Владимир Гринин: в ФРГ мало кто сомневается, что немецкий народ освободила Красная Армия
Посол России в ФРГ Владимир Гринин рассказал ТАСС, как проходит празднование 70-летия Победы в ФРГ, как немцы относятся к роли Красной Армии во Второй мировой войне, а также о значении нынешних мероприятий для улучшения отношений между РФ и странами Запада.
- Владимир Михайлович, этой весной Вы приняли участие во множестве мероприятий по случаю 70-летия Победы, организованных как посольством, так и местными властями. Довольны ли Вы масштабами этих мероприятий, участием в них общественности, удалось ли празднование этой даты в общем и целом?
- Празднования еще не закончены, но мероприятий действительно много. Только одних приглашений мы получили около сотни. В основном речь идет об акциях, проводимых по линии земельных и коммунальных властей, мемориальных комплексов - главным образом это бывшие концлагеря и лагеря для военнопленных, НПО и гражданских инициатив. Приблизительно половина из них прошла, но очень много выпадает на 8 и 9 мая. Происходит это все преимущественно на востоке Германии. Мы стараемся по-максимуму позитивно откликаться на все такие приглашения, конечно, насколько это физически возможно.
Ряд высокопоставленных представителей руководства участвовали и продолжают участвовать в этих мероприятиях, обращались к публике с речами. Отмечу, прежде всего, федерального президента Йоахима Гаука и министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера. 3 мая на церемонии по случаю 70-летия освобождения концлагеря Дахау выступила канцлер Ангела Меркель. Надо сказать, что и посещаемость этих акций очень велика, что свидетельствует о неравнодушии населения к ним. Складывается впечатление, что многие немцы действительно искренне хотят отметить окончание Второй мировой войны и свое освобождение от нацизма.
- Празднование 70-летия Победы проходит на фоне серьезного ухудшения отношений России с западными странами. Может ли нынешняя трагическая дата, которая связывает и РФ, и США, и Германию, и другие страны Запада, способствовать улучшению ситуации?
- Безусловно. Воспоминание о той трагедии и тех ужасах не только может, но всегда делала и будет делать свое дело, удерживать от потери контроля за происходящим, от повторного скатывания в пропасть. Но это должно быть активное живое воспоминание, что требует соответствующего ухода за культурой исторической памяти. При этом ее сердцевиной должно оставаться прочное удержание людей в осознании того, что это никогда не должно повториться.
Мне кажется, до сих пор это работает. Примечательно, что практически все выступавшие на торжествах по случаю 70-летия окончания войны, где мне приходилось присутствовать, говорили об этом. Видно это и на таком примере, как высказывания целого ряда западных политиков в последнее время о невозможности обеспечить европейскую, да и мировую безопасность без России, а тем более против нее. Усиливается также поддержка на западной стороне предложений, выдвинутых нашим президентом, о создании единого экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока.
Конечно нельзя сбрасывать со счетов тех, кто не может мыслить иначе, кроме как категориям сфер влияния, активно поддакивающих им "ястребов". Им такое развитие событий неприемлемо. Недаром предпринимается немало, чтобы саботировать проводимые нами торжества, организовывать некие альтернативные как по времени, так и по содержанию. Вообще отвлечь в сторону либо дискредитировать значимость празднования как фактора, стимулирующего сближение с Россией. Сегодня это делается главным образом путем воздействия на температуру украинского кризиса и за счет информационной пропаганды.
- Именно в этот год из уст некоторых восточноевропейских политиков прозвучало несколько абсурдных заявлений по поводу роли Красной Армии в войне, предпринимаются попытки уравнять идеологию Гитлера и советскую идеологию, в ФРГ два таблоида пытались запустить кампанию с целью убрать с мемориала в Тиргартене танки. Оцените отношение немцев к роли СССР в освобождении Германии от национал-социализма.
- Немцы долго шли к осознанию того, что натворила фашистская идеология, гитлеровский режим, в том числе с ними самими. Лишь спустя 40 лет после окончания войны, после знаменитой речи тогдашнего президента ФРГ Рихарда фон Вайцзеккера стала утверждаться точка зрения о том, что итогом той войны стало освобождение немецкого народа от нацистского господства. Все ли приняли данную точку зрения и осуществили процесс переосмысления - это вопрос другого порядка. В любом случае неприятие такого подхода или отклонение от них сопровождается, как правило, и иным своеобразным толкованием истории.
Мы всегда будем чтить тех, кто отдал жизни на полях сражений, и с глубокой благодарностью, бережно относиться к нашим ветеранам - фронтовикам и труженикам тыла. Наш долг - помнить, какой ценой была завоевана Победа, воспитывать у новых поколений бережное отношение к ее наследию, твердо противостоять попыткам переписать историю
Но налицо целый ряд других причин и поводов подправлять, а то и переписывать историю. Это и слепая приверженность определенным идеологическим воззрениям, и политический интерес, и желание показать себя, выделиться из общей массы некой оригинальностью. Особенно с последними двумя явлениями в настоящее время приходится довольно часто сталкиваться.
В общем-то в нынешней Германии мало кто сомневается, что освобождение немецкому народу принесла именно Красная Армия, естественно при поддержке и помощи, особенно на завершающем этапе войны, со стороны союзников по антигитлеровской коалиции. Но это пока. Бросилось в глаза, что в ходе ряда крупных мероприятий, проводимых сейчас в Германии, о которых мы ведем речь, о роли Красной Армии в обеспечении победы либо вообще не говорилось, либо упоминалось вскользь. Зато неизменно отмечался вклад особенно американских и британских войск, например, в освобождении концлагерей, становление затем демократического порядка на освобожденных территориях. Акцент во всех выступлениях с немецкой стороны делается на геноциде, прежде всего в отношении евреев, но весьма изредка и то, как бы мимоходом, в полувопросительной форме, говорится о фактическом геноциде в отношении славян.
Может, это происходило случайно, либо не все хотели повторять очевидное, а ориентировались на конкретику того, или иного события - не знаю. Хорошо хотя бы, что по ходу этих торжеств почти не было слышно суждений о том, что освобождение восточных земель ФРГ стало возможным лишь в 1990 году. Это сейчас стало модным в некоторых политических и журналистских кругах.
Как отразятся все упомянутые мной явления на исторической памяти немцев, сказать сложно. Но так или иначе, мы не должны упускать это из виду, как и все, что происходит в плане трактования истории в других странах. Одновременно нам необходимо еще активнее развивать собственную культуру исторической памяти, а также действовать более решительно в отстаивании собственных подходов к истории, в том числе путем многократного наращивания участия в соответствующих конференциях и симпозиумах за рубежом и организации собственных.
- В апреле журналисты вышли на пенсионера из небольшого города на востоке ФРГ, он лично инициировал реставрацию местного памятника воинам Красной Армии, который, по его словам, был в ужасном состоянии. Оцените состояние советских мемориалов и кладбищ на территории ФРГ в целом. Достаточно ли местные власти делают для их сохранения?
- Надо отдать должное германским властям, особенно земельного и муниципального уровня, профильным общественным организациям и, прежде всего, Германскому народному союзу по уходу за военными захоронениями, а также простым гражданам, отдельным в том числе упомянутым вами энтузиастам за предпринимаемые ими усилия в плане сохранения наших кладбищ и мемориалов, которых в ФРГ порядка 3,5 тыс. Да еще подобных наших захоронений времен Первой мировой - около 600. Эта деятельность осуществляется главным образом на основе взаимного сотрудничества в рамках соответствующих двусторонних договоренностей, в частности, Межправительственного соглашения 1992 года об уходе за военными могилами в России и Германии. Ведется строгий учет и предпринимаются инспекционные поездки на эти объекты, которых только за последние 3 года было более тысячи. Осуществляется большое количество реставрационных работ. Вот 4 мая, например, участвовали в открытии отремонтированного кладбища и памятника советским воинам в г.Люббен, земля Бранденбург.
Недавно сведения обо всех этих захоронениях были выставлены через интернет. Таким образом был реализован проект, в подготовке которого участвовал российско-германский Музей Берлин-Карлсхорст (кстати, в этом здании 8 мая 1945 года состоялось подписание акта о капитуляции Германии) наше посольство и некоторые другие организации.
Помимо этого, в сотрудничестве с германской стороной по-прежнему ведутся поисковые работы по выявлению и перезахоронению останков погибших, а также по установлению имен погребенных жертв войны. Так, только за последние 4 года таковых было идентифицировано более 50 тысяч.
Отмечу также, что подобные работы проводятся и в России. На сегодняшний день, в частности, у нас создано 10 сборных немецких солдатских кладбищ.
Надо помнить, что такая совместная деятельность легла в основу примирения между русскими и немцами, вывела это примирение на должный уровень, без чего восстановление нормальных отношений между нашими странами было бы невозможным.
- Германские власти запретили въезд на свою территорию участникам российского мотопробега "Дороги Победы", представляющих общество "Ночные волки". Как Вы оцениваете это?
- Да, такое решение имело место. Мы протестовали против него. Решение мотивировалось сугубо политическими соображениями. Не буду это комментировать. Но принимавшим его должно быть ясно, что в память россиян оно врежется и надолго.
Надеюсь, тем не менее, что кому-то из других участников мотопробега все же удастся реализовать свои намерения и почтить память сражавшихся за Победу в ряде мемориальных мест в Германии, в том числе в Берлине.
Беседовал Антон Долгунов
(Берлин, ТАСС).