О маркировке икры и безалкогольных напитков, влиянии на цены, нововведениях и технологиях в маркировке, а также о ее особенностях в Узбекистане рассказал в интервью ТАСС на полях Международной промышленной выставки "Иннопром. Центральная Азия" председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), выступающего оператором национальной системы маркировки товаров, Михаил Дубин.
— Мы с вами общаемся в Узбекистане на форуме "Иннопром". Здесь так же, как и в России, развивается маркировка. Расскажите, пожалуйста, о развитии системы в стране. В чем особенности, какие эффекты показывает маркировка в республике и какие дальнейшие шаги по развитию маркировки здесь ожидаются?
— Маркировка активно внедряется в России, странах ЕАЭС и Узбекистане. Приятно отметить, что маркировка запущена в каждой из стран на основе российских разработок, а в Белоруссии — на основе совместимых решений. Есть местный оператор CRPT TURON, которому переданы все технологии, у которого есть соглашения о государственном партнерстве с Республикой Узбекистан. Публичным партнером выступает налоговая служба, и благодаря тому, что технология уже была создана ранее, маркировку в Узбекистане получилось запустить достаточно быстро. Мы не во всех странах своего присутствия видим такие скорости. Тут уже запущена маркировка по пяти товарным группам, есть сигареты, лекарства, вся алкогольная продукция, в том числе пиво, маркировка бытовой техники, которой нигде больше в ЕАЭС нет. С июля будет запуск маркировки воды и безалкогольных напитков.
Почему это происходит? Потому что система показывает значимый эффект. Всего он разбивается на три группы. Первая группа — эффекты для государства. Это обеление рынков, рост собираемости налогов и акцизов. Вторая — защита потребителя за счет повышения качества и безопасности продукции, уменьшения числа фальсификата. Третий эффект связан с локальным бизнесом — улучшение его экономических показателей, расширение доли рынка, повышение прибыльности. Это происходит благодаря тому, что условия для всех уравниваются, а компании получают доступ к подробнейшим данным о том, как производится, двигается, реализуется их продукция.
Здесь, в Узбекистане, видим значительные эффекты. Например, в табаке собираемость акцизов растет ускоренными темпами. Прогноз на 2023 год — рост на 20% к 2020 году, когда система была запущена. В табачной отрасли количество легальных компаний в опте и рознице выросло на 29%. Количество легальных компаний — производителей алкогольной и пивной продукции выросло на 27%, импортеров — на 9%.
Потребители также активно пользуются инструментом общественного контроля за качеством товаров. Мобильное приложение для проверки качества товаров ASL Belgisi сегодня используют около 600 тыс. пользователей. Только с начала этого года рост шестикратный, добавилась функция автоматизированной подачи жалоб в контрольно-надзорные органы в один клик. Потребитель может не только узнавать, легальный или нелегальный товар, но и получать достаточно большой объем информации о нем. Мы проинтегрировали с ним и российское приложение, теперь через него можно смотреть коды продукции из Узбекистана. Мы стараемся снижать барьеры и уж точно не создаем дополнительных барьеров для потребителя.
Мы также рассчитываем, что правительство согласует взаимное признание кодов маркировки двух стран. Начать предполагается с фармы, это позволит транспортировать товары между двумя странами, не маркируя их повторно в двух национальных системах. Еще одна важная новация — цифровизация акцизов. К примеру, в Республике Узбекистан уже отменены бумажные акцизные марки для всего вина местного производства, ожидаем дальнейшего расширения перечня. Только из-за отказа от бумажной марки узбекские производители алкоголя сэкономят почти 20 млрд сумов, а табачные компании — около 11 млрд сумов. Совокупный эффект от внедрения цифрового акциза в республике оценивается более чем в 30 млрд сумов. Аналогичный проект реализуется в Киргизии, Казахстане. В России также разработана дорожная карта перехода на цифровой акциз в табаке. Благодаря переходу на "цифру" табачная отрасль в России будет экономить более 2 млрд рублей ежегодно.
— Но вернемся в Россию. В скольких отраслях сейчас работает маркировка? Как к ней относится бизнес?
— Маркировка в России сейчас запущена в 15 товарных категориях — 13,5% несырьевой части ВВП страны. Она распространяется на табак, молочную продукцию, минеральную и питьевую воду, пиво и слабоалкогольные напитки, лекарства, обувь, несколько видов товаров легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты. Около 600 тыс. компаний подключены и передают информацию в системы, она также интегрирована с данными 16 министерств и ведомств.
Многие компании отметили, как выросла их доля рынка после старта маркировки, как на рынке снизилось число фальсификата. Яркий пример здесь — бренд "Долина легенд" (молочный завод в Крыму), который благодаря маркировке нарастил объемы продаж на 30%, по их собственным заявлениям. Многие благодаря данным из системы смогли оптимизировать маркетинг, логистику, продажи, скорректировать планы по развитию. И мы видим, что в новых товарных категориях сами производители осознают необходимость маркировки и выступают с инициативами по ее введению. Например, новый эксперимент по маркировке икры запустился с подачи отрасли.
И система продолжает расширять возможности для всех сторон в уже запущенных категориях. Например, сейчас идет эксперимент по автоматизированному запрету на продажи просроченной и контрафактной продукции через кассы. Он был объявлен Правительством РФ, и мы видим существенные результаты, несмотря на то что в нем участвует ограниченное количество участников рынка. Объем продаж просроченной молочной продукции в России в первом квартале 2023 года по сравнению с четвертым кварталом прошлого года снизился на 17%. Для молока это наиболее актуальная история, даже сама розница в этом заинтересована — это защита потребителя, улучшение репутации бизнеса. В конце года будут подведены итоги эксперимента, и Правительство РФ примет решение, внедрять ли такой механизм в обязательном режиме во всей стране. Также в качестве безопасности мы смотрим, с точки зрения экспериментальных режимов, на разрешительную документацию. Это позволяет гарантировать, что товар надлежащего качества.
— Недавно был дан старт эксперименту по маркировке икры осетровых и лососевых рыб. Какие ожидания от него? Когда может начаться обязательная маркировка продукции?
— Эксперимент запущен недавно, и, я думаю, в следующем году можно будет говорить о переходе к обязательной маркировке, если такое решение будет принято правительством. По крайней мере, технологически и мы, и рынок к этому готовы. Есть поддержка от бизнеса, технически это несложно. Более 30 компаний были готовы принять участие в эксперименте еще до его объявления. Исходя из этого я говорю, что в следующем году это можно реализовать.
Маркировка икры — острая необходимость. По разным оценкам от 20% до 30% икры на рынке нелегальные. Это браконьерский улов, подделка, продукция, выпущенная без уплаты налогов, ветеринарного контроля. И вопрос не только в том, что легальные производители и бюджет теряют доходы. Добытая незаконно икра зачастую поступает на прилавки без соблюдения технологий обработки и транспортировки, а также температурного режима хранения. Это представляет опасность для здоровья и жизней наших граждан. А икра — это еще и важный экспортный продукт, "визитная карточка" России.
Конечно, незаконно добытая икра — это еще и огромный ущерб ресурсам страны. Браконьеры тоннами уничтожают рыбу, достают икру, а саму рыбу просто оставляют гнить на берегу. Поэтому видим большую поддержку легального бизнеса.
— А как повлияет на цены?
— На стадии эксперимента все бесплатно, поэтому затрат никаких не будет. После введения обязательности они тоже будут околонулевыми. НИФИ Минфина проводил исследование. Выяснилось, что вообще все затраты производителей на маркировку одной упаковки икры не превысят 1 рубля 30 копеек без учета стоимости кода маркировки. Средняя цена икры сейчас — 5,5 тыс. за килограмм. Просто сопоставьте эти цифры и поймете — от маркировки никакого роста цен не будет. Более того, маркировка может стать фактором, который сдержит рост цен на икру. Это уже произошло в молочной отрасли на этапе запуска в 2021 году, цены на маркируемый сыр и мороженое росли медленнее, чем цены на остальную молочную продукцию, которая еще не подлежала маркировке.
Могу сказать, что мы уже изучили рынок, все производственные процессы, наши специалисты побывали на целом ряде предприятий. Понимаем, как маркировать каждый форм-фактор — от кубоконтейнера до баночки любой формы и вида. Все технологии известны и отработаны во всех товарных группах. При этом скорости производства значительно ниже, чем, например, в мороженом, что также делает процесс менее трудоемким и технологически более простым.
— Также не так давно Минпромторг России предложил провести эксперимент по маркировке безалкогольных напитков. Согласно опубликованному проекту постановления правительства, он может начаться с 1 мая 2023 года. Какие у него особенности, есть ли запрос?
— Пока это предложение, которое проходит необходимые процедуры. Но мы готовы к проведению эксперимента, если правительство примет решение. Но видим запрос со стороны государства, и не в последнюю очередь, потому что на сахаросодержащую продукцию с июля вводится акциз, его требуется администрировать. В противном случае получится так, что заплатят добросовестные производители, а у остальных появится фундаментальное преимущество на рынке за счет ухода от его уплаты. Маркировка поможет избежать этой ситуации.
Мы не предвидим никаких сложностей, так как все виды упаковок безалкогольных напитков уже используются в маркируемых категориях, например в молочной продукции, а также питьевой и минеральной воде. По нашим данным, более 62% производителей безалкогольных напитков уже знакомы с маркировкой, большая часть из них работают с "Честным знаком", так как производят другие товары, которые подлежат маркировке. Стоит отметить, что пилотный проект будет носить добровольный характер и никак не скажется на ценах. Участники эксперимента самостоятельно определят перечень производственных линий и видов товаров, а оператор системы на безвозмездной основе обеспечит их кодами маркировки. Уже получили поддержку от целого ряда крупных производителей, которые готовы принять участие в эксперименте.
— А в чем необходимость? Неужели соки и газировки часто подделывают?
— Да, и в последнее время, с уходом ряда транснациональных компаний с рынка, — все чаще. По данным НИУ ВШЭ, объем контрафакта на рынке сладких напитков составил 12%. Фальшивки находят в магазинах Москвы, останавливают целые фуры с поддельной "Пепси", на юге страны недавно обнаружили завод, разливавший поддельную "Колу". Изъяли более 50 тыс. бутылок контрафактного лимонада. Неизвестно, из чего эти напитки сделаны. Там могут использоваться непищевые красители, сомнительные усилители вкуса, некачественное сырье, неочищенная вода из-под крана. Это угроза здоровью. А с учетом того, какой популярностью сладкие напитки пользуются у детей, проблема еще актуальнее.
— Как отрасль относится к недавно начавшейся маркировке пива в кегах?
— С 1 апреля стартовал первый этап маркировки пива в кегах. И отрасль подошла к нему на удивление консолидированно, все внедрили необходимые решения, начали заказывать коды маркировки, наносить их на продукцию. Сегодня в системе почти 1,5 тыс. производителей пива, они описали почти 30 тыс. карточек товаров. Уже по итогам апреля начнем изучать первые результаты вместе с Росалкогольрегулированием как заказчиком и регулятором по этому направлению.
Были определенные опасения на тему доступности высокоскоростных технологий, но они есть, отработаны, подтвердили свою работоспособность и эффективность. Особенно важно, что это акцизная продукция. У некоторых предпринимателей есть большой соблазн, чисто экономический, делать эту продукцию без надлежащей уплаты соответствующего сбора.
— Какие еще нововведения в области маркировки планируются в 2023–2024 годах?
— Сами мы никаких новых экспериментов не планируем и не можем планировать. Решения о введении маркировки в той или иной товарной группе принимает Правительство РФ, мы лишь выполняем поставленную задачу. Но государство видит высокую эффективность системы по обелению рынков, активно пользуется возможностями анализа, контроля, предупреждения возможного дефицита, поэтому, уверен, маркировка будет развиваться. В чем еще есть интерес государства — это расширение функционала там, где система уже запущена. То есть совершенствование механизмов защиты потребителя и контроля качества товаров.
— Какие новые технологии могут появиться в маркировке?
— Мы активно развиваем мобильное приложение, у него сейчас 9,5 млн пользователей. Мы рассчитываем это количество, в том числе в этом году, серьезно нарастить благодаря появлению нового функционала, развитию культуры использования существующего. Будем улучшать интеграцию с другими госинформсистемами. К примеру, ВетИС Россельхознадзора. Появится возможность показывать потребителю источники сырья, прохождение лабораторных тестов, это достаточно интересная информация. К примеру, многих интересует, откуда происходит молоко — из большого или малого хозяйства, примерно из какого региона. Этим мы планируем завершить задачу по созданию цепочки "от поля до прилавка" для молочной продукции.
Внедряем системы предиктивного анализа на основе нейросетей. К примеру, есть блок в системе, которая работает с нарушениями, а есть блок, который оценивает профиль нарушителя. Дается эталон, система обучается тому, чтобы определять потенциально рискованное поведение. Те, кто максимально похож — это профиль риска, — система их будет подсвечивать. Уже подсвечивает. И это позволяет контрольно-надзорным органам обращать внимание на потенциальных нарушителей, снижать проверки в отношении добросовестного бизнеса.
— А ChatGPT использовать не планируете?
— Чтобы он писал код за нас? Пожалуй, пока нет. Есть вопросы к безопасности, сохранности данных, а мы работаем с чувствительной информацией. Но мы активно экспериментируем с нейросетями, какие-то вещи благодаря им можно автоматизировать и упростить, отказаться от некоторых рутинных процессов. Уверен, это направление будет развиваться, отставать тут тоже нельзя.
Беседовал Иван Орехов