45-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ) откроется в столичном театре "Россия" в четверг. Программный директор кинофестиваля Иван Кудрявцев в интервью ТАСС рассказал о том, как коммуникация кинематографа с молодым зрителем стала ключевой темой ММКФ, почему нельзя пропустить фильм закрытия фестиваля, а также поделился размышлениями о том, что спасет кино в эпоху кризиса.
ТАСС выступает информационным партнером 45-го Московского международного кинофестиваля.
— Прошлый Московский международный кинофестиваль, несмотря на все сложности, представил зрителям большую программу — она расширилась в два раза. Учитывая, что между фестивалями не прошло и года, было ли труднее готовить программу юбилейного ММКФ?
— Подготовка к 45-му, юбилейному, ММКФ началась еще во время подготовки прошлогоднего фестиваля. Понимая, что у нас будет всего несколько месяцев зазора — это короткое окно возникло из-за пандемии, которая сильно перекроила весь мировой фестивальный график, — мы занимались активным мониторингом. Заводили контакты, которые позволили бы нам пригласить на фестиваль те фильмы, чье производство завершалось на момент августа 2022 года. Мы создали задел еще прошлым летом, и это принесло свои плоды.
— Изменилась ли география фестиваля?
— В этом году география фестиваля расширилась примерно на 10%. У нас добавилось более 20 новых стран, как дружественных, так и недружественных. Мощно усилилось присутствие Латинской Америки, обогатившей разнообразие традиционно представленных на ММКФ кинематографий Индии, Китая и Ирана. В прошлом году на фестивале было больше Индии, в этом — больше Китая.
Но именно с приходом мощных, перспективных и активно развивающихся кинематографий Латинской Америки ММКФ становится, пожалуй, самым разнообразным по набору фильмов фестивалем в мире.
Это обусловлено географическим положением ММКФ, который соединяет традиционные кинематографии — сегодняшних локомотивов рынка — и те, что на роль новых локомотивов претендуют.
Если в прошлом году стран, представляющих большой Голливуд, было чуть больше половины, то в этом году баланс меняется, он более точно и объективно отражает реальное положение дел в мире. Растущие кинематографии развивающихся стран становятся подушкой безопасности для мирового кинорынка, который после пандемии переживает кризис перепроизводства, переоценки ценностей, ориентиров и кризис технологий. Научно-техническая революция, которая сейчас разворачивается на наших глазах, очень сильно затронет мировой кинематограф.
— Как проходил отбор в этом году? Было ли больше заявок? Или, напротив, сказался мировой кризис кинопроизводства?
— Сотни заявок, сотни фильмов в отборе. В нашей отборочной комиссии 16 экспертов, у каждого своя обширная сеть контактов, визиты на международные кинорынки. Все это позволяет фестивалю работать с лонг-листом из сотен и сотен фильмов. Финальный отбор — мы покажем на фестивале под 200 картин — получается очень качественный.
— В прошлом году, когда "Русские премьеры" только появились на ММКФ, вы сказали, что теперь они с нами навсегда. Задает ли национальный конкурс направление всему отечественному кинематографу? И какое направление в этом году?
— Конкурс "Русские премьеры", как отчасти и основной конкурс, и наша новая внеконкурсная программа "Трудный возраст", и фильм открытия, отражает главный тренд этого года — обращение кинематографа к молодому герою, и, как следствие, это новая попытка кинематографа восстановить коммуникацию с молодым зрителем. Это также попытка мирового кинематографа инкорпорировать, вобрать в себя лучшее, что может предложить сегодня молодой кинематографист. Почему это происходит? Скорее всего, это предчувствие смены поколений и надвигающейся новой волны прогресса. Как результат — появление новых центров силы в мировом кино, которые претендуют на свою долю в мировом экспорте киносериального контента. Все это становится достоянием человечества, а не только локальных национальных культур. Я сейчас говорю о корейском кино, об индийском кино, о грядущем великом китайском кино.
Может быть, простые зрители, которые ловят громкие новинки в прокате, этого пока еще не замечают, но если вы любопытствующий зритель (таким мы очень рады), то на фестивале уже можете разглядеть эти тенденции. Возвращаясь к причинам, почему произошел этот поворот, нужно отметить динамику роста развивающихся стран. У Индии и Китая на двоих — уже три миллиарда населения. Естественно, появляется много молодых творческих сил. Поэтому новый глобальный тренд, который фиксирует Московский международный кинофестиваль, — это разворот к новому поколению зрителя, героя и кинематографиста. "Русские премьеры" это отражают, в конкурсе этого года можно вспомнить такие названия фильмов, как "Голова-жестянка", "Ада". "Помилование" в известной степени об этом, "Единица Монтевидео", кстати, тоже об этом. Этот фильм, наверное, о самом остром аспекте этой проблемы — о разрыве коммуникации и попытке преодоления этого разрыва. И, конечно, нельзя пропускать "Снегиря" (фильм открытия ММКФ в этом году — прим. ТАСС). Этот фильм, наверное, главное событие в российском кино со времен "Аритмии".
— А чем зацепила спортивная драма "42 секунды", что ей решили закрывать фестиваль в этом году?
— "42 секунды" — это такой испанский привет "Легенде №17", "Движению вверх", "Чемпиону мира" и значимым американским спортивным драмам. Это испанское исследование природы спортивного героизма, размышление о том, что делает чемпионов чемпионами. Я не буду спойлерить, но этот фильм удивит, потому что он нестандартный и нешаблонный. Мужчинам в этом фильме будет с кого брать и с кого ни в коем случае не брать пример, а женщинам будет кем полюбоваться. Потому что этот фильм про красивых испанских ватерполистов, которые готовятся к самой решающей схватке в истории испанского спорта. Это финал соревнований по водному поло на Олимпиаде-1992 в Барселоне.
— Этот фильм можно будет посмотреть только на ММКФ или он потом выйдет в широком российском прокате?
— У фильма "42 секунды" пока нет русского дистрибьютора, но он может появиться после показа на фестивале. Фильм стоящий.
— Одно из нововведений ММКФ этого года — студенческая аккредитация. Пока она распространяется только на студентов крупнейших творческих вузов. В случае успешного пилота планируете расширить ее за пределы вузов с кинотеатральной направленностью?
— Да, я уверен, что у этой работы большой потенциал. В этом году у нас уже тысячи студентов из дюжины творческих вузов. Думаю, в перспективе пул аккредитованных университетов, институтов и школ будем расширять, а количество студентов увеличивать. Привилегии, которыми первые счастливчики будут пользоваться в этом году, мы сохраним. Может быть, однажды что-то еще сверх этого добавим.
— Какие еще возможности ММКФ дает студентам творческих вузов, кроме шанса первыми посмотреть новинки со всего мира в одном месте?
— Около 90% картин, которые покажут на Московском кинофестивале, только здесь и покажут.
Для студентов творческих вузов это бесценная возможность посмотреть кино. Но студенту творческого вуза на фестивале также важно обзавестись новыми контактами, завязать какие-то творческие отношения, представить свой проект и получить бесценную обратную связь от зрителей, профессионалов, от коллег. Вот чем должен быть фестиваль для них. Кроме того, фестиваль для студента творческого вуза — это возможность получить опыт организации и проведения интересного ивента. Кому-то из творческих вузов предстоит провести свой фестиваль. Поэтому мы будем одновременно развивать не только студенческую аккредитацию, но и волонтерскую программу. Мы хотим работать со студентами на фестивале осознанно, как с целеустремленным сообществом.
— В последнее время все чаще в сочетании со словом "кино" упоминается слово "питчинг", все больше организаций готовы оказать поддержку начинающим (и не только) кинематографистам. С чем это связано? Нам так сильно не хватает идей для кинопроизводства?
— В какой-то момент даже сами кинематографисты начали говорить, что питчингов стало много, но появление такого количества — свидетельство динамичного развития индустрии. Это значит, что возможностей снять кино у нас сегодня стало больше, чем предлагаемых идей, чем кадров, которые эти идеи могут воплотить. Кадровый голод возникает именно из-за опережающего спроса. Такое развитие публичных тендеров, а к питчингам нужно относиться именно как к публичным тендерам, — это признак взрывного развития киноэкономики. Среди событий ММКФ, которые я с нетерпением жду, — питчинг под названием "10 идей для копродукции с Индией". Он объявлен "Роскино", бизнес-площадкой ММКФ и пройдет для ведущих индийских продюсеров, которые приедут в Москву на кинофестиваль. Прямо с ММКФ они отправятся в локейшн-тур по России, будут смотреть самые интересные и перспективные локации, чтобы потом снимать там индийское кино. Но перед этим туром молодые кинематографисты, опытные продюсеры и режиссеры, а также студии России представят им десять интересных идей, которые можно было бы воплотить в российско-индийской копродукции.
Недавний индийский блокбастер "Патхан" с мировыми сборами в $129 млн был частично снят в России. Несколько ключевых сцен в фильме происходят на Байкале и среди небоскребов Москва-Сити. Нам нужно, чтобы таких фильмов было больше, потому что бюджеты и экспортные амбиции индийского кинематографа растут. Это, наверное, самая перспективная сегодня мировая кинематография, не считая китайскую. Если бы меня спросили, акции какого кинематографа я бы сейчас купил, то я бы точно вложился в российскую кинематографию, потому что самое время покупать, пока глобальные котировки просели, а еще вложился бы в Китай и в Индию.
— В продолжение темы деловой программы ММКФ хотелось бы поподробнее узнать про конкурс "Лаборатория саспенса. Экранизации".
— "Лаборатория саспенса" — это проект, который запустил медиахолдинг "Цифровое телевидение" в прошлом году под эгидой международного кинофестиваля "Хоррор Фест" при поддержке телеканала "Настоящее страшное телевидение". Это платформа, призванная собирать со всей России перспективные заявки в области жанрового остросюжетного кино и помогать им обрести лучшую судьбу. Наставниками "Лаборатории саспенса" выступают известные продюсеры Федор Попов, Иван Капитонов, кинорежиссер, продюсер, основатель новой киностудии "Класс коррекции" Иван И. Твердовский, Дмитрий Якунин из "Мувистарта" и ваш покорный слуга. Мы вместе отбираем лучшее и самое перспективное, потом зовем на питчинг "Лаборатории саспенса" ведущих представителей индустрии, от цифровых платформ до крупных продюсерских центров. Так работает этот "движок".
На ММКФ мы проведем презентацию нового конкурса в рамках "Лаборатории саспенса" под названием "Экранизации". Это совместный проект "Лаборатории саспенса" и крупнейшей издательской группы "Эксмо-АСТ". Мы представим шесть книг, за права на экранизацию которых предложим побороться киностудиям и начинающим кинематографистам со всей страны. Это будут бронебойные хиты молодых российских авторов, которые точно либо уже имеют огромные тиражи, либо точно их будут иметь, права на экранизацию которых будут стоить больших денег. Но победителям конкурса "Лаборатории саспенса. Экранизации" бронь на эти права достанется на достаточный срок, чтобы с ними можно было выходить в рынок. Я надеюсь, что в августе на фестивале "Окно в Европу" в Выборге покажем рынку и продюсерам первые готовые заявки.
— На мой взгляд, одна из самых зрительских программ ММКФ — это "Дикие ночи", которую собирает Егор Москвитин. Не конкурирует ли эта программа с вашим же с Егором фестивалем "Хоррор Фест"?
— Людей, которые влюблены в авторские триллеры, в фильмы ужасов, в экспериментальные фильмы, в фильмы с каким-то провокативным "хай-концептом", тысячи. Для них "Хоррор Фест", для них "Дикие ночи". Эта аудитория ненасытна, она жаждет новых впечатлений. Каким бы классным ни был "Хоррор Фест" и какими бы классными ни были "Дикие ночи", все, что этой аудитории суждено увидеть, все, что она хочет увидеть, за один фестиваль не покажешь. Поэтому нужно несколько событий. В прошлом году был "Хоррор Фест Уикенд", была "Хоррор Фест Премьера", был сам "Хоррор Фест", а "Дикие ночи" — это проект Московского кинофестиваля, который работает с той же аудиторией, преподнося ей новинки с главных мировых фестивалей.
— Откуда у людей такая тяга к ужастикам? В 2023-то году?
— Откуда такой интерес к фильмам ужасов? Как любит говорить мой коллега Егор Москвитин, жанр выступает простым и эффективным средством доставки важных смыслов. Поскольку жанр — форма легкая, доступная и порой работающая с какими-то базовыми инстинктами человека, она доставляет смыслы быстрее и ярче, чем иное авторское кино.
— А третий "Хоррор Фест" будет в этом году?
— Будет осенью, в октябре-ноябре.
— Кто из иностранных участников посетит столицу в дни Московского кинофестиваля? Приедут ли лично члены жюри Рахуль Равель, Хао Юнь и Ким Джигон?
— Все члены международного жюри приедут в Москву, приедут сотни гостей из десятков стран мира. Билетная служба, служба аккредитации, наша служба визовой поддержки работают практически круглосуточно, согласовывая маршруты и логистику. Все это не стало сильно проще, поскольку рынок еще не восстановился после пандемии, санкции тоже оказывают сильное влияние на маршруты. Но гостей ждем очень много, сами все увидите на красной ковровой дорожке в день открытия ММКФ. Я предвижу яркий, живой, запоминающийся, очень активный, в хорошем смысле утомительный Московский международный кинофестиваль, после которого мы все будем возвращаться домой усталыми, но очень довольными.