10 мая 2015, 11:19
Интервью

Премьер-министр Словакии: сотрудничество ЕС с Россией чрезвычайно важно для обеих сторон

AP Photo/ Bela Szandelszky

Роберт Фицо в интервью ТАСС рассказал о предстоящем визите в Москву 2 июня, планах по развитию экономического сотрудничества двух стран и отношениях Братиславы с Киевом

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо посетил Москву для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию Победы над фашизмом. Во время визита Фицо заявил, что никто не может спорить с тем, что решающий вклад в победу над гитлеровской Германией внесла Красная Армия. В интервью ТАСС, премьер рассказал о предстоящем визите в Москву 2 июня, планах по развитию экономического сотрудничества двух стран и отношениях Братиславы с Киевом.

- Господин премьер, что значит для Словакии День Победы? Как относятся ваши соотечественники к памяти советских воинов? Учитывая непростую историю Словакии в годы войны, нет ли в стране попыток переписать историю?

- Я поздравляю российский народ с Днем Победы.

Мое отношение ко Второй мировой войне ясное и четкое. Исторические факты о войне неоспоримы, их нельзя мешать с современностью. Во время освобождения Словакии погибли 63 тысячи солдат Красной Армии, более 10 тысяч румын, более 1600 солдат 1-го Чехословацкого армейского корпуса.

Я никогда и не оспаривал значение открытия второго фронта в 1944 году. Никто не может спорить с тем, что самую важную роль в борьбе против фашизма и завершении Второй мировой войны сыграла Красная Армия. Это факт.

Для меня не приехать в Москву на торжества было бы ошибкой. Я не буду давать оценку политикам, у которых другое отношение к этому. Конечно, есть страны, относящиеся к данному вопросу не так, как мы. Но историю нельзя опротестовать. 

8 мая на церемонии почтения памяти советских солдат в городе Липтовски-Микулаш ко мне обратилось много людей с просьбой от их имени отдать дань уважения в Москве всем погибшим в войне.

- Буквально на днях состоялось заседание Межправительственной российско-словацкой комиссии, был подписан ряд документов. Каковы дальнейшие планы по развитию экономического сотрудничества между нашими странами, есть ли планы относительно каких-то новых совместных проектов? Когда планируется провести следующее заседание Межправительственной комиссии?

- Я получил информацию о результатах заседания. Но данные заключения содержали общие формулировки, как "посмотрим", "договоримся", "намерены прилагать все усилия". Я обратился к сопредседателям комиссии, чтобы они ушли от общих фраз и обсуждали конкретный круг вопросов и проблем, которые станут предметом моего планируемого рабочего визита 2 июня в Москву.

Очень рад, что Межправкомиссия приняла во внимание мои пожелания. Уверен, что Межправкомиссия предприняла большие усилия, очень хорошо поработала, чтобы мой визит прошел успешно. Я не езжу за границу просто отдыхать, а всегда стараюсь, чтобы моя командировка была содержательной и имела смысл, чтобы договоренности шли всем нам на пользу.

Мы, конечно, хотим уделить внимание теме транзита газа через Словакию. Нас беспокоит заявление российской стороны о том, что после 2018-2019 года не будет транзита газа через территорию Украины. Это создаст для нас трудности.

Вторая тема моего визита - сотрудничество в области атомной энергетики. Есть и целый ряд других вопросов: реализация проекта "Циклотрон", связанного с погашением российского долга, тема лицензионного производства российской военной техники в Словакии. Будем говорить и о совместном проекте по строительству широкой железнодорожной колеи.

- Вы уже выступали с критикой антироссийских санкций. В середине лета, как ожидается, состоится вновь рассмотрение вопроса отмены или продления санкций ЕС. Но в Евросоюзе, как известно, есть так называемая "внутренняя дисциплина". Когда дойдет дело до голосования, как все-таки будет действовать Словакия?

- Не могу полностью согласиться с вашей точкой зрения относительного того, что в Евросоюзе существует некая обязательная "внутренняя дисциплина", которой все обязаны следовать. Я говорю так в том числе и потому, что Словакия часто придерживается собственного суверенного мнения по некоторым вопросам. Большинство стран Евросоюза, например, признали независимость Косово. Но мы утверждаем, что Косово получило независимость вопреки требованиям международного права. Нас, конечно, мало, может, можно пересчитать по пальцам одной руки, но мы придерживаемся своей позиции. Когда я стал председателем правительства, мы приняли решение отозвать своих военных из Ирака. Так что не говорите, что в Евросоюзе одно мнение на всех. Нет такого, чтобы крупные государства-члены утром заявляли в Евросовете - сегодня все принимаем вот это решение. Всегда происходит важная дискуссия.

Конечно, нормально, что Евросоюз стремится к тому, чтобы было единство позиций у стран-членов. Но, я думаю, отношение Словакии с санкциям (против России - примечание ТАСС) не является тайной. Мы утверждаем, что санкции не могут являться сутью политики. Они могут быть ее инструментом, но не содержанием.

Дискуссии же о том, удалось ли с помощью санкций достигнуть поставленных целей, продолжаются до сих пор. А цель у нас, я думаю, в конечном итоге общая - мы все заинтересованы в разумном сотрудничестве между Евросоюзом и Россией. На мой взгляд, такое сотрудничество чрезвычайно важно как для ЕС, так и для Российской Федерации. Поэтому в том, что касается санкций, самым эффективным курсом будет соблюдение минских договоренностей. Ничего другого, кроме них, у нас нет. Мы очень положительно восприняли результаты переговоров глав Франции, Германии, России и Украины Франсуа Олланда, Ангелы Меркель, Владимира Путина и Петра Порошенко.  Мы очень рады, что "на столе" появились рамки соглашения.

Сейчас было бы лишним обмениваться взаимными обвинениями. Обязанностью каждой стороны является соблюдение договоренностей. Считаю, что это позитивно повлияет и на отношения Евросоюза к России.

- Еврокомиссия выдвинула в адрес российского "Газпрома" обвинения в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ряда стран Восточной и Центральной Европы, в том числе Словакии. Считают ли в Братиславе, что Словакия пострадала от действий "Газпрома"?

- Если мы говорим о каких-то взаимных обвинениях, то надо помнить о презумпции невиновности . Она действует и в этом случае. Пока мы не приняли окончательное решение, пока мы не на сто процентов уверены, что были совершены какие-то нарушения и кто-то из игроков занял доминирующее положение на рынке, я не хотел бы делать какие-то окончательные политические выводы.

Словакия является важной транзитной страной. Отношения между Словацкой Республикой и "Газпромом" опираются на широкую договорную базу. Не выдам тайну, если скажу, что мы считаем "Газпром" важным и надежным партнером в области поставок газа. Договорная база настолько прочна, что мы не могли даже осуществлять полный реверс поставляемого в Словакию газа,  хотя на нас оказывали давление с тем, чтобы ток газа развернулся с запада на восток. Однако это не позволяет договорно-правовая база.

При этом мы очень заинтересованы в том, чтобы Словакия оставалась транзитной страной. Мы обеспокоены тем, что в 2018-2019 году транзит газа через Украину должен прекратиться. Такая ситуация для нас  означала бы очень большие экономические потери, ведь сейчас Словакия получает транзитные сборы с примерно 60 млрд кубометров газа, которые мы передаем на запад. Но если высохнет трубопровод на Украине, высохнет трубопровод и у нас. Мы полагаем, что являемся ответственными партнерами в газовой сфере, так что нам, конечно, интересно, как будет развиваться сотрудничество между Словакией и "Газпромом" в следующем году.

Но мы не сидим сложа руки, ведь будущее непредсказуемо. Мы предлагаем разные проекты и альтернативы относительно того, как получить газ в словацкий трубопровод. Очень интересным проектом является Eastring, который предусматривает возможность объединения газопроводных систем Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии с дальнейшим присоединением к российско-турецкому трубопроводу. Это один из вариантов. Автором этого проекта является словацкая компания Eustream - часть словацкого газового холдинга.

Что касается "Газпрома", то нас ждет очень много работы.

- Словакия граничит с Украиной, где продолжаются бурные и неоднозначные события. Как выстраиваются отношения Братиславы с Киевом? Не влияют ли события на Украине на обстановку в Словакии - нет ли наплыва беженцев, миграции?

- Начну издалека, но очень коротко. Членство Словакии в ЕС - очень успешный пример. Если сравнивать Словакию до вступления в Евросоюз в 2004 году и сейчас, то видно, что присоединение к ЕС нам очень помогло.

Мы ввели единую валюту – евро. Или другой пример - Шенгенское соглашение предусматривает свободное передвижение по ЕС. Все это не было легко, потому что мы должны были хорошо подготовиться к вступлению в ЕС.

Мы приняли во внимание подписание Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, любая страна имеет право самостоятельно выбирать вектор развития. Готовы помочь Украине в ее европейских амбициях, но свое домашнее задание Киев должен выполнить сам. Необходимо провести болезненные реформы, и вопрос, сумеет ли это нынешняя власть на Украине. Но ЕС не может выполнить задание за Украину. Конечно, реформы будут болезненными и чувствительными.

Украина наш сосед, у нас 98 км совместной границы. Мы заинтересованы, чтобы каждый наш сосед жил спокойно, без проблем, таких как, например, миграция.  Вы знаете, какие сложности с миграцией испытывают Италия и Мальта, или, например, сколько косовских албанцев принимает сейчас Венгрия. Словакия ведет мониторинг границы с Украиной, и больших потоков людей не зафиксировано, ничего нестандартного не происходит.

Мы заинтересованы в хороших дружественных отношениях со всеми, кто в этом заинтересован.

Беседовали Григорий Сапожников и Владимир Костырев