20 апреля в широкий прокат выходит "Вызов" — первый в мире художественный фильм, съемки которого проходили в космосе, на борту Международной космической станции (МКС). Это совместный проект Первого канала, "Главкосмоса", госкорпорации "Роскосмос", студии Yellow, Black and White и онлайн-кинотеатра Start при поддержке Фонда кино. "Вызов" расскажет зрителям о женщине-враче, которой придется за месяц подготовиться к космическому полету и отправиться на МКС для спасения космонавта. 5 октября 2021 года на съемки в космос впервые в истории отправился киноэкипаж, в который вошли режиссер картины Клим Шипенко, актриса Юлия Пересильд и космонавт Антон Шкаплеров. В фильме, но уже на Земле, также снялись Владимир Машков, Милош Бикович, Александр Балуев и другие.
Накануне выхода фильма в прокат Клим Шипенко рассказал в интервью ТАСС о том, какой вызов ему бросили съемки картины на МКС, стоило ли в эпоху превосходства компьютерной графики лететь в космос ради фильма, откуда появилась история про "потерю" флешки с отснятым материалом и почему сиквел "Холопа" он считает экспериментом.
— Первый вопрос, который я хочу задать человеку, побывавшему в космосе: Земля из иллюминатора действительно похожа на большую ягоду?
— У нее в разное время суток совершенно разное состояние. В зависимости от того, летишь ты над горами со снежными вершинами или над океаном. Земля из космоса — это что-то невероятно красивое. Но, кстати, с ягодами я никогда сравнений не проводил.
— Если серьезно, то о фильме "Вызов" до недавнего времени было известно не так много. Кроме того, что это первый фильм в истории, часть которого снималась в космосе, Юлия Пересильд играет врача, а вы были режиссером, оператором, художником-постановщиком и в целом доказали, что можете заменить всю съемочную группу. Как в вашей жизни появился "Вызов"?
— Я уже снимал космические фильмы, но на Земле. Провел где-то два года, работая над фильмом "Салют-7" (вышел в кинотеатрах осенью 2017 года — прим. ТАСС), так что очень приблизился к космической индустрии, к теме космоса и истории космонавтики. Я этим жил. Фильм же надо снимать, поэтому постоянно думал, как это все устроено? Я там [в космосе] не был, но представлял, как бы это все было, как герои там себя вели. То есть я долгое время жил с космосом еще до того, как появился "Вызов". Когда закончил "Салют-7", подумал: это что, все? Не может такого быть, что я с космосом больше никак не буду взаимодействовать. Фильм "Салют-7" очень хорошо приняли, людям из космической индустрии он тоже понравился. Тогда мне показалось, что наши с ним [космосом] отношения как-то продлятся, во что-то еще перельются. Поэтому, когда мне позвонили по поводу "Вызова", я подумал, что вот оно — продолжение.
— То есть это не вы сами пришли к Эдуарду Илояну (основатель и генеральный продюсер компании Yellow, Black and White — прим. ТАСС) с мыслью, что неплохо бы уже и в настоящем космосе поснимать?
— Нет, было ровно наоборот. Эдуард мне как раз позвонил и сказал: "Слушай, только что разговаривал с Константином Львовичем [Эрнстом, генеральным директором Первого канала], он хочет увидеться". Дальше мы поехали на встречу, где он рассказал, что есть такая история, что мы хотим быть первыми, кто снимет фильм в космосе. А то даже Том Круз туда собрался. Меня уговаривать не надо было. После этого разговора прошел год…
— Согласились без лишних раздумий? В космос?
— Да, долго не думал. Сразу согласился.
— И эта большая и долгая подготовка к полету тоже не пугала?
— Не пугала. И не такая большая она на самом деле была.
— Вам повезло, некоторые космонавты ждут своей очереди годами.
— Да, это действительно так. Но космонавты там совершенно другой работой заняты, их для этого учат и готовят. А мы снимали кино, делали то, чем обычно заняты на Земле.
— МКС полностью огибает Землю за 90 минут, по сути, вы за сутки видели 16 восходов и закатов Солнца. Все это сказывалось на съемках, наверное?
— Да, свет в иллюминаторе менялся каждые 45 минут. Все постоянно двигалось, свет был разный, что наложило свой эффект. При этом он был очень красивым, я им пользовался. Но, конечно, приходилось ждать. Могли что-то снять, а потом я говорил Юле возвращаться в кадр через час.
— Было такое, что в сложившихся орбитальных условиях в сценарии приходилось что-то менять?
— Совсем немного. В основном изменения касались мизансценирования. На Земле я предполагал одно, а по прилете на МКС все перевернулось. На Земле мы спокойно ходим: пол — здесь, потолок — там. А на станции могло быть как угодно. На Земле два человека разговаривают, никто не висит. А там — пожалуйста. Когда ты туда попадаешь, в голове совершенно меняется представление, как может происходить сцена.
— Много ли материала, снятого на МКС, вошло в финальный монтаж?
— Много. Практически все вошло, все сцены, которые я снял. Все получилось, все работает, поэтому вырезать ничего не понадобилось.
— А быстро пришли в себя по прилете на МКС?
— Да, снимали уже на следующий день. Мы прилетели на станцию за три часа, но адаптацию нам пророчили серьезную. Что нам будет плохо, что мы три или четыре дня будем мучиться. К нашему же удивлению, такого не случилось. Мы прилетели, поспали и начали вовсю работать. Знаете, бывает такое, когда у тебя есть какая-то цель с очень конкретными сроками выполнения, организм мобилизует весь свой ресурс. Условно говоря, ты просто запрещаешь себе болеть. И это работает. Мне кажется, так было и с нами. Мы понимали, что времени на адаптацию у нас нет, все это будет вредить фильму.
Больше всего я волновался, чтобы Юля чувствовала себя хорошо, поскольку она в кадре. Если мне нормально, а Юле плохо, то снимать мы не можем. Если Юля нормально себя чувствует, а мне плохо, то я хоть как-то, но снимать буду. Но главная актриса оказалась очень крепкой, очень живучей. И во внеземных условиях тоже. (смеется)
— Космонавты рассказывают, что во время полета в корабле может накрыть чувство эйфории. Было ли оно, перекрывало страх? Все же космический корабль — это металлическая коробочка, разгоняющаяся на бешеной скорости…
— Я тоже испытал чувство эйфории, а страха не было вообще. У меня другое чувство было. Очень хотелось, чтобы все получилось снять. Поэтому это чувство ответственности и какой-то нервозности превысило все остальное. Получится у меня или не получится? Хорошо ли получится? Эти вопросы преобладали над страхом.
— У космонавтов вроде бы даже психолог есть на такой случай.
— У нас тоже были психологи, но психологическая помощь в итоге не потребовалась.
— Первый трейлер "Вызова" мы все смотрели 31 декабря с тарелками оливье в руках. На следующий день видела как положительные комментарии, так и не очень. Многие не оценили разницу между реальным космосом и возможностями компьютерной графики. Стоило ли это того?
— Это зритель пускай скажет. Потому что я вам скажу, что, конечно, стоит. Это же я полетел, я снимал. Помимо этого, я знаю разницу между съемками невесомости на Земле и реальной в космосе. Конечно, в чем-то это все того стоит, в каких-то случаях нет. Боевик космический в невесомости не снять. Мы придумывали историю, основываясь на имеющихся у нас возможностях. Я хотел, чтобы она выглядела максимально реально. Хотел, чтобы зритель поверил, что он может быть на месте Юли, что может так же полететь и сделать то, что сделала она.
— Получается, сценарий "Вызова" изначально, скажем так, плясал от ограниченных возможностей?
— Да. Я хотел, чтобы, в отличие от фильмов, которые сняты на Земле, "Вызов" был правдивым. Правдивая стилистика в фильме с минимальным количеством компьютерной графики. Графика есть, конечно, но я хотел свести ее к минимуму.
— Юлия была выбрана на роль из нескольких тысяч претенденток. Вы принимали участие в отборе? Сильный вестибулярный аппарат в этом случае был не менее важен, чем актерские навыки?
— В космосе — да. Изначально я думал, что сам выберу актрис и отправлю их на медицинскую комиссию. Вроде бы так и произошло, но когда медкомиссия начала отсеивать очень многих актрис, которых я выбрал, то подумал: "Минуточку, как так?" В ответ констатировали, что человек может не выдержать нагрузки и вернется инвалидом. Тогда я понял, что это врачи определяют, из кого мне выбирать главную актрису. Медкомиссия играет очень серьезную роль, поэтому я решил не заниматься самообманом.
— А был ли у продюсеров какой-то вариант с режиссером, если бы вы не попали в космос по медицинским показателям?
— Это, конечно, надо уже спрашивать у продюсеров. Но мне не говорили, что есть еще режиссер, который бы полетел, если я бы не прошел медкомиссию. А у меня не было ни малейшего сомнения, что я ее пройду. Насколько я знаю, запасных вариантов в моем случае не было, но, может быть, мне что-то не рассказали.
— Вы бы назвали "Вызов" самым сложным фильмом в своей карьере?
— У любого фильма есть свои сложности. Вопрос, что мы сравниваем.
— В моральном плане?
— В моральном точно нет.
— А какой тогда здесь самый сложный?
— "Салют-7". В моральном плане он был сложнее. "Вызов" был сложен тем, что я там все снимал один, без группы.
— В этом году мы также ждем продолжение вашего хита "Холоп". Я заметила, что почти ко всем своим фильмам вы сами писали сценарий. Но не к "Холопу". Почему к самому кассовому своему фильму вы решили не писать сценарий, как и к его готовящемуся продолжению?
— Потому что есть сценаристы, и они тут как раз есть, которые могут писать без моей помощи. Я пишу или вмешиваюсь, когда нет другого выхода. Это сложный и долгий процесс, во многом одинокий. Если у меня есть возможность этого не делать, а в данном случае это прекрасно делают трое сценаристов — Антон Морозенко, Дима Пермяков и Даша Грацевич, то я с удовольствием это делегирую. Так же было и с фильмом "Текст". Я с удовольствием не писал сценарий, потому что его прекрасно написал Дима Глуховский (признан в РФ иноагентом — прим. ТАСС). Амбиций сценариста в этом смысле у меня нет. Я режиссер, который пишет, но не наоборот.
— Не чувствуется ли нагрузка в отношении продолжения "Холопа"? Первый фильм долго был самым кассовым в России. А про сиквелы еще говорят, что они всегда слабее.
— Слышал про такое. Оно бывает, как правило, но не всегда. Что до нагрузки, да, накладывает. Но мне она нравится, нравится ответственность.
— А какая судьба уготована вашему "Декабрю" с Александром Петровым в роли Есенина, который мы все ждали еще в прошлом году?
— Жду его в этом году, надеюсь, что фильм выпустят.
— Можно сказать, что 2023 год будет годом Клима Шипенко в российских кинотеатрах?
— Может быть и так, но для этого "Декабрь" должны выпустить. Возможно, где-то в период с начала осени до декабря. Я бы очень хотел, чтобы он вышел.
— У вас эксклюзивный контракт с Yellow, Black and White на производство фильмов. Какие-то будущие проекты можно озвучить? На сколько проектов или лет этот контракт?
— Лет, скорее. Какое-то количество проектов тоже заявлено, но я не могу их пока еще объявить. Они в процессе формирования. Но еще штуки три, наверное.
— А есть какие-то ограничения? Вы можете с другими студиями сотрудничать?
— Да, и мы делаем проекты с другими студиями. "Вызов" — это тоже фильм, созданный с другой студией, с Первым каналом. Конечно, в этом смысле ограничений нет, Yellow, Black and White легко партнерится с другими студиями, телеканалами. В "Холопе", например, есть "Централ Партнершип", есть телеканал "Россия". Это совместный проект.
— Вы получали кинообразование в США, я даже читала, что работали с американскими режиссерами. Но вернулись в Россию, где национальное кино больше любят ругать. Не возникало желания бросить все, особенно сейчас, когда отечественный кинопрокат переживает непростое время?
— Я практиковался на американской картине "Любовь по правилам и без", не работал. А нахожусь я там, где могу снимать. Я вернулся в Россию, потому что у меня были идеи, которые хотел реализовать здесь. И все получилось. Сейчас тоже есть несколько идей и проектов уже на стадии съемок, которые я хочу довести до конца. В том числе "Холоп". "Декабрь" тоже хочу выпустить. Наш прокат переживал разные времена, а пример "Чебурашки" показал, что не такой уж он и мертвый.
— Тут еще и новогодний прокат не последнюю роль сыграл. Такое может произойти только раз в году.
— Но никто не предполагал, что даже в этот единственный раз в году можно так собрать. Всех это удивило. Значит ли это, что и в другой раз так может получиться?
Но это уже анализ проката, а я все время шел за историей, которую хочу снять. Пока они у меня есть, пока мне дают возможность их снимать, я здесь. Если не дадут эту возможность, или она куда-то денется, или больше не будут выпускать мои фильмы, тогда у меня появится повод о чем-то задуматься.
— Одна из известных конспирологических теорий гласит, что американцы никогда не были на Луне, все это съемки в павильоне. Вторая известная теория возникла после вашего возвращения с МКС на Землю. Откуда пошла история о таинственной пропаже флешки с отснятым материалом?
— Это была самая очевидная утка, потому что настоящий кошмар, который мог произойти, — все снять и потерять.
— Переживали?
— Конечно! Я же сам переписывал материал после каждого съемочного дня. У нас было несколько резервных копий. Поэтому даже если бы при спуске я потерял материал, его копия хранилась на МКС. Потерять материал — самое страшное, что может быть в кино. Весь титанический труд окажется впустую. Но то была утка, которая озвучила этот страшный сон. Что, полетели еще раз, переснимем все? (смеется)
— Свой полет в космос по ощущениям с каким фантастическим фильмом сравнили бы? "Космическая одиссея", "Солярис"? Или, может быть, "Салют-7"?
— Когда мы подлетали к станции и отказала система автоматической стыковки, Антон [Шкаплеров, командир корабля "Союз МС-19"] должен был стыковаться вручную. Я тогда подумал, что оказался в фильме "Салют-7". Никогда бы не подумал, что окажусь именно в нем. Из всех моих фильмов этот вариант казался наименее очевидным, а в итоге… Потом еще были нештатные ситуации на МКС, сигнал о пожаре сработал, станция потеряла ориентацию — это все было в "Салюте". Так что мой полет в космос был похож на "Салют-7".
— Самое главное, что не на "Чужой".
— Это да. Хорошо, что обошлось.