7 июля 2023, 09:00
Интервью

"Русал" о конфликте с "Суалом": мы следуем принципу равного отношения ко всем акционерам

Бернард Зонневельд. Русал
Бернард Зонневельд

Пошлины, введенные США на импорт изделий из российского алюминия с марта 2023 года, отрезали алюминиевую отрасль РФ от одного из ключевых рынков сбыта. О том, как "Русал" переориентирует экспортные товарные потоки в развивающиеся страны Азии, об обеспечении сырьевой безопасности компании, конфликте с миноритарным акционером "Суал Партнерс" и решении отказаться от выплаты финальных дивидендов за 2022 год в интервью ТАСС рассказал председатель совета директоров "Русала" Бернард Зонневельд

— Как "Русал" оценивает итоги 2022 года? Пересмотрела ли компания свою стратегию и каковы сейчас ее приоритеты?

— Прошедший год оказался крайне сложным как для "Русала", так и для алюминиевой промышленности в целом. Рушились цепочки поставок сырья и готовой продукции, мы теряли источники финансирования, падали спрос и цены на металлы. Однако команде "Русала" удалось эффективно противостоять вызовам и обеспечить развитие компании в новых условиях. Как глобальная компания с более чем 40 производствами на пяти континентах, мы всегда были на лидирующих позициях в индустрии — и в новой ситуации планируем эти позиции не только сохранить, но и усилить. Цель компании остается неизменной — укреплять лидерство в глобальной алюминиевой отрасли.

C этой целью в 2022 году мы пересмотрели целый ряд опорных для долгосрочной стратегии "Русала" политик и стандартов, направленных на повышение качества нашего экологического, социального и корпоративного управления: новая стратегия устойчивого развития задает наши опорные принципы, а стратегия бизнеса — ключевые приоритеты.

​​​​​​​ Какие приоритеты вы считаете ключевыми для дальнейшего развития компании?

— Во-первых, будем двигаться в сторону обеспечения нашей сырьевой безопасности и устойчивости бизнеса. Во-вторых, продолжим активную работу в области собственных технических и научных разработок. В-третьих, будем искать возможности выхода на новые рынки при сохранении основополагающих принципов устойчивого развития и социальной ответственности "Русала". Защита экологии и снижение нагрузки на окружающую среду, а также социальная политика в регионах ответственности остаются опорными механизмами нашего развития.

В число главных инвестиционных приоритетов сейчас входят достройка Тайшетского алюминиевого завода и анодной фабрики, экологическая реконструкция сибирских алюминиевых заводов, а также реализация нашей масштабной инвестпрограммы. Важное место в ней занимает проработка проекта нового глиноземного завода в Ленинградской области, о котором мы недавно рассказали.

Как вы оцениваете финансовые результаты 2022 года?

— У "Русала" существенно сократилась сырьевая база, цены на сырье достигли исторического максимума. Ускорение инфляции на многих рынках и глобальное санкционное противостояние спровоцировали экстремальный рост цен на энергоносители и сырье, что привело к увеличению себестоимости производства.

Тем не менее благодаря эффективному управлению и самоотверженности команды "Русал" справился со всеми вызовами, удержав доходность на уровне ведущих мировых компаний, и сохранил доверие финансового сектора.

 Почти три четверти выручки "Русала" приходятся на мировые рынки. В начале года США ввели пошлины на российский алюминий и производные, призвав другие страны присоединиться к ним. Как изменилась география продаж компании ввиду событий последнего года?

— Да, одной из основных проблем, с которой "Русал" столкнулся в начале 2022 года, стало сокращение продаж на исторически значимых для компании рынках.

В этой ситуации команде сбыта пришлось в экстренном режиме переориентировать экспортные товарные потоки в развивающиеся страны Азии, интенсивно работать над развитием внутреннего рынка России и рынков стран СНГ.

Внутренний рынок России последние годы демонстрировал рост, что стало результатом многолетних усилий "Русала", и он имеет огромный потенциал дальнейшего развития. В 2022-м выручка компании на российском рынке выросла на 10% и составила $3,7 млрд.

Параллельно компания прорабатывала сценарии укрепления в других регионах и строила новые логистические цепочки. Значимую роль в структуре продаж стал играть Китай. Сейчас "Русал" — крупнейший экспортер алюминия в КНР. Выручка компании в Китае показала рост почти в два раза и достигла $1,1 млрд.

Мы работаем над усилением присутствия в Турции, в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Индии.

Давайте поговорим о технологическом развитии компании и ваших разработках. Насколько это востребовано в текущих условиях?

— "Русал" продолжает работать над инновационной технологией инертных анодов. Технология предусматривает замену в производстве классических углеродных анодов на инертные, нерасходуемые материалы — керамику или сплавы. В результате в ходе электролиза не только исключаются выбросы парниковых газов, полиароматических углеводородов, бензапирена и серы, но и достигается неплохая экономия — по некоторым оценкам, до 10% производственных издержек. Еще одним из важных эффектов этой технологии становится выделение кислорода в процессе получения алюминия. По примерным подсчетам, один электролизер, работающий на инертном аноде, может производить столько же кислорода, сколько производят 70 гектаров леса.

Недавно подразделение международной компании Tuv Austria Standards & Compliance провело верификацию углеродного следа алюминия, который выпускается на Красноярском алюминиевом заводе. Верификация подтвердила, что алюминий, произведенный по технологии инертного анода под брендом Allow Inerta, имеет низкий, близкий к нулевому углеродный след. Это соответствует глобальным климатическим, экологическим и отраслевым стандартам.

Мы продолжаем работать над расширением производства новых сплавов и внедрением в производственные процессы технологий искусственного интеллекта. В конечном итоге эта работа направлена на снижение издержек и повышение эффективности бизнеса и экологической стратегии.

—​​​​​​​ Вы недавно анонсировали строительство нового глиноземного завода в Ленобласти. Как этот проект увеличит общий объем капитальных вложений компании?

— Компания реализует несколько значительных инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности. Среди них наиболее крупные — это строительство Тайшетского алюминиевого завода и Тайшетской анодной фабрики, а также экологическая модернизация алюминиевых заводов с сопутствующим расширением мощностей анодной фабрики. При этом на сроки реализации проектов и на распределение бюджета по годам влияет большое количество факторов, часть из которых находится вне нашего контроля.

В 2023 году инвестиционная программа ожидается на уровне прошлых лет. В 2024–2025 годах ожидаем рост инвестпрограммы за счет запуска активной фазы инвестиций в нашу программу перестройки и начала строительства Ленинградского глиноземного завода (ЛГЗ). Ориентировочные диапазоны на ближайшие три года могут составлять $1,1–1,4 млрд, дополнительно к которым проект ЛГЗ добавит еще около $0,5–0,6 млрд.

Как проходило рассмотрение этого проекта в компании и какое влияние он окажет на регион?

— Мы в совете директоров детально рассматриваем все проекты компании на каждом этапе — от замысла до реализации.

"Русал" много лет потратил на решение вопроса собственной сырьевой безопасности. Несмотря на все наши усилия, сейчас проблемы сырьевой независимости и стоимости сырья становятся острыми как никогда: по состоянию на конец 2022 года только 38% российского алюминия производится из локального глинозема, остальные 62% алюминиевых мощностей зависят от импорта. И именно в этой турбулентной точке менеджмент выступил с идеей строительства нового глиноземного завода. Очевидно, что этот проект имеет важнейшее стратегическое значение для компании — и мы на совете директоров дали зеленый свет на его первичную проработку.

Компании удалось в ходе сложных переговоров договориться с администрацией Ленинградской области о запуске проработки проекта и его комплексной оценки. Мы находимся на этапе выбора земельных участков и их комплексной оценки. В целом, все это длительный процесс, который требует выбора технологий, проведения полноценной экологической и финансовой экспертизы, а также организацию диалога с жителями близлежащих населенных пунктов. Пока что мы ждем завершения анализа и защиту проекта на совете директоров.

 Какое влияние проект окажет на экологическую ситуацию региона?

— Технологии, способные обеспечить экологическую безопасность таких производств, известны и активно применяются — и в мире, и в России. Что касается конкретного проекта, компания только начала его проработку, ориентируясь на самые лучшие доступные технологии, применяемые в мире. Разработка документации таких проектов может занимать до года и более. Как только будет что вынести на обсуждение с жителями, мы начнем все необходимые консультации.

Стало известно, что Высший антикоррупционный суд Украины (ВАКС) вынес окончательное решение о конфискации Николаевского глиноземного завода (НГЗ). Какова ваша позиция и какие у компании планы в этой связи?

— Мы не согласны с решением ВАКС, считаем конфискацию незаконной и оставляем за собой право оспорить данное решение, а также отстаивать свои интересы в международных инстанциях.

Мы неоднократно обращались к различным органам государственной власти Украины и администрации Николаевской области, привлекая внимание к возможным экологическим рискам и призывая принять все возможные меры для недопущения техногенных аварий.

Николаевский глиноземный завод — объект повышенной промышленной и экологической опасности, требующий профессионального управления. Риски, связанные с его ненадлежащей эксплуатацией, продолжают вызывать серьезную обеспокоенность. С этого момента мы потеряли возможность обеспечивать безопасность НГЗ для окружающей среды и населения региона. Компания исходит из того, что в связи с конфискацией завода власти Украины приняли на себя полную ответственность за промышленную и экологическую безопасность предприятия.

— Вы приняли решение о невыплате дивидендов за 2022 год. При этом крупнейший миноритарный акционер "Русала" — "Суал Партнерс" — настаивает на том, что у компании хорошие финансовые показатели. Почему вы приняли такое решение?

— Мы по-прежнему полностью привержены цели увеличения стоимости компании для акционеров. Однако в текущей ситуации долговая нагрузка компании относительно высока. По итогам 2022 года чистый долг "Русала" увеличился на 32%, а его отношение к сократившейся EBITDA подскочило до 3,1х. Важно не забывать, что еще во втором полугодии 2022 года у нас наметилась тенденция падения EBIDTA, а значит, при снижении знаменателя — даже при том же числителе — это соотношение может подойти к границе комфортных для бизнеса значений. При этом, как я уже отметил, компания сохраняет свои планы по масштабной инвестиционной программе, в том числе по экологической модернизации своих заводов и по строительству глиноземного завода в Ленобласти.

Наконец, напомню, что "Русал" выплатил промежуточные дивиденды по итогам первого полугодия 2022 года в размере $0,02 за акцию. Общая сумма выплаченных дивидендов составила $302 млн.

​​​​​​​ "Суал" также обеспокоен рядом сделок по хеджированию цен на алюминий, которые, по их данным, привели к многомиллионным убыткам. Одобрялись ​​​​​​​ли такие сделки советом директоров?

— Результаты, на которые вы ссылаетесь, относятся к разделу нашей отчетности, который называется "Операции с деривативами". Операции по хеджингу, или хеджированию, которые также переводятся как "страхование", не носят спекулятивного характера, не несут в себе цели спекулятивного заработка. Мы время от времени заключаем договоры форвардов и фьючерсов по цене на алюминий.

Более того, мы хеджируем не только металл, но и курс рубля, в результате чего мы получили прибыль $250 млн, а также электроэнергию для наших зарубежных активов, прибыль составила $150 млн.

Цель этих сделок — защитить наши производства от волатильности рынка и застраховать их от потенциальных убытков. Иными словами, зафиксировать прибыльную деятельность предприятий компании. Да, по одному из пунктов хеджирования может возникать убыток, но надо понимать, что другая часть этой сделки — выручка, которая будет получена при продаже по более высокой цене. Поэтому нельзя смотреть и анализировать деятельность компании только по показателям одной конкретной статьи.

Мы не раз обсуждали и стратегию хеджирования, и статус деятельности по хеджированию, и результаты на совете директоров. Вместе с утверждением годового плана компания представляла и стратегию по этим сделкам — так было в прошлом году, так было и в этом году. Совет полностью проинформирован о деятельности менеджмента в этой области и о его решениях.

​​​​​​​ На ваш взгляд, справедливы ли обвинения "Суала" в том, что в ответ на их запрос о предоставлении данных по сделкам совет директоров отвечает отказом?

— Не совсем корректно утверждать, что совет директоров берет и отвечает отказом. Важно понимать природу данного вопроса.

Во-первых, на "Русал" как публичную компанию распространяется фундаментальный принцип равного отношения ко всем акционерам, который, разумеется, включает и право на получение акционерами равного объема существенной информации в определенной форме. Мы действуем в строгом соответствии с ним.

Во-вторых, устав четко определяет перечень документов, которые компания обязана предоставлять акционерам. Например, те же копии бухгалтерского баланса со всеми обязательными приложениями, отчет о прибылях и убытках и прочее. Документы, не входящие в этот перечень, компания обязана предоставлять акционерам только после одобрения общего собрания акционеров, простым большинством голосов. Так это и работает. Если акционерами будет принято решение предоставить информацию, компания выполнит решение общего собрания.