Фигуристка Двоеглазова: когда пришла в группу Тутберидзе, поняла, что такое работа
Фигуристка Алиса Двоеглазова, тренирующаяся под руководством Этери Тутберидзе, является одним из лидеров среди юниоров. В ее арсенале находятся сложные прыжки ультра-си — четверные лутц и тулуп. В прошлом году спортсменка была вынуждена пропустить главные старты сезона из-за травмы. Однако в этом сезоне она доказала, что готова бороться за самые высокие места, — фигуристка заняла второе место на первенстве России среди юниоров и победила на финале юниорского Гран-при России. В интервью ТАСС Двоеглазова рассказала о том, как попала в группу Тутберидзе, как мотивирует тренер, почему решила пропустить чемпионат России по прыжкам 2024 года, о прошлогодней травме и о том, как ощущается конкуренция с Маргаритой Базылюк.
— Как начался ваш путь в фигурном катании?
— Я начала кататься примерно в четыре года, меня мама отвела. Она сама не каталась, но увлекалась фигурным катанием, смотрела Олимпиаду, за Алексея Ягудина болела и за Евгения Плющенко тоже. Моя мама хотела дочку-фигуристку, когда я еще была в животе, мама уже решила, что я буду заниматься фигурным катанием.
— Когда вы начали понимать, что вам уже и нравится кататься, и это уже не просто хобби?
— Наверное, до 11 лет нет такого осознания еще. Просто катаешься в одной группе, в другой. Осознавать начала, когда пришла в группу к Этери Георгиевне, там я поняла, что такое работа, как правильно работать, над чем, что нужно не только над прыжками работать, но и над скольжением, вращениями. Благодаря штабу Этери Георгиевны у меня был прогресс уже в тот же год, я стала кататься немножко лучше.
— Как попали в группу к Этери Георгиевне?
— Вообще я сама боялась, достаточно сильно боялась. Так сложились обстоятельства, мы пришли на просмотр, это было в 2020 году, 1 ноября, я даже запомнила. Тогда была первая тренировка, Этери Георгиевны не было, у нее были дела, был один Сергей Викторович [Дудаков, тренер, входящий в штаб Тутберидзе, - прим. ТАСС], и вроде не так страшно. На вторую тренировку пришла Этери Георгиевна, и стало более волнительно. Потом, когда тренируешься там, проходит время, и Этери Георгиевна становится родным человеком. Но сначала страшно было, просто не общалась с ней раньше, словом не перекидывалась, знала, что она строгая. Это дает результат, она все делает правильно.
— Как Этери Георгиевна может замотивировать на тренировке?
— В основном сам себя мотивируешь, потому что ты понимаешь, для чего ты работаешь, что это нужно тебе, а не тренерам. Тренеры будут тебя вести и помогать достичь цели. А как мотивирует Этери Георгиевна — там по взгляду чувствуется, она скажет замечания, появляется сразу мотивация исправить это и как-то ей понравиться. Этери Георгиевна может похвалить, но редко.
— Бывает ли сложно морально из-за строгости на тренировках?
— Нет, это, наоборот, помогает. Как говорит Этери Георгиевна — дисциплина определяет результат. Это не то что строгость, она говорит все так, как оно и есть.
— Когда вы начали изучать четверные прыжки, с какими трудностями столкнулись?
— Первым я выучила четверной тулуп, самая большая трудность была — не могла собрать его на стартах очень долго. Не могла на тренировках его стабилизировать, то неделю он есть, то три месяца его нет, он пропадал у меня и на полгода, потом я его восстанавливала, на соревнованиях снова не могла прыгнуть. Первый раз я прыгнула его на своем дебютном первенстве России среди юниоров, сразу два четверных тулупа. Просто не могла собраться, на тренировках в начале того сезона почти всегда чисто катала программу, для меня это было не так сложно собрать, как сейчас. С каждым годом чуть сложнее становится, мы начинаем расти. Потом с опытом, когда начала другие прыгать, уже осознавала, где и что надо сделать. Но четверные — это такая тонкая вещь, там чуть-чуть ножку не туда поставишь, и все, ты уже из круга летишь или падаешь. Там просто головой уже надо понять.
— Лутц у вас лучше шел, чем тулуп?
— Не то что лучше. Тулуп я первый прыгнула, дальше лутц, с ним было полегче, но он очень энергозатратный. В тулуп мне просто вкрутиться, неважно как, но намного легче, чем в лутц. Без головы в лутц бесполезно входить, это будет страшно, можно травму получить, только если ты готов, ты делаешь, тулуп не так страшно. На Кубке Первого канала прыгнула два тулупа, на первенстве, наоборот, лутц очень хорошо сделала, стараюсь собрать и то, и другое.
— Какие еще элементы ультра-си учите?
— Сейчас, пока сезон был, не было времени учить, потому что с первенства России готовились к Кубку Первого канала, потом приехали на финал. Не знаю насчет тройного акселя, я же его прыгала и в том сезоне, и в позапрошлом на тренировках, но лично мне он очень тяжело дается, самый сложный для меня прыжок, я и дупель кривовато прыгаю. Над тройным акселем работать каждый день надо, чтобы потом еще собрать на стартах, это вообще…
— Верите, что когда-нибудь девушкам покорится четверной аксель?
— Может, Маргарите Базылюк.
— Как вообще ощущается конкуренция с Маргаритой Базылюк? Ведь вы видитесь не только на соревнованиях, но и на тренировках.
— Просто как-то привыкаешь. Я очень уважаю Маргариту как спортсменку и как соперницу. Она молодец. Я не смотрю прокаты чьи-то перед своими. Я просто борюсь сама с собой, чтобы выдать свой максимум, сделать то, что нужно сделать мне.
— Год назад у вас произошла неприятная травма, вы пропустили главные старты сезона. Что вы вообще тогда чувствовали, какие мысли были?
— Честно, было обидно, это была очень нелепая травма, можно было предотвратить ее с какой-то стороны. Я уже чувствовала, что у меня болит нога. У меня хорошо прошла тренировка, я подумала: "Ладно, не поедем к врачу". Через два дня я поняла, что все, не могу больше. Сейчас учусь на своих ошибках. Я была очень хорошо готова к чемпионату России по прыжкам. Где-то за неделю меня начала опять тревожить нога, это же может быть из-за перегрузки, из-за того, что погода меняется, все факторы влияют. С тренерским штабом решили, оглядываясь назад, что лучше сейчас немного отсидеться. Я не прекращала тренировки, но я неделю не прыгала. Думаю, что просто из-за того, что я была в очень хорошей форме. Прыжки никуда не уходят, они есть всегда, просто нужно вспомнить. Было, конечно, тяжеловато программу снова накатывать, по дыхалке, но вот успела.
— Какие эмоции остались от взрослого Кубка Первого канала?
— Очень крутые эмоции. У меня была суперкоманда, все друг друга поддерживали, это было очень приятно. Организация хорошая, для меня была честь там присутствовать и выступать за свою команду.
— Где больше чувствуете ответственность — когда выступаете за команду или за себя?
— И там, и там. На обычных соревнованиях я же представляю свой тренерский штаб, тоже есть ответственность не только за себя. На командном турнире команду не хочется подвести.
— Вы хотели бы длинную карьеру?
— Честно, не знаю. Не будем заглядывать туда, живем настоящим моментом. Буду кататься до того, пока есть силы и пока я могу.
— Как проводите свободное от фигурного катания время?
— Очень люблю заниматься разным творчеством. Мне девочки дарили алмазную мозаику с лисой. Пробовала вышивание, мне не зашло, из бисера плела, фигурки делала, лего собирала, еще есть домики маленькие, которые собирать надо. Много чем занимаюсь, но в основном учебой, у меня ОГЭ на носу, поэтому я готовлюсь. Буду сдавать обществознание и биологию, потом в десятый класс пойду.
— Ваша группа переехала в новый центр, насколько удобно там?
— Там все для нашего удобства — большой зал, комфортная температура на льду. Очень приятно там находиться.