5 мая 2023, 07:30
Интервью

Директор Исторического музея Алексей Левыкин: музеи не молчат, они продолжают работать

Алексей Левыкин. Михаил Терещенко/ ТАСС
Алексей Левыкин

О консерватизме Исторического музея, инклюзивных программах и сотрудничестве с партнерами на Востоке

В 2022 году Государственный исторический музей (ГИМ) отметил свое 150-летие. Некоторые называют его одним из самых консервативных, однако директор Исторического совсем не согласен с такой оценкой. По словам Алексея Левыкина, так могут считать лишь те, кто в музее не был. Один из самых опытных музейных директоров России в интервью ТАСС рассказал, почему попасть в мае на экскурсию в Исторический уже не получится, как здесь обстоят дела с инклюзивным подходом и потоком иностранных туристов.

— Алексей Константинович, недавно Минкультуры РФ продлило на пять лет ваш контракт в качестве директора Исторического музея. Поздравляем вас! Рады ли вы переизбранию? Какие эмоции вызвало у вас назначение?

— Прежде всего, это не только продление моего контракта на пять лет. В большей степени это оценка работы коллектива музея, а значит, то, что мы делаем, мы делаем правильно. Значит, и наш учредитель — Министерство культуры Российской Федерации — удовлетворен деятельностью Исторического музея: и нашими проектами, программами, и темпами развития музейного комплекса в весьма непростых условиях. Конечно, это не может не радовать!

— Иногда слышим оценку, что Исторический достаточно консервативный музей. Вы как человек, который очень тесно знаком с музеем и возглавляет его уже более десяти лет, согласны с такой оценкой?

 Во-первых, в самом понятии "консерватизм" нет ничего плохого. Вопрос в том, кто считает, что Исторический музей консервативен и в чем это проявляется. Безусловно, музей привержен своей миссии, которая была определена 150 лет назад. Это позволило музею сохраниться даже тогда, когда рушились государственные системы, менялась идеология, происходили изменения в общественном сознании.

ГИМ был и остается главным хранилищем российской национальной исторической памяти, без которой ни общество, ни государство просто не может существовать.

С другой стороны, стремительно меняются методы показа музейных предметов. Да, основная экспозиция музея нуждается в обновлении, но современные подходы мы активно применяем. Достаточно посмотреть на реализуемые музеем выставочные проекты или посетить Музей Отечественной войны 1812 года, который оснащен современными музейными технологиями, информационными мультимедийными программами, которые дополняют уникальные памятники, представленные в нашей экспозиции.

В онлайн-пространстве музей давно ведет активную работу, и мы приглашаем всех подписаться на наши страницы в социальных сетях, чтобы быть в курсе всех наших событий. Год назад мы создали свою онлайн-студию, в съемках программ которой участвуют и сотрудники Исторического музея, и привлеченные специалисты: историки, реставраторы и искусствоведы. Все лекции, видеоэкскурсии по выставкам и экспозициям музейного комплекса, исторические подкасты размещены на медиапортале музея. Кроме того, мы сформировали программу лояльности для посетителей — Клуб друзей Исторического музея, — участие в которой предоставляет уникальную возможность ближе познакомиться с экспозициями и сокровищами музейного комплекса: храма Василия Блаженного (Покровского собора — прим. ТАСС), Палат бояр Романовых на Варварке, Музея Отечественной войны 1812 года и филиала музея в Туле. Обладатели карты получают возможность посещать основные экспозиции во всем музейном комплексе без билета и очереди, а также приобретать билеты со скидкой на временные выставки.

Я думаю, что люди, которые говорят о консервативности Исторического музея, не так часто в нем бывают. Исторический музей не консервативен. Просто у нас есть понимание того, что допустимо в музее такого уровня, как ГИМ, а от чего лучше воздержаться.

— Считаете ли вы, что основные методы модернизации музейного пространства — это прежде всего внедрение мультимедийных технологий?

— Это не только мультимедийные технологии. Например, сейчас очень большое значение в решении экспозиционных задач имеет свет. Без света вы никогда не создадите новую экспозицию, с помощью света можно выделить главное, поставить акцент. Он придает определенное настроение, новое понимание того или иного процесса.

Мультимедиа — это решение очень важной задачи: технологии помогают с информационной насыщенностью экспозиции. Часто для того, чтобы погрузиться в тему и понять тот или иной процесс, нам нужно пройти по выставке с экскурсоводом либо обратиться к контенту, созданному с помощью современных технологий для более заинтересованного посетителя. Цифровые технологии помогают посетителю познать исторический процесс, расширить свои знания, понять логику самой экспозиции

Технологии помогают нам объяснить, что это за памятник, в чем его ценность, почему он оказался здесь, в Историческом музее. Все это возможно сделать ярко и увлекательно при использовании цифровых технологий. Но в то же время нельзя превращать экспозицию музея только лишь в череду мультимедийных проектов.

— К сожалению, многие российские музеи были вынуждены в 2022 году резко сменить музейную политику из-за санкций западных стран, не по своей воле. Запланированные выставки за границей были отменены, многолетняя дружба и сотрудничество — приостановлены. Насколько сильно пришлось поменять выставочный план на 2023–2024 годы? Какова судьба выставки сокровищ из музеев Генуи?

— Нам действительно пришлось приостановить некоторые проекты и скорректировать планы. Мы начали программу показа шедевров итальянских музеев в Государственном историческом музее, продолжением которой должны были стать выставка из Генуи и серия выставок из других знаменитых итальянских собраний. Нам пришлось, еще раз подчеркиваю, не отменить, а приостановить этот проект. Я думаю, что все официальные контакты будут возобновлены, как только политическая ситуация позволит это сделать. Нам пришлось очень быстро решать вопросы по изменению выставочного плана, и в итоге у нас получилось реализовать яркие проекты, которые вызвали большой интерес посетителей. Например, выставку об истории городской моды "Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города" посетили 65 тыс. человек, выставку, посвященную европейским путешествиям Петра I, — около 90 тыс. человек, а на выставку "Сны Сибири" пришли почти 50 тыс. человек.

— Как обстоят дела с восточными коллегами? Как продвигается сотрудничество с Ираном, которое вы анонсировали в декабре?

— Мы обратились с предложением о сотрудничестве к нашим коллегам в Иране, в том числе в Министерство культуры Ирана, и встретили взаимный интерес. Письмо о расширении наших контактов с музеями Ирана была направлено за подписью Ольги Любимовой, министра культуры РФ. Проработка проектов требует определенного времени, но главное, что начало этой работе положено.

— Получается, тренд на азиатское искусство совпал с текущей внешнеполитической ситуацией?

— Восточное искусство всегда вызывало интерес. Сейчас активизировались контакты, которые замерли в период пандемии. Я имею в виду отношения с нашими китайскими партнерами. Работа с партнерами с Ближнего Востока проводилась и раньше — достаточно вспомнить потрясающую выставку "Жемчуг: Сокровища морей и рек" из Катара, прошедшую в музее в 2018 году. В июне у меня планируется встреча с делегацией из Шанхайского национального музея. Возобновим наши контакты и с музеем в Сиане — мы давно планировали выставки этого музея с его уникальными археологическими находками, в первую очередь знаменитой "Терракотовой армией".

В планах — выставки из стран Ближнего Востока, но, опять же, это требует времени. Мы развиваем это направление и понимаем, что наиболее тесные контакты сейчас будут именно со странами Азии. Мы открыты к этим контактам

— Как новая выставочная политика сказалась на посещаемости музея? Как часто в Историческом музее можно увидеть иностранцев?

— Прежде всего на нас сказалось не приостановление сотрудничества с западными партнерами, а пандемия. Она сократила и поток туристов, также мы были вынуждены работать с очень большими ограничениями. Но сейчас ситуация поменялась, мы наблюдаем достаточно большой рост посетителей, прежде всего россиян, который приходят в Исторический музей. Рост числа посетителей за последние полтора года не может не радовать. Что касается иностранцев, то их количество тоже начало расти. Естественно, они приходят в Исторический музей, в Покровский собор. Я думаю, что очень скоро этот процесс активизируется и начиная с этого лета поток иностранных туристов будет все больше возрастать.

— Специалисты говорят, что диджитализация музейной сферы буквально спасла музейщиков в тяжелые времена. Кураторы и искусствоведы начали разрабатывать новые проекты и форматы, которые можно демонстрировать онлайн. Разрабатывается ли что-то подобное в данный момент в Историческом музее?

— Такие проекты постоянно разрабатываются. Действительно, в период пандемии музеи сделали огромный рывок в поисках новых путей взаимодействия с посетителями. У нас обновился сайт, были подготовлены отдельные интернет-проекты "Петр Великий и Москва", "Александр III", "Виртуальный музей В.И. Ленина", а также ресурсы, посвященные истории самого музея. В конце 2022 года был подготовлен онлайн-проект "История российского казачества". Как я говорил, теперь в музее работает онлайн-студия, откуда ведутся прямые эфиры наших проектов "Предметный разговор" и "Слово историку". Все записи можно посмотреть на медиапортале музея. Я сам с большим интересом слушаю многих специалистов — выходят прекрасные программы с участием ведущих российских историков. Фактически сейчас музей подошел к реализации своей мечты о первом музейном канале.

— О другом тренде: сегодня крайне популярная тема инклюзии. С каждым годом разрабатывается все больше программ и концепций, направленных на адаптацию музейных программ и музейного пространства для людей с ментальными или физическими особенностями. Насколько приоритетно это направление для Исторического музея? 

— Этому направлению мы уделяем самое пристальное внимание, для нас это очень важный вопрос. Мы должны понимать, что само здание Исторического музея возводилось в XIX веке, когда о вопросах доступности экспозиций и не задумывались. Нам приходится решать очень сложные задачи, связанные с созданием доступной среды, чтобы люди с любыми ограничениями могли прийти в Исторический музей. Мы часто становимся площадкой для дискуссий по поводу развития инклюзивных программ, наши программы в этой сфере берутся коллегами как пример успешной работы. Сейчас в рамках работы музея возможно проведение полноценной обзорной инклюзивной экскурсии по истории России. Для филиала Исторического музея в Туле были специально изготовлены тактильные модели ключевых памятников, позволяющие гостям проследить основные этапы российской истории. В экспозиции также размещена инклюзивная стойка с экраном с переводом на русский жестовый язык, брошюрами с информацией для посетителей с особенностями интеллектуального развития, а также для незрячих и слабовидящих посетителей. Даже в Покровском соборе (храме Василия Блаженного), памятнике XVI века, мы проводим экскурсии для посетителей с нарушениями зрения. 

— Совсем недавно в Историческом музее открылась выставка "Евгений Халдей. Эпоха в кадрах" — самая масштабная выставка работ фотографа и фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея. Как родилась идея провести эту выставку именно на базе Исторического музея?

— Мы работали над этой выставкой вместе с РОСИЗО, фондом исторической памяти "Наследники победителей", Министерством обороны РФ и ТАСС. В Историческом музее часто проходят фотовыставки, для нас это популярный и востребованный посетителями формат. Наш музей обладает одной из лучших исторических фотоколлекций: от возникновения этого вида искусства до наших дней. При этом коллекция живая, постоянно пополняющаяся новыми экспонатами. Халдей — это яркая личность, яркая фигура, с его творчеством связан огромный пласт нашей истории. Проект "Евгений Халдей. Эпоха в кадрах" очень характерен для Исторического музея. Здесь мы видим действительно целую эпоху жизни нашей страны: эпоху предвоенную, эпоху героических событий Великой Отечественной войны и эпоху ударных достижений послевоенного времени. Халдей создал фотолетопись войны: первый кадр был сделан 22 июня 1941 года, и лучше нее нет источника, который передает тревогу, волнение, стойкость и мужество. Фотографии Халдея запечатлели и финал войны: подписание акта капитуляции, Парад Победы, Нюрнбергский процесс. Эта выставка не только представляет искусство фотографии, но и нашу историю на большом срезе времени, очень важного периода для нашей страны.

— Выставки работ Евгения Халдея уже проводились ранее в других пространствах. Чем этот проект отличается от предыдущих?

— Да, фотовыставки работ Евгения Халдея проводились много раз. В данном случае наш проект наиболее масштабный и по хронологии показа, и по объему представленных артефактов. Это самая масштабная и полная ретроспектива фотографа: мультимедийная экспозиция включает около 400 работ Халдея разных лет. Наряду с уже известными снимками посетители впервые увидят ранее не публиковавшиеся работы автора. Кроме того, на выставке представлены подлинные предметы, принадлежавшие мастеру фотографии: его фототехника, личный дневник, семейные реликвии, служебные документы, бывшие под грифом "секретно". Конечно, такая выставка должна была пройти именно в нашем музее — на улице 25-летия Октября (ныне Никольская улица) располагалась Фотохроника ТАСС, где работал Евгений Халдей. На Красной площади он делал фото и Парада Победы, и парада физкультурников. Кстати, он первый сделал фото со здания Исторического музея. Теперь все фотографы мечтают сделать фото центра Москвы с этого ракурса.

— Какие другие мероприятия готовит Исторический музей в преддверии 9 Мая?

— Выставка фотографий Евгения Халдея — центральный проект, подготовленный к 9 Мая. Кроме того, музей составил специальную программу мероприятий, посвященную нашему главному празднику: экскурсии, посвященные великим победам России, театрализованные и музыкально-поэтические программы. Расписание можно посмотреть на сайте музея.

— Насколько вообще актуальна музейная жизнь сегодня, в период нестабильности? Планы рушатся, дружба и сотрудничество отходят на второй план.

 Попробуйте заказать экскурсию в Исторический музей на май — вы не сможете этого сделать. Потребность посещения музея возросла, количество людей, которые приходят на постоянные экспозиции и выставки, постоянно увеличивается.

Люди приходят за новыми знаниями, за настроением, приходят, чтобы испытать гордость за свою страну, ее великую историю и культуру. Даже в периоды серьезных испытаний музеи не молчат, музеи продолжают работать