Директор отдела операций Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) Джон Гинг в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал о своих впечатлениях от поездки на Украину на прошлой неделе.
По данным УКГВ, в гуманитарной помощи на востоке Украины нуждаются 5 млн человек, 3,2 млн из которых находятся в крайне уязвимом положении. В результате конфликта свои дома покинули 1,7 млн человек, из них более миллиона нашли убежище в других частях Украины, а остальные бежали в соседние страны, преимущественно в Россию.
- Расскажите о Ваших впечатлениях от поездки на восток Украины, как Вы оцениваете ситуацию в зоне боевых действий?
- Мы своими глазами увидели последствия конфликта на востоке Украины, то, как он повлиял на простых людей.
Более 1,7 млн человек покинули свои дома в поисках безопасного пристанища. Те, кто остались в зоне конфликта, отрезаны от самых основных бытовых услуг, лишены доступа к здравоохранению, образованию. Выплата пенсий и социальных пособий прекращена, прервалась торговля и всякая экономическая жизнь.
Ситуация серьезно ухудшается, в первую очередь, для обычных людей, которые просто хотят жить спокойно. Они лишены безопасности и вынуждены жить в ужасных условиях.
Так что мы были очень встревожены тем, что увидели. Ситуация очень тревожная и требует принятия немедленных решений. Людям в первую очередь требуется мир, но им также нужна помощь.
- Вы говорили, что Ваша гуманитарная миссия на восток Украины была беспрецедентна по уровню представительства. Кто в ней участвовал?
- Она состояла из 5 международных неправительственных организаций и 9 агентств ООН: Управления по координации гуманитарных вопросов, Программы развития ООН, Фонда в области народонаселения (ЮНФПА), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Управления верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), Всемирной продовольственной программы (ВПП) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
- Какие города Вы посетили в ходе поездки на Украину?
- Мы посетили Донецк, а также Днепропетровск и Киев.
- С кем Вы провели встречи и какие вопросы обсуждали?
- Мы встретились с вице-премьером Украины (Геннадием Зубко) в Киеве, а также с представителями провозглашенных властей в Донецке. Мы обсуждали вопросы, которые касаются гуманитарной ситуации, а также положения людей.
С вице-премьером мы обсуждали вопросы гуманитарного доступа, говорили о базовых потребностях людей, о последствиях прекращения работы банков, о пенсиях и препятствиях доставке припасов на восток Украины.
Также мы обсуждали ситуацию с прекращением торговли, последствия этого для населения, а также необходимость срочного поиска политического решения кризиса, которое позволит людям вернуться к нормальной жизни.
С провозглашенными властями в Донецке мы говорили об ответственности за уважение деятельности гуманитарных организаций, о необходимости уважать права человека. Мы также обговорили другие вопросы, которые затрагивают жизнь населения.
- Не могли бы Вы поподробней остановиться на переговорах в Киеве? Получили ли Вы от украинских властей гарантии, касающиеся гуманитарного доступа, беспрепятственной работы местных неправительственных организаций в зоне конфликта, а также выплаты пенсий и возобновления деятельности банков и госструктур?
- Мы очень подробно обсудили все эти вопросы. Вице-премьер сказал, что правительство понимает и осознает важность решения этих вопросов.
Но нам нужно увидеть результаты этих дискуссий, мы ждем действий.
Мы подчеркнули в беседе с вице-премьером, что сейчас самое главное то, что люди очень страдают, что ситуация требует неотложного внимания, и мы хотим увидеть срочные шаги, которые позволят возобновить работу социальных служб, восстановить медицинское обеспечение, экономику, чтобы люди смогли вести дела.
Мы обсудили все это в подробностях и твердо считаем, что должны произойти очень серьезные изменения в том, что касается положения людей в зоне конфликта, того, как они отрезаны и изолированы.
Мы должны пересекать линию конфликта на грузовиках, полных медикаментов. Недопустимо, что есть больница, которая с прошлого года не может пополнить запас самых базовых припасов, необходимых для лечения людей.
Нам нужно найти способ, чтобы доставлять помощь через линию конфликта в нужных масштабах, а не оставлять людей без возможности получать базовое медицинское лечение, когда на дворе 2015 год. Это недопустимо.
- Некоторые наблюдатели усматривают в мерах, введенных Киевом, явные признаки "коллективного наказания". Согласны ли Вы с такой оценкой?
- Мы сказали правительству, что оно должно оценить свои действия с точки зрения последствий для населения. Эти ограничительные меры оказывают опустошительное влияние на затронутые конфликтом районы.
Поэтому необходимо найти решение этого вопроса. Мы подчеркнули, что это нужно сделать в срочном порядке.
- Много разговоров об ограничениях со стороны правительства, но столкнулись ли Вы с какими-либо ограничениями, когда были на территориях, контролируемых ополченцами?
- С де-факто властями в Донецке мы говорили о необходимости избегать каких-либо бюрократических ограничений на доставку гуманитарных грузов. Они поднимали вопрос о том, что им нужно обеспечивать контроль, а также о других процедурах, но мы подчеркивали им, чтобы они этого не делали, так как это затруднит доставку гуманитарной помощи.
На данный момент мы удовлетворены тем, что таких ограничений с их стороны нет, и мы призывали не вводить их.
- Несколько недель назад ООН направила первый гуманитарный конвой в Донецк. Позднее автоколонна с гуманитарной помощью впервые с декабря добралась до Луганска. Планируются ли новые конвои на восток Украины?
- Да, конечно. Для нас это задача наивысшего приоритета - доставить гуманитарные конвои в эти районы, чтобы удовлетворить срочные потребности населения. В первую очередь, людям нужны медикаменты, а также другие жизненно важные припасы.
Мы обращаемся к донорскому сообществу, объясняем им, что нам необходимы финансовые средства для осуществления этих операций. Наш план гуманитарного реагирования на украинский кризис, который позволит проводить эти конвои и другую гуманитарную деятельность, рассчитан на 316 млн долларов, но из этих средств поступили только 15%.
- Россия направила ряд гуманитарных конвоев на восток Украины. В ходе своей поездки заметили ли Вы улучшения в тех районах, в которые прибыла эта помощь?
- Сотрудники одной из больниц в Донецке рассказали нам, что все припасы, которые они получали с прошлого года, поступают от российских конвоев и от Международного Комитета Красного Креста.
Это один из примеров того, что нам говорили люди, с которыми мы встречались.
- В последнее время было много разговоров на тему возможной отправки миротворческого контингента на Украину под эгидой ООН или ЕС. С учетом вашего опыта работы в "горячих точках", считаете ли Вы, что такой шаг способен улучшить положение населения, принести какие-то положительные изменения?
- Учитывая мой опыт работы в "горячих точках", я считаю, что сейчас стороны должны прийти к соглашению, которое бы положило конец конфликту и позволило решать все вопросы в ходе политического процесса. Если они смогут достичь договоренности, то международное сообщество должно оказать им всяческую поддержку.
Что касается Вашего вопроса о том, принесет ли положительный эффект присутствие миротворцев - с рекомендациями на этот счет сторонам конфликта будет необходимо обратиться в Совет Безопасности.
Если миротворческие силы будут частью комплекса мер по урегулированию конфликта, то это только приветствуется. Если же они не предусмотрены комплексом мер, то нужно искать другой выход, потому что в данном случае главное - найти путь урегулирования конфликта прежде, чем ситуация существенно ухудшится.
Меня очень беспокоит - всех нас беспокоит, что ситуация уже очень плохая и при этом постоянно ухудшается.
Беседовал Олег Зеленин
(ООН, ТАСС)