Глава Минвостокразвития: Восточный экономический форум достиг зрелости
Восточный экономический форум претерпел множество изменений, как и значение дальневосточных и арктических регионов. О том, как стать технологической супердержавой, о международных территориях опережающего развития, интенсивном создании ледокольного флота, перспективах развития отношений с КНР и реакции на это со стороны других стран в интервью ТАСС в ходе ВЭФ рассказал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
— Алексей Олегович, какие задачи ставило перед собой министерство, готовясь к форуму?
— ВЭФ начинался как экономический форум. Здесь брали начало многие из крупнейших проектов, на триллионы рублей — Удокан, Баимка, Малмыж, новые аэропорты, мосты и многое другое. Состоялся как геополитический. Здесь обсуждались серьезнейшие вопросы, касающиеся всего Азиатско-Тихоокеанского региона и шире. На всех ВЭФ работал наш президент, принимал решения, которые потом оказывают влияние на развитие Дальнего Востока на годы вперед.
Сегодня ВЭФ — это еще и патриотический форум, который собрал неравнодушных людей, чтобы найти решения, как преодолеть серьезные вызовы, перед которыми мы стоим, и как развиваться дальше. Мы говорим уже не только об экономике или об отношениях с другими странами. Мы говорим о технологиях — как стать технологической супердержавой. Говорим об образовании — как подготовить следующие поколения россиян. Говорим о развитии городов и среды для жизни.
Я считаю, за счет такого триединства ВЭФ достиг зрелости. Сочетая в себе экономическую, геополитическую и патриотическую повестку, стал по-настоящему уникальным событием, которое меняет мир.
— Довольны ли вы количеством международных участников? Сколько их?
— На площадке форума работают делегации из Китая, Индии, Монголии, Белоруссии. Всего представители 53 стран, в том числе и тех, которые сейчас принято называть недружественными. Те, кто приехал, значит, интересуются Россией и готовы к сотрудничеству. Выделю серьезные китайскую и индийскую делегации. Обе проявляют живой интерес к сотрудничеству в энергетической сфере, судоходстве, особенно на СМП, судостроении, в технологиях, девелопменте.
— У регионов ДФО растет грузооборот с Белоруссией, роль этой страны в экономике Дальнего Востока повышается, в этом году делегация от этой страны участвует в форуме. Какие еще совместные мероприятия планируются? В целом какие планы по сотрудничеству?
— Белорусские друзья до ВЭФ посетили Хабаровский край, договорились вместе делать молочные фермы. А для Приморья Белоруссия — практически родная страна. Когда в середине августа я прилетел во Владивосток, чтобы помочь в ликвидации последствий от наводнения в Приморье, первое, что я увидел, это громадный грузовой Боинг 747. Гуманитарная помощь из Белоруссии. Друг познается в беде, и Белоруссия для нас, конечно, — истинный друг и партнер.
— На форуме не представлены делегации Японии и Южной Кореи, которые традиционно были участниками ВЭФ. Повлияло ли это негативно на повестку? Как изменения отношений с этими странами отразились на макроэкономике ДФО?
— Я верю, что и Япония, и Корея вернутся к конструктивному диалогу с Россией. Пока им внешние силы зажимают рты и держат руки заломленными. Фактически обе страны остаются оккупированными американскими войсками. Япония — после 1945 года, Корея — после 1953-го. Это невероятно, что нация самураев, одна из самых технологически развитых в мире, сильных, уже 80 лет терпит диктат США, которые сами же Японию разбомбили — ядерным оружием. Аналогично я убежден: если бы не позиция США, которые, как рэкетир, "крышуют" Южную Корею, две Кореи бы уже нашли дорогу к общей судьбе и мы получили бы еще одно экономическое чудо объединенной Кореи. В 2018 году президент Мун Чжэ Ин, который, кстати, приезжал к нам на ВЭФ, трижды встречался с Ким Чен Ыном. Это вызвало радость и надежду на всем Корейском полуострове. Но США их, грубо говоря, вернули в стойло. Им выгоднее иметь напряженную ситуацию в Азии — и продавать туда продукцию своего ВПК.
— Преференциальный режим на Курилах уже показал себя. Он даже стал примером при подготовке проекта международных ТОР. Как можно улучшить режим на Курилах? Нужно ли? Планируется ли введение новых преференций?
— На Курильских островах в режимах ТОР и ОЭЗ реализуется 22 проекта на 13 млрд рублей. Это главным образом проекты в области рыбной отрасли, морепродуктов и туризма. Есть интересные инициативы в области возобновляемой энергии.
В части улучшения условий ведения бизнеса на Курилах наши усилия сейчас направлены на устранение ряда прорех в законодательстве, регулирующих использование льгот местными курильскими предпринимателями. Готовим соответствующие правки в законодательство, исключающие их дискриминацию.
— Законопроект о международных ТОР вот-вот отправится в Госдуму, а регионы Дальнего Востока уже готовы предоставить свои территории под новый режим. Так где все-таки появится первый? Какие еще регионы являются привлекательными для этого режима?
— Действительно, за запуск первых проектов в режиме МТОР развернулась конкуренция. Хабаровский край работает над созданием транспортно-логистической зоны, погранперехода на острове Большой Уссурийский на Амуре. Серьезный проект и важный остров, единственный у нас по формуле "один остров — две страны". В 2017 году его посещал Си Цзиньпин. Он уже соединен с Хабаровском автомобильным мостом. Не меньше аргументов и у предложений от Амурской и Еврейской областей. В обеих построены новые российско-китайские мосты. В Приморье же наша КРДВ планирует создать полностью подготовленный промышленный парк со всей инфраструктурой, включая цеха, с подведенной ж/д веткой, также рассчитанный на международных инвесторов.
В Забайкалье находится крупнейший на сегодня российско-китайский железнодорожный пункт пропуска. У Бурятии традиционно глубокие связи с Монголией. И так далее — список можно продолжить.
— Прорабатывается ли вопрос объединения всех дальневосточных ТОР в единую территорию?
— Здесь могу только сказать про "шашечки и ехать". Мы находимся в непрерывном, последовательном режиме улучшения, упрощения условий ведения бизнеса в ТОР. В конечном итоге в интересах развития Дальнего Востока любой проект на Дальнем Востоке должен реализоваться в префрежиме. Поэтому фактически весь Дальний Восток будет ТОР. Будет ли это единый ТОР или административный порядок — будет видно. Дорогу осилит идущий.
— Мы прекрасно знаем, что наша главная железнодорожная артерия была построена не без помощи граждан из Азии. Сегодня в силу ряда обстоятельств ДФО столкнулся с нехваткой рабочей силы. Как вы считаете, можно ли решить этот вопрос через привлечение, к примеру, северокорейских граждан?
— Короткий ответ — можно, в рамках международных обязательств, принятых на себя Россией.
— Какие перспективы для развития вы видите у наших отношений с КНР?
— Мы взяли планку товарооборота в $200 млрд в год. Торговля между нашими странами ускорилась как раз тогда, когда социальные, культурные связи встали на паузу из-за пандемии. Объективно у нас 4,2 тыс. км общей границы, сейчас общие друзья и общие неприятели. Я считаю, нам нужно научиться лучше понимать друг друга. Не только на самом высшем уровне, но на уровне бизнеса, образования, науки, спорта. Выстроить более прочные горизонтальные связи. Это дорога с двусторонним движением. И перед обеими нашими странами стоят серьезнейшие вызовы, от преодоления которых зависит будущее человечества. Безусловно, преодолевать эти вызовы разумно сообща.
— Вы не чувствуете напряжения, которое могло родиться у тех же японцев и даже у американцев, связанного с нашим развитием отношений с КНР?
— Напряжение в международных отношениях существовало во все времена. Можно сказать, что сама суть международных отношений — это сумма напряжений между отдельными странами и группами стран. И любой ответственный лидер скажет, что главный ориентир — национальные интересы своей страны. Путь к сотрудничеству, миру и процветанию (что, собственно, является темой нашего форума) не пролегает через формулу "дружить с кем-то против кого-то". Китай также является самодостаточной страной, глубоко интегрированной в мировую экономику, кстати, с огромным товарооборотом и с Японией, и с Америкой.
И мы развиваем наши добрососедские, стратегические отношения с Китаем не для того, чтобы вызвать чье-то напряжение, а для того, чтобы повысить благополучие наших народов. Достичь мира и процветания через сотрудничество.
— Теперь об Арктике. Вы говорили, что большую озабоченность вызывает ледокольный флот — судов не хватает и не хватит, чтобы обеспечить запланированный грузооборот по СМП к 2030 году. Как решить эту проблему?
— Флот ледового класса. Ледокол — уникальный продукт. Россия — главный в мире производитель и пользователь ледоколов. Программа создания ледокольного флота идет интенсивно, в соответствии с планом развития СМП, утвержденным правительством РФ. Но ледоколы сами не везут груз, они ведут за собой корабли, которые гружены нефтью, СПГ, рудой, контейнерами, рыбой, товарами Северного завоза и т.д. Эти грузовые суда, для того чтобы ходить по СМП, должны быть специально подготовлены для хождения во льдах, быть ледового класса. Для создания таких кораблей нужны и особые технологии, и особые производственные мощности. Там просто металла больше, конструкции тяжелее — значит, краны должны быть мощнее и т.д. В соответствии с планом до 2035 года должно быть построено 151 судно ледового класса — это 10 ледоколов, 74 грузовых судна, 46 аварийно-спасательных, суда снабжения, обслуживания, гидрографии. Из 151 судна 43 строится и 108 судов еще должны быть заложены. В международные партнерства для строительства этих судов могли бы войти, в том числе, Индия и Китай. Главные заинтересованные в этом — сами компании, которые уже проинвестировали средства в производство товаров, которые нужно возить по СМП, и их судоходные партнеры. Такие переговоры уже идут, мы со своей стороны оказываем содействие в поиске перспективных партнерств.
— АЗРФ — это уникальный преференциальный режим. Есть ли планы по увеличению спектра преференций?
— Ничто не стоит на месте. Ближайшая цель — это переход от компенсации социальных взносов к автоматическому начислению по более низкой ставке. Находимся в диалоге с Минфином на эту тему.
— Лучшие дальневосточные практики распространяются на Арктику — ипотека, гектар. Что дальше?
— Города, концессии, образование, технологии.
— Недавно сообщалось о том, что на Дальнем Востоке планируется ввести механизм "Дальневосточный контракт" между государством и инвестором, предполагающий фиксацию ключевых условий на этапе принятия инвестрешений. Какая работа ведется в этом направлении? Когда этот механизм может появиться?
— Это новое направление работы, сейчас оно находится в обсуждении с коллегами по правительству.
Беседовала Александра Будер