в целом, мы сможем принимать суда любой разновидности и любого тоннажа единовременно. И все это в перспективе и поможет российской промышленной зоне, и благоприятно отразится на развитии района к востоку от канала, и в целом повысит инвестиционную привлекательность всего региона.

- Вы, господин президент, справедливо сказали о том, что российско-египетские связи имеют глубокие корни. В Египте всю вторую половину XX века работало очень много специалистов, сначала советских, потом российских, причем в разных сферах. В прошлом году исполнился золотой юбилей Асуанской плотины, которая является символом дружбы России и Египта. Что осталось в памяти египтян из того времени? Что вы считаете наиболее запомнившимся из того периода? А с другой стороны, как этот опыт прошлых лет можно использовать сегодня?

- Надо признать, что египтяне ценят то, что Россия в тот период, о котором мы говорим, поддержала Египет, особенно если говорить о построенных предприятиях, в частности высотной Асуанской плотине, и оказала военную помощь. Это то, что осталось в памяти египтян. В последние месяцы особо ценной оказалась позиция президента Путина, который поддерживает Египет в вопросах борьбы с терроризмом и осознает реальное положение дел в нашей стране. На таком понимании и нужно выстраивать наши отношения в дальнейшем.

- На государственном флаге, который позади вас, герб Египта. У изображенного на нем орла два крыла - одно африканское, другое ближневосточное, - что, собственно, соответствует роли Каира как в африканском мире, так и в Лиге арабских государств. В этой связи каких принципов намерены вы придерживаться, выстраивая позицию Египта, отношения Каира и с арабскими, и с африканскими государствами?

- Что касается африканских государств. В своей речи, когда проходила церемония принесения присяги в качестве главы государства, я заявил о намерении быть более открытыми и готовности к более серьезному сотрудничеству со странами Африки. Я сказал, что "Египет вернулся в Африку". А что касается отношений Каира с арабским миром, то они отличаются стабильностью: арабские страны поддержали Египет в последнее время. Так, например, Кувейт помог нам экономически, в том числе нефтью. То же самое касается ОАЭ и Саудовской Аравии. Поэтому еще раз подчеркну: у нас крепкие стабильные отношения с арабскими странами - Кувейтом, ОАЭ, Саудовской Аравией, Бахрейном, Иорданией и др.

- Весь мир признает растущую роль Египта в урегулировании разного рода конфликтов на Ближнем Востоке. Сегодня, к сожалению, на Ближнем Востоке достаточно много очагов напряженности - это и Ливия, и Сирия, и Ирак. Все эти проблемы вам известны. Как вы считаете, какие шаги должна предпринять ваша страна, чтобы эти опасные очаги напряженности не разрастались бы дальше и как вы оцениваете роль России в урегулировании этих проблем?

- Проблемы, о которых вы говорите, очень сложные, и их урегулирование требует усилий и взаимопонимания всех сторон: от них страдают сами страны и народы - Ливия, Сирия, Ирак, Йемен. И эти проблемы негативно сказываются на всем Ближнем Востоке. А нестабильность в нашем регионе неизбежно отражается на стабильности во всем мире. Все это также способствует росту угрозы терроризма в регионе, который несет только разрушения, и опять же не только нашему региону, но и всему миру.

- Я знаю, господин президент, что вы очень скромный человек. Тем не менее не могу не задать этот вопрос. В вашей стране вас считают практически национальным героем. Народ связывает с вами свои надежды на укрепление стабильности в стране, на возрождение. Что, на ваш взгляд - и мне хотелось бы, чтобы вы, несмотря на свою скромность, дали честный ответ, - привлекает в вас людей? Почему именно вы получили абсолютную поддержку египтян?

- Египетский народ - великий народ. И если посмотреть на его прошлое, то можно увидеть, что они всегда создавали цивилизацию и творили историю. Египетский народ, опасаясь за свое прошлое и переживая за будущее, решился сделать шаг. Я надеюсь, что я соответствую ожиданиям народа и могу осуществить их надежды. Но я не смогу это сделать в одиночку - египтяне должны быть со мной, потому что это наша страна.

- Вы, господин президент, уже полгода как официально вступили в должность президента. Но еще до того, как баллотироваться на пост, и перед тем, как сменить мундир генерала на гражданский костюм, вы сказали, что пойдете на выборы только в том случае, если этого хочет народ, и что армия, которая верила в вас, даст вам свой мандат. И вы пошли на выборы и выиграли их. Что определило ваш выбор принять это решение?

- Я боялся за свою страну. Мы столкнулись с вызовами и опасностями и одновременно - с надеждами. Не я решил баллотироваться, а меня позвали и поставили передо мной задачу. И, я надеюсь, мне удастся успешно выполнить ее на благо этого великого народа.

- Тогда позвольте мне процитировать вас и зачитать ваши слова, которые вы сказали, переживая за происходящее в стране: "Наше государство больно. И заболевание это хроническое, которое только усугубилось в последние годы. Народ понимает, что ему досталось тяжелое наследие, а это требует участия всех, чтоб вынести его. Всем нам предстоит действовать сообща, чтобы исцелить нашу родину от недуга". Вот ваши слова. Какие конкретные действия вы считаете нужным предпринять в ближайшее время, чтобы вылечить свою страну?

 - Я не могу сказать, что нам только предстоит начать, мы уже начали принимать меры более полугода назад. Мы работаем над обеспечением стабильности и безопасности египтян, а в свете нынешней ситуации в сфере безопасности и угрозы экстремизма это требует от нас огромных усилий. Кроме того, египтяне хотят чувствовать, что есть надежда, что есть будущее, лучшее, чем прошлое, и мы как раз над этим работает. И это видно в тех национальных проектах, которые мы сейчас запускаем: мы стараемся создать новые рабочие места, а также условия для привлечения инвестиций. Если нам удастся обеспечить безопасность и стабильность на должном уровне, если нам удастся добиться хороших темпов развития экономики, то это будет означать, что мы движемся вперед, к чему и стремятся уже долгое время египтяне.

- Я вам честно скажу, господин президент, мы в России, будучи друзьями Египта, очень внимательно следим за процессами, которые происходят в вашей стране, и, конечно, мы хотим, чтобы ситуация была стабильная и благополучная. И нас не может не радовать, что, как вы и обещали, прошел референдум и принята новая конституция Египта. Как вы оцениваете именно это событие - на мой взгляд, историческое - в жизни Египта?

 - Была утверждена "дорожная карта" переходного периода, состоящая из трех этапов. Мы реализовали уже два из них. Вынесенный на референдум проект новой конституции АРЕ получил одобрение большого числа египтян. Затем так же успешно прошли президентские выборы, и сейчас остались парламентские. С окончанием третьего этапа процесс создания основных  институтов власти будет считаться завершенным. Это даст нам толчок вперед, чтобы развиваться в политической, экономической отраслях, а также в сфере безопасности.

- Я не могу не коснуться, господин президент, наверное, самой больной мировой проблемы - вы о ней уже упомянули -  международного терроризма. В Египте вами лично делается много для борьбы с ним. Что, на ваш взгляд, еще должно быть сделано международным сообществом, чтобы победить этого всемирное зло?

- Я вижу, что все мировое сообщество осознает всю опасность этого зла. Но всему миру необходимо объединить свои усилия в борьбе с терроризмом. Нам сообща необходимо принять жесткие меры в борьбе с этим явлением. Например, сегодня социальные сети служат весьма опасным инструментом в мобилизации боевиков и потенциальных исполнителей террористических актов. Эти террористические такфиристские сайты, где рассказывается, как делаются бомбы. Международное сообщество должно начать действовать против таких сайтов, порождающих еще больший террор.

- Для россиян Египет - это туристическая Мекка. Миллионы моих сограждан приезжают в Египет. Самая любимая фотография - либо снимок на фоне знаменитых египетских пирамид, либо на пляжах где-нибудь в Шарм-эш-Шейхе. Из года в год число приезжающих в Египет только растет, несмотря на разные обстоятельства. Что делает правительство Египта, что, вы считаете, нужно сделать, чтобы еще больше туристов, и в частности, россиян, приезжало в вашу страну?

- Любой турист, откуда бы он ни был, стремится найти хорошее место для отдыха. И в первую очередь он ищет безопасное и стабильное место. А это главный приоритет для нас. И всем, кто меня слышит в России, хочу сказать: "Места, где вы любите отдыхать, безопасны. Мы ждем вас там и рады приветствовать вас как добрые друзья".

- Прошедший год, господин президент, был для вас, насколько я могу судить, дважды знаменателен. Вы были избраны на высший государственный пост в стране - стали президентом. Вы также отметили свой 60-летний юбилей, хотя, честно скажу, и не примите это за комплимент, не скажешь, что вам уже исполнилось 60 лет. Подойдя к этому важному жизненному рубежу - я лично прошел его уже несколько лет назад, - что вы считаете самым важным, самым знаменательным? С чем самым значимым вы подошли к своему юбилею?

- Самое главное, хочу сказать, но не знаю, можно ли как-то перевести это на ваш язык, но, если дословно, египтяне мне на плечи взвалили груз ответственности за мою страну. Да-да. И поэтому, пользуясь случаем, хочу сказать: мы все отвечаем за Египет. И прежде всего, важно, чтобы страна оказалась свободна от разного рода угроз, чтобы была стабильность и чтобы все египтяне жили в мире и безопасности. Это самый главный этап в моей жизни сейчас и в будущем. Если мне удастся это сделать, это будет великое дело.

- Я знаю, господин президент, что вы часто обращаетесь к священной для всех мусульман книге - Корану. Дня не проходит, чтобы вы не держали в руках Коран и не вспоминали важные для вас суры. Откройте, может быть, некую тайну, какая из сур ближе всего вашей душе?

- Весь Коран и все суры близки мне. Когда я использую какие-то суры во время речи, в интервью или разговоре с египтянами, я тем самым подтверждаю, что нам не только нужно знать Коран наизусть, но важно понимать его и уметь применить в общении. Коран, как и другие основные религии, призывает к праведной жизни, милосердию, взаимоуважению, призывает оказывать помощь и исключает взаимное насилие. Поэтому, когда я использую какие-то суры, то тем самым напоминаю, что эти ценности существуют в нашей религии. Экстремизм и терроризм не отражают истинную сущность ислама. Ислам и Коран призывают нас по-человечески, гуманно относиться другу к другу - оберегать и помогать, а также уважать выбор других людей.

- В тот день, когда вас избрали президентом, вы повесили в шкаф и с тех не надеваете ваш генеральский китель. Но я видел вашу фотографию в генеральской форме, и там много наград Египта. Какая из этих наград самая памятная и знаменательная для вас?

- Я не могу сказать, какая награда самая главная. Но могу сказать, какую награду хотел быть получить: все, что было у меня в прошлом, касается моей службы в армии, не имело такого значимого влияния на жизнь моей Родины. Главное сейчас - я хочу сделать так, чтобы моя страна росла и развивалась, а мечты и надежды египтян жить достойно и по-настоящему свободно сбылись. И это будет самой большой наградой для меня.

- Иншаалла (если будет на то воля Всевышнего), так и будет.

- Иншаалла!

- Я знаю, господин президент, что у вас замечательная семья: трое сыновей, любимая дочь. И даже когда вы были в армии, не так часто общались с семьей, а сейчас - еще реже. Как вы вместе проводите время? И вообще, чем занимаются ваши дети?

- Признаюсь честно, сейчас у меня практически нет свободного времени, и это чистая правда! Проводить его вместе получается, пожалуй, только за семейным обедом в пятницу. По-другому, как бы ни хотелось, не выходит. Про своих детей могу сказать: они окончили учебу, работают, обзавелись своими семьями, и у меня уже есть внуки.

- Ну, мне остается пожелать удачи и счастья вам, господин президент, вашей семье. И прежде чем мы завершим нашу беседу, я хочу задать вам вопрос, который всегда задаю своим собеседникам нашей программы, которая называется "Формула власти". Вы обладали высшей властью военного, сегодня вы облачены государственной властью. Что такое, на ваш взгляд, власть? И вообще, на вкус что такое власть?

- Власть для меня означает давать что-то другим. Я не считаю, что я человек у власти. С самого начала я говорил, что передо мной поставили очень важную задачу работать на благо моей страны. И я не могу назвать это властью и не знаю, что такое наслаждаться ею.

- Удачи вам, господин президент, спасибо большое.

Интервью также будет показано на телеканале "Россия 24" и опубликовано в "Российской газете".

Читать на tass.ru
Теги