Глава МИД Венгрии Петер Сийярто: Россию невозможно победить на Украине
Министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто в эксклюзивном интервью ТАСС на полях форума "Атомэкспо-2024" обозначил позицию своей страны по урегулированию украинского кризиса, прокомментировал слухи о переносе сроков строительства АЭС "Пакш-2" и рассказал, как сейчас россиянам получить венгерский "шенген".
— Господин министр, спасибо большое, что согласились с нами побеседовать. Расскажите, пожалуйста, какие контакты вы проводите на полях "Атомэкспо-2024" с российскими представителями? Вы обсуждали вопрос поставок энергоресурсов из РФ, заинтересована ли в них Венгрия? Если да, ожидаются ли соответствующие соглашения?
— Хочу отметить, что Венгрия и Россия осуществляют крайне эффективное взаимодействие в энергетической сфере. Нравится нам это или нет, необходимо признать, что без поставок из России стабильное энергообеспечение Венгрии было бы невозможно. Без российских энергоресурсов мы бы не смогли в достаточном объеме покрыть нужды страны в газе, нефти и ядерном топливе. Кроме того, мы крайне удовлетворены надежностью и эффективностью сотрудничества с РФ в области энергетики. До сих пор все поставки энергоресурсов производились своевременно и по согласованным ценам в соответствии с условиями контрактов. Поэтому мы не видим причины, почему мы не должны продолжать дальнейшую работу над расширением этого сотрудничества. У нас всегда были доброжелательные отношения с вице-премьером России Александром Новаком, ответственным за энергетическую политику.
У нас состоялась продолжительная встреча с руководством Росатома, где мы провели всеобъемлющую дискуссию в контексте крупнейшего и, пожалуй, в настоящий момент самого важного инвестиционного проекта в Венгрии — строительства новой АЭС "Пакш-2". Росатом является главным подрядчиком, ответственным за строительство этого объекта. В результате ожидается, что мы сможем подключить два новых реактора к энергосети к началу следующего десятилетия. Это позволит нам увеличить долю атома до 70% в обеспечении энергопотребления страны. И в ходе встречи мы обсудили ключевые достижения в реализации этого проекта.
Производство ключевых компонентов энергоустановки ведется уже давно. Сейчас идет работа над созданием защитной оболочки ядра — вскоре изделие будет готово. Что касается основного корпуса ядерного реактора, то его сооружение начнется в апреле в присутствии экспертов и при участии лидеров стран. Работа непосредственно на месте строительства продолжается: уже были установлены более 9 тыс. свай, что позволяет говорить об уровне готовности объекта примерно на 12%. Мы также уже начали проводить механические тесты свойств бетона, и это можно назвать значимой вехой в строительстве АЭС. Первая заливка бетона будет произведена к концу этого года — процесс будет проходить в рамках масштабной символической церемонии, которая опять же продемонстрирует, что мы достигли хорошего прогресса. Так что в целом мы полностью удовлетворены сотрудничеством с российской стороной и заинтересованы в том, чтобы его развивать.
— Венгрия известна своим отрицательным отношением к вопросу отправки войск на Украину. Видите ли вы, что другие члены НАТО прислушиваются и понимают вашу позицию о том, что отправка войск будет серьезным нарушением пятой статьи договора НАТО?
— Знаете, наша позиция очень ясна, когда дело касается войны рядом с нами. Мы верим, что Россию невозможно победить в этой войне. Но в то же время, поскольку поставки оружия с Запада продолжаются, Россия тоже не может выиграть по-крупному. Это значит, что переговоры в любом случае должны быть. Итак, если переговоры должны состояться, то мой вопрос: почему бы их не провести раньше, а не позже? Чем скорее начнутся переговоры, тем скорее будет установлено прекращение огня, тем меньше людей погибнет и тем меньше будет разрушений. И тем меньше будет потребность в восстановлении. Поэтому наш подход заключается в том, что прекращение огня и переговоры должны быть установлены и начаты как можно скорее. Теперь мы все знаем, что в такой критической ситуации не только действия, но и слова имеют огромное значение. Поэтому, когда речь идет о возможности ввода войск на Украину от имени некоторых стран — членов НАТО, это действительно опасно, потому что мы не хотим сталкиваться с угрозой. Ужасающий риск начала третьей мировой войны приближается. Поэтому мы всегда будем призывать всех наших союзников и коллег воздерживаться от любых действий, заявлений, которые могут приблизить риск начала мировой войны. Я думаю, что в Европе становится все больше и больше людей — и, когда я говорю "люди", я не ставлю знак равенства с политическими лидерами, — которые начинают рационально подходить к этой проблеме, и все больше и больше людей склонны выступать против действий, которые повышают риск эскалации.
— Словакия разделяет вашу точку зрения на украинский кризис. Ожидаете ли вы, что другие страны ЕС присоединятся к вашей позиции? И не опасаетесь ли вы, что вступление в НАТО Швеции, Финляндии приведет к усилению конфронтации в регионе?
— Я не думаю, что вступление Швеции в НАТО приведет к росту напряженности, но я надеюсь, что выборы в Европейский парламент и некоторые национальные выборы, которые предстоят, укрепят позиции политиков, выступающих за мир. Сейчас вопрос заключается в том, смогут ли политики, выступающие за мир, победить на национальных выборах в Европе, а также в том, будет ли у политиков, выступающих за мир, больше мест в Европейском парламенте, чем до сих пор.
Мы надеемся на успех правого крыла на выборах в Европарламент и что правые партии укрепят позиции и в таком случае будут иметь больше мест в Европарламенте. Тогда появится гораздо больше шансов для более прагматичного подхода, основанного на здравом смысле, в европейской политике, и это увеличит шансы на рост мирных настроений
— Господин министр, позвольте нам вернуться к вопросам энергетики, поскольку были сообщения, что завершение строительства "Пакш-2" может быть перенесено на два года от первоначального плана и состоится только в 2033−2034 году. Это правда? Если это так, в чем возникли препятствия?
— Слухи всегда есть, потому что вы должны понимать, что всякий раз, когда вы строите атомную электростанцию, особенно с Россией, вы не можете рассчитывать на солидарность либерального мейнстрима. Поэтому на этот счет всегда будут распространяться слухи, это обычное дело. И Росатом, и венгерское правительство стремятся завершить строительство как можно скорее. Надо понимать, что мы не строим семейный особняк или спортивный объект, мы строим атомную электростанцию, которая является одной из самых сложных инвестиций, которую вы можете представить, ее строительство требует времени. Я имею в виду, здесь никто не возьмется серьезно утверждать, будет ли у вас задержка на одну неделю, на две недели, закончите ли вы на месяц раньше или на три месяца позже. Абсолютно никто не обозначит вам сроки точнее, чем начало следующего десятилетия. Однако это очень четкое обязательство со стороны всех нас.
— Господин министр, вы сказали, что выступаете против экспроприации российских финансовых активов с целью их использования для поставок оружия Украине. Выступаете ли вы против изъятия российской собственности в принципе?
— Вы знаете, я должен сказать вам, что история того, как пострадала моя семья от коммунистического режима, достаточно печальна. У нас были изъяты все финансовые активы только лишь потому, что так захотело государство. Все это привело к проблемам и бедам в моей семье, поэтому я бы не стал лгать [о происходящем], если бы увидел, что принцип такого рода экспроприаций возвращается. Таким образом, вы понимаете, что любой шаг без законной основы, без решения суда например, может привести к очень, очень сложным дилеммам.
И те, кто выступает против изъятия активов, исходят из опасения, как это скажется на надежности европейской экономики как таковой или какое влияние это окажет на Европу как направление для инвестиций. Я думаю, именно это вызывает беспокойство.
— Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан поздравил президента Путина с победой на выборах. Есть ли планы провести встречу на высшем уровне? Планирует ли Орбан посетить Россию?
— Мы считаем, что дипломатия — это умение разговаривать друг с другом даже в сложных обстоятельствах. И даже если вы не во всем согласны. Ведь нет совершенно ничего особенного в том, чтобы общаться с теми, с кем вы согласны во всем. Это не про дипломатию, а про что-то другое. Поэтому верим, что каналы связи должны быть открыты, потому что если мы их перекроем, то уменьшим шансы на мир в будущем. Потому что в конце концов нам придется разговаривать друг с другом. А если у нас нет каналов связи, то как мы сможем взаимодействовать?
Поэтому для нас очевидно и само собой разумеется, что нам надо поддерживать связь с российским руководством. Я сам в контакте со своими коллегами — министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, вице-премьером по энергетике Александром Новаком, вице-премьером — главой Минпромторга Денисом Мантуровым. Это очевидно, потому что есть области, которые не попадают под санкционный режим. И мой вопрос заключается в том, почему бы нам не улучшить сотрудничество с Россией в тех областях, которые не затронуты санкциями. Поэтому, когда возникает необходимость в контактах на высоком уровне, мы абсолютно открыты.
Вы знаете, в прошлый раз наш премьер-министр встречался с вашим президентом в Пекине. Если есть необходимость взаимодействовать друг с другом, они могут провести переговоры в любое время, так же как и я могу поговорить с Сергеем Лавровым в любое время. В последний раз я общался с ним в субботу, когда выражал соболезнования венгерского народа российскому народу в связи с этим чудовищным терактом в "Крокус сити холле".
— Советуете ли вы россиянам посетить Венгрию? И готова ли Венгрия выдавать россиянам шенгенские визы?
— Безусловно. Венгрия — прекрасное место. В Венгрии приветствуются все гости и все туристы независимо от того, откуда они приехали. У нас есть только одна просьба: уважайте наши правила и положения, и, пока вы это делаете, у нас нет никаких проблем. И конечно же, мы выдаем визы для российских путешественников без каких-либо проблем. Мы не меняли методологию выдачи виз.
Поскольку у нас есть соглашение о визовом аутсорсинге в России с визовым центром, вы можете подать запрос на визу по всей стране. Там у вас очень предсказуемый график, сколько времени это может занять, что необходимо предоставить. Поэтому у нас нет никакой дискриминации граждан России в этом отношении. Венгрия — замечательное место.
У нас есть давняя традиция принимать российских гостей и в сфере здравоохранения, туристических достопримечательностей, спорта, а также для проведения различных конференций. Мы не имеем абсолютно ничего против, поэтому, конечно, россияне приветствуются