Глава морского завода в Кронштадте: участники привезли на МВМС макеты, а мы — атомоход К-3

Анатолий Белоев. Кронштадтский морской завод
Анатолий Белоев
В марте 2023 года Кронштадтский морской завод (КМЗ) отметил свое 165-летие. За эти годы поколения кронштадтских корабелов успели "исправить" более 10 тыс. кораблей и судов, пережить периоды спада и кризиса, как, например, в начале XX века во время Гражданской войны и в начале ХХI века во времена экономической трансформации, а затем периоды нового возрождения. Сегодня уникальное предприятие отечественного судостроения и судоремонта принимает участие в Международном военно-морском салоне

О восстановлении легендарных кораблей и объектов национального масштаба и ежедневной работе по обеспечению технической готовности единиц российского флота, о смелых планах по обновлению этого старейшего русского завода информагентству ТАСС на полях МВМС-2023 рассказал его генеральный директор Анатолий Белоев.

— Анатолий Владимирович, чем сегодня загружено ваше предприятие? Какие имеются планы по развитию производства?

— В новейшей истории Кронштадтского морского завода, которую мы отсчитываем с 2010 года, когда он стал возрождаться после трехлетнего простоя и процедуры банкротства, мы продолжаем устойчиво развиваться. В первые пять-шесть лет наша производственная загрузка росла на 30–40% в год. В последние три-четыре года она уже стабилизировалась с точки зрения объемов трудоемкости.

Сегодня мы хотим и можем делать больше. За год завод проводит ремонт и сервисное обслуживание порядка 170 кораблей и судов, выполняет около 40 доковых ремонтов в год.

Вторая и уже более трудоемкая часть нашей работы — это заводские ремонты кораблей по техническому состоянию, что составляет около 40%. Для выравнивания и оптимизации загрузки нам нужно принимать в год не менее двух кораблей для проведения таких ремонтов.

Треть деятельности завода — ремонт газотурбинных двигателей для нужд флота и предприятий энергетического комплекса. Наше газотурбинное производство существует более 55 лет. За последние годы оно увеличило производственные показатели почти в два раза — ремонтируем до 20 и более двигателей и агрегатов в год.

Газотурбинное производство. Кронштадтский морской завод
Газотурбинное производство

Кроме того, развиваем производство по металлообработке. Начали с того, что организовали производство рыбоперерабатывающих фабрик на рыболовных судах. В свое время работали в этом направлении вместе с одной норвежской компанией, но сегодня наше сотрудничество по известным причинам прекратилось. Намерены развивать это направление уже в альянсе с российскими проектантами. Готовимся также приступить к изготовлению межкаютных дверей, судовой камбузной мебели.

— Удается ли сегодня кронштадтцам выполнять в срок все задания заказчиков?

— Кронштадтский завод во все времена занимался сервисным обслуживанием и ремонтом кораблей и судов. За последние 12 лет у завода не было просрочек и нарушений согласованных графиков по выполнению наших обязательств. Наверное, поэтому мы заслужили репутацию надежного исполнителя, которую стараемся поддерживать. Каждый год помогаем морякам поддерживать техническое состояние и образцовый внешний вид кораблей, участвующих в Главном военно-морском параде, готовим флотилию судов обеспечения.

— Изменился ли ритм работы завода с началом специальной военной операции?

— Требования к соблюдению сроков выполнения работ всегда были довольно жесткие, а сейчас они стали еще серьезнее. В новых условиях стараемся работать с полной отдачей, а при возникающей необходимости организовываем работы на объектах и в неурочное время. В производственном блоке завода сложилась крепкая команда. Ее костяк составляют специалисты, которые в свое время прошли закалку на флоте, имеют нужные нам технические навыки и опыт. Вдумчиво занимаемся совершенствованием организации производства, стараемся своевременно выявлять назревающие проблемы. Это тоже дает свои результаты, которые позволяют нам уложиться в установленные сроки.

Возникли и новые проблемы, которые связаны в основном с поставками запасных частей. Тем не менее решаем вопросы с помощью параллельного импорта, производим опережающие закупки.

— Сдача такого важного объекта, как корабль, наверное, всегда большое событие для заводчан?

— Для нас это, безусловно, позитивная, но тем не менее рабочая процедура, которая проходит без какого-то особого торжества. По-настоящему знаковым событием для нас стал прошлогодний вывод первого отечественного атомохода К-3 "Ленинский комсомол" из заводского дока имени Митрофанова и его дальнейшая транспортировка на Выборгский судостроительный завод. 

Атомоход К-3. Кронштадтский морской завод
Атомоход К-3

Запомнились проводы океанографического исследовательского судна "Адмирал Владимирский", которое после завершения заводского ремонта в декабре 2019 года отправилось в кругосветное путешествие, посвященное 250-летию выдающегося морехода Ивана Крузенштерна и 200-летию открытия Антарктиды.   

Помним и о плавучем обитаемом маяке "Ирбенский", который прошел у нас ремонт в 2017 году, а потом совершил переход в калининградский Музей Мирового океана.

Не забудем и знаменитый ледокол-музей "Красин", который проходил у нас доковый ремонт в рамках подготовки к своему 100-летнему юбилею.

Ледокол-музей "Красин" . Кронштадтский морской завод
Ледокол-музей "Красин"

Все это легендарные музейные корабли и объекты, а наша повседневная деятельность связана с восстановлением и поддержанием технической готовности действующих кораблей и судов. Это рутинная, тяжелая и сложная работа, отнимающая много сил и нервов. О ней мало говорят и еще меньше пишут, но именно она является самой важной для нас.

— И конечно, новейшая история Кронштадтского завода связана с ремонтом легендарного крейсера "Аврора"?

— Восстановление "Авроры", без преувеличения, было по-настоящему незабываемым событием для заводчан, да и для всех россиян. Запомнилась и сама церемония передачи, которая проходила под проливным дождем и при мощном ветре. Зато при такой штормовой погоде вода приподнялась на 20 см, что помогло кораблю благополучно покинуть заводскую гавань и совершить переход к месту своей стоянки в Петербурге.

У нас сложились хорошие отношения с командованием и личным составом крейсера. Стараемся оперативно реагировать на все пожелания и предложения команды. Как известно, срок службы крейсера в результате ремонта продлен на десять лет, но мы уверены, что крейсер будет стоять еще 20–30 лет и за это время необходимости в проведении доковых работ не возникнет.

О заводе

Кронштадтский морской завод — крупнейшее судоремонтное предприятие Северо-Западного региона России. Основан в 1858 году. Название завода неоднократно менялось: в 1858–1922 годах — Пароходный завод, с 1922 по 1929 год — Кронштадтский судоремонтный завод. Нынешнее название предприятие носит с 1929 года. С 2016 года входит в Объединенную судостроительную корпорацию.

За 165 лет завод, задумывавшийся для "исправления парового флота", восстановил готовность более 10 тыс. кораблей и судов различного назначения. Так, в доках завода достраивались и ремонтировались корабли, ставшие героическими вехами в истории российского флота. Среди них — первые отечественные броненосцы, первый мореходный миноносец "Взрыв", крейсеры ("Аврора", "Дмитрий Донской", "Рюрик" и другие). Из доков завода на боевые позиции уходили крейсер "Варяг", эскадренные броненосцы "Петропавловск", "Севастополь", "Наварин", "Пересвет", "Сысой Великий", линейные корабли "Севастополь", "Петропавловск", "Октябрьская революция", "Гангут" и "Полтава", эскадренные миноносцы типа "Новик", подводные лодки типа "Барс".

В 1930-х годах завод подготовил ледокол "Красин" к походу для спасения экспедиции с утонувшего парохода "Челюскин"; в рекордные сроки также был подготовлен легендарный ледокол "Ермак" для снятия с дрейфующей в Гренландском море льдины экспедиции И.Д. Папанина (1938 год).

В советские годы на заводе производились достроечные работы на атомоходах — от ледокола "Ленин" до новейшего тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий".

Предприятие располагает четырьмя сухими доками, что позволяет проводить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 230 м и водоизмещением до 40 тыс. т.

— Позволяет ли выполнять сложные современные работы производственная база старейшего отечественного предприятия? Не пришла ли пора все обновить?

— Каждый год мы формируем планы по ремонту основных фондов и инвестиционные планы по техническому перевооружению завода. Все это проводим за счет средств, которые зарабатываем сами. За последние шесть лет направили на работы по ремонту основного фонда и техническому перевооружению порядка 2 млрд рублей. Сделано все, что необходимо для нормального содержания объектов, но мы продолжаем двигаться дальше.

Например, впервые участвуем в программе, которая софинансируется государственным бюджетом. Завод обладает четырьмя доками, каждый из которых нуждается в ремонте на сумму от 500 млн до 700 млн рублей, что в совокупности составляет более 2 млрд. Каждому более 100 лет. Планируем возвести новую защиту от грунтовых вод, с тем чтобы они жили еще не менее 100 лет. Сегодня мы проводим обследование доков, ведем проектно-изыскательские работы, на которые в этом году планируется потратить порядка 70 млн рублей.

У нас есть еще ряд других проектов и проработок, в том числе накрытие эллингами доков имени Митрофанова и Памяти трех эсминцев, что позволит производить там работы при осадках и минусовых температурах.

Док им. Митрофанова (Константиновский). Кронштадтский морской завод
Док им. Митрофанова (Константиновский)

Существует также проект по расширению нашего самого большого дока имени Велещинского для крупнотоннажного строительства. Это стало особенно актуально с учетом повышенного спроса на зерновозы и танкеры. Пока это всего лишь проекты, которые не имеют соответствующего финансирования и конкретных сроков строительства, но все проработки уже сделаны. Не исключаю, что в недалеком будущем они будут реализованы.

— В этом году МВМС впервые проходит по соседству с вашим заводом. Как участвуете в салоне?

— Как отказаться от участия в мероприятии, сердцем и главной точкой притяжения которого является объект работы Кронштадтского морского завода — атомоход К-3 "Ленинский комсомол"! Ведь все участники выставок привезли сюда свои макеты, и только мы установили здесь свой самый главный объект, причем в натуральную величину и навсегда.

Наш питомец полностью готов к внешнему осмотру посетителями салона. После проведения салона работа по музеефикации лодки будет продолжена. Кроме того, в рамках Морского салона у нас намечены рабочие встречи с партнерами.