Руководитель Ространснадзора: будем расширять применение ИИ для предотвращения нарушений
В конце февраля во время традиционного послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин поручил отказаться с 1 апреля 2025 года от временного моратория на проверки бизнеса. О том, как это повлияет на проверки транспортных компаний, и о современных способах предотвращения нарушений в сфере транспорта в интервью в студии ТАСС в координационном центре правительства на ВДНХ рассказал руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин.
— Виктор Федорович, добрый день. Давайте начнем с одной из самых горячих и интересных тем — отмены моратория на проверки бизнеса. Означает ли это, что с января начнутся дополнительные проверки транспорта?
Ваш браузер не поддерживает видео
— Мы в условиях моратория работали, наверное, четыре года, начиная с пандемии. По итогам прошлого года Ространснадзор провел чуть более 1,2 тыс. проверочных мероприятий. Причем из них где-то треть — плановые проверки, те, которые заранее планируются, и порядка 800 — внеплановые. Что значит внеплановые — по факту либо свершившегося какого-то события в транспортной сфере — аварии, происшествия, катастрофы. Что знаково — в прошлом году мы впервые провели 65 внеплановых проверок на основании индексов риска. Так вот, в своем послании президент сказал две самые главные вещи для контрольно-надзорной деятельности. Первое — он сформулировал принцип, по которому должны работать контрольно-надзорные органы и бизнес. Он сказал: "снижаем административное давление", это относилось к контрольно-надзорным органам. То есть мы должны были формально снизить количество наших проверочных мероприятий по отношению к бизнесу — задача выполнимая.
Второе, что он сказал, — все проверки [должны быть] риск-ориентированные. Наша задача сегодня — ориентируясь на возможные риски, проводить либо профилактические мероприятия, либо проверочные. Мы принимаем решение о проверке того или иного предприятия, исходя из мониторинга индикаторов риска. Я могу заверить все наши подконтрольные организации, что с 2025 года в принципах нашей работы мало что изменится. Мы можем планировать какие-то проверочные мероприятия, но это не будет значительный рост либо изменение количества проверок. Мы останемся на прежнем уровне.
Причем, исходя из этих индикаторов риска, планируем по двум видам транспорта — водному и железнодорожному — вообще отказаться от плановых проверок в отношении бизнеса
— А почему?
— Потому что есть индикаторы риска. То есть мы можем в дистанционном режиме сегодня контролировать, как ведет себя транспортное предприятие. И исходя уже из реальных рисков, будем проводить профилактические мероприятия. Либо, если это реальная угроза жизни, тогда будем проводить внеплановые проверки.
— То есть индикатор риска у морского и водного транспорта низкий, поэтому нет смысла в плановых проверках?
— Конечно.
— Вот все чаще и чаще, когда мы пишем новости про Ространснадзор, мы слышим формулировку "дистанционные формы мониторинга". Можете подробнее рассказать о том, что это такое и как применяется?
— Для нас, конечно, идеально, если мы от каких-то статичных показателей работы транспорта перейдем к системе непрерывного мониторинга. Например, во многих международных транспортных ассоциациях принцип непрерывного мониторинга является основополагающим. То есть за счет применения технических средств, чаще всего видеокамер, мы в режиме 24/7 следим за тем, как работает транспорт, следим за транспортными потоками.
Система основана на универсальных базах транспортных средств, разрешительных документов, лицензий, всем том, что касается квалификации водителей, идентификации транспортных средств. Мы за счет технических средств анализируем транспортный поток, идентифицируем транспортное средство, информация по этому транспортному средству обрабатывается по всем реестрам, по всем видам разрешительных документов, по собственникам — по всему, что может быть связано с этим транспортным средством. В течение двух минут — вот настолько быстро — это [обрабатывают] элементы искусственного интеллекта (ИИ). Все это самообучающиеся системы. Мы применяем такой мониторинг на автомобильном транспорте и на речном — в том числе на канале Москвы. Мы получаем все сведения: является ли это транспортное средство нарушителем либо нет. Если транспортное средство после идентификации показывает, что там, допустим, какие-то неточности, то мы останавливаем именно это транспортное средство, а все остальные, у которых нет никаких замечаний, пропускаем. Это дает нам возможность работать адресно: то есть если есть нарушения, мы с тобой работаем, ты наш клиент, если нет нарушений — то ты в потоке продолжаешь движение, мы не останавливаем.
— Наверное, в этих системах применяется искусственный интеллект, а, возможно, даже и системы распознавания лиц?
— Это искусственный интеллект. Видеокамера, подавая сигнал, идентифицируя транспортное средство — это касается любого транспортного средства: автомобиль, судно на реке и так далее, — собирает сразу данные о его собственнике, перевозочных документах, то есть откуда идет судно, какие маршруты, какой режим труда и отдыха у водителя, то есть нарушает, не нарушает — анализирует все данные. В перспективе, конечно, мы будем расширять использование ИИ по всем этим системам, но, конечно, чтобы перейти на такой непрерывный мониторинг, будем использовать возможности заключения соглашений с нашими подконтрольными организациями по информационному вхождению в их систему управления рисками.
У каждого предприятия есть в режиме онлайн система управления рисками, где он тоже анализирует все, вплоть до погодных условий и квалификации водителя либо пилота. Более того, в этих системах управления риска есть даже риски, связанные с совместимостью экипажа. И мы, конечно бы, хотели, чтобы нас как орган надзора наши операторы, транспортники допустили до этих систем управления риском. Тогда я считаю, что мы вообще напрочь уйдем от плановых проверок и будем работать тут только в режиме предупреждения. Самое главное, что это как профилактика. То есть мы заранее видим риски и говорим: "Подождите, давайте устраните вот эти замечания, только тогда можете там продолжать работать". Дистанционный контроль — это будущее, перспектива.
— Виктор Федорович, не могу не спросить про наши новые регионы: и в ЛНР, и в ДНР очень активно развиваются автомобильные и железные дороги. Как мы знаем, где есть транспорт, там есть и Ространснадзор. Скажите, пожалуйста, как ведомство работает сейчас в этих регионах?
— Самое главное — мы сформировали все отделы, которые планировали на этих новых территориях, у нас работает уже более 150 человек.
— А приступили к работе там в прошлом году, правильно?
— Полномасштабно в прошлом году, но, в принципе, в 2022 году мы тоже уже начинали работать, у нас там были представители. Сегодня 10 отделов есть на всей территории, причем они уже работают, мы лицензировали уже более 1,2 тыс. транспортных предприятий на всех новых территориях. Мы выдали лицензии, в том числе нашим железнодорожным перевозчикам, провели более 4,5 тыс. профилактических мероприятий. Мы сегодня пока в большей степени проводим консультации, то есть это именно профилактика и консультации, какие-то профилактические визиты, пока не до проверок с точки зрения того, что есть особенности переходного периода.
Мы должны перевести полностью транспортные средства под нашу государственную систему идентификации, под государственные номера, должны еще ряд особенностей, связанных с транспортными средствами, там провести. Активно работаем на территориях, пока все получается хорошо
— Спасибо вам большое, удачи вам в нелегком деле транспортных проверок.
— Спасибо, пожелаю всем безопасных дорог.