1 апреля, 05:00
Интервью

Министр культуры РФ: о мерах безопасности советуемся с профессионалами

Ольга Любимова. Министерство культуры России
Ольга Любимова

Ольга Любимова — о ситуации после теракта в "Крокус сити холле", российской киноиндустрии и Пушкинских картах

Интервью ТАСС с министром культуры России Ольгой Любимовой было запланировано давно. Но, конечно, теракт в "Крокус сити холле" очень повлиял на тональность разговора. Любимова рассказала, как люди культуры откликнулись на трагедию, какие меры безопасности будут приниматься для защиты зрителей, оценила, виден ли резкий спад интереса к посещению концертных залов. Также министр сообщила о международной работе ведомства, перечислила главные страшилки для киноиндустрии и назвала основные вопросы держателей Пушкинских карт.

Ольга Борисовна, начнем, к сожалению, с печальных событий. 22 марта страну потрясла ужасная трагедия — теракт в "Крокус сити холле". На ваш взгляд, как это сплотило российскую культуру? И обращались ли к вам с предложениями помочь пострадавшим? 

— Буквально с первых минут, как все стали следить за событиями, стремительно трагически разворачивающимися в зале, в Министерство культуры начала поступать масса обращений. И сам зал Муслима Магомаева — знаковое, очень дорогое для всех место. Удивительное пространство, где проходило множество очень важных событий, и не только рок-концерты, поп-концерты, но и концерты классические.

Мы уже ночью скорректировали полностью все мероприятия. Они были отменены, конечно, из соображений безопасности. Но и сама идея развлекательных мероприятий даже до траура показалась не только для зрителей, но и для тех, кто выступал в те дни на сцене, несвоевременной. Оставили работу музеев, просветительские и экскурсионные программы. В сам траурный день музеями России было предложено в 12 часов дня провести минуту молчания. Инициативу потом подхватили региональные и муниципальные музеи. Если говорить о музеях-крепостях — Псковском, Кремле Великого Новгорода — в те минуты раздавался печальный звон колоколов. И подобного рода акции сопровождались онлайн-концертом в "Сириусе" — на знаковой площадке, где маэстро Юрий Башмет со своим коллективом дал концерт памяти. 

Мы сознательно ушли от необходимости приглашать зрителей на этот концерт и сосредоточились на привычном по периоду пандемии онлайн-формате. 1 млн человек присоединились в память о погибших, пострадавших в этой ужасной трагедии, вместе послушали концерт Юрия Башмета. Понятно, что десятки, сотни других акций, которые прошли в траурные дни, конечно, всех очень объединяют. 

Возникает логичный вопрос: будут ли усилены меры безопасности в учреждениях культуры, как-то пересмотрен подход? Обсуждается ли он сейчас? 

— Да, конечно. В первые же дни были усилены меры безопасности и в местах проведения мероприятий, и в наших учреждениях. Сейчас обсуждаем меры безопасности на разных площадках. В Государственной думе в ближайшие дни пройдет совместный диалог с коллегами из силовых ведомств. И речь касается не только музеев, но и всей специфики работы и проведения культурно-массовых мероприятий. Обсуждаем и советуемся с профессионалами в этой области, как правильно подготовить международные мероприятия, молодежные мероприятия, детские мероприятия. Как правильно подготовить соответствующий репертуар в течение года, тоже обсуждается. 

В ведении Министерства культуры — 51 творческий вуз. И с вниманием на нас также смотрят и региональные вузы: они подстраиваются, а мы подстраиваемся под специфику работы регионов. Речь идет и о работе общежитий, и о работе вузов, о системе безопасности — это вопросы, которые сейчас волнуют ректоров творческих вузов. Идет серьезное обсуждение и подготовка. 

Ощутили ли вы в целом по стране спад посещаемости в учреждениях культуры после произошедшего? Если да, сильный ли он? И как скоро вы ожидаете, что прежние показатели восстановятся, если такое произошло?

— Резкого спада мы не ощутили. По музеям не ощутили совсем. По концертам бывают случаи — из-за настроения, из-за самой ситуации люди отказываются. Существует гибкая система возврата билетов. Зависит от учреждения, зависит от региона, и тем не менее эти правила действуют, никаких дополнительных нормативных нововведений не пришлось ни обсуждать, ни вводить, так как это не носит массовый характер. 

Мы с вами сейчас тоже находимся на большой культурной площадке — выставке-форуме "Россия" на ВДНХ. Президент поручил ее продлить — теперь она будет работать до лета. Какие планы у Минкультуры на выставку? Возможно, спланировали уже с учетом продления что-то дополнительное?

— Культура представлена в разных павильонах. Это и павильон "Наша культура", и павильон Росатома, где большая культурная программа. Есть павильон "Дом культуры", книжный павильон РОСИЗО.

Если говорить о павильоне "Наша культура", позволю себе похвастаться не от лица Министерства культуры, а от лица отрасли. В павильоне было представлено уже порядка 300 мероприятий. Это и мастер-классы для самых маленьких, это и очень серьезные диалоговые площадки, форумные дискуссии профессионального сообщества. Очень полюбившиеся встречи со звездами театра и кино. И Федор Бондарчук, и Анна Михалкова, и Михаил Пореченков приходили встречаться, и Сергей Безруков. Вместе с Надеждой Бабкиной танцевал весь павильон. 

Упомяну, что уже произошла реэкспозиция. Мы начинали с большого выставочного проекта "Портрет российской культуры", где было представлено огромное панно, фотография, на которой изображены выдающиеся деятели культуры. Они давали интервью, рассказывали о том, как культура менялась в течение последних 20 лет. Было установлено большое количество экранов, позволяющих послушать эти интервью. 

В павильоне есть зонирование пространства и логика экспозиции. С одной стороны, это современный кинотеатр, где можно посмотреть премьеры абсолютно бесплатно. Есть часть, посвященная изобразительному искусству, где коллеги проводят огромное количество мастер-классов. Туда приходят гости от самых маленьких детей до студентов художественных училищ, которые вместе пишут, рисуют, обсуждают произведения. Чудесная зона — зона рояля, где проходят небольшие камерные концерты.

Есть часть, посвященная балету и искусству театрального грима. Воспитанники хореографических училищ у станка показывают, как трудятся ежедневно, чтобы стать профессиональными артистами балета. Традиция последних многих лет — вручение государственных наград министром культуры в Большом театре. На время работы выставки "Россия" чествуем своих лауреатов на этой сцене, собираемся все вместе регулярно, раз в месяц минимум, на ВДНХ.

России предстоит еще реализовать в ближайшее время большие международные культурные проекты. "Русские сезоны" должны состояться в Бразилии, Бахрейне, Омане в ближайшие годы. В этому году — Бразилия. Есть ли уже какие-то более точные планы? Кто будет представлен? 

— "Русские сезоны" уже посетили много стран: в свое время они были и в Японии, и в Италии и замечательно прошли в Южной Корее. В прошлом году — в Узбекистане и Казахстане, с аншлагами, с замечательными гастролями выдающихся маэстро. Валерий Гергиев всегда принимает участие, Юрий Башмет. И конечно, федеральные театры. В этом году отправимся в Рио-де-Жанейро уже в июне с мастер-классами, оркестрами, ансамблями. Надеемся, порадуем коллег и зрителей из Бразилии.

И, по поручению президента, 2025 год — Год Омана и Бахрейна. Договоренности уже достигнуты. Мы выезжали большой командой, осматривали площадки и театры, музеи. Готовимся очень серьезно. 

Впереди масса планов, Большой театр в Омане уже был с гастролями, сейчас готовятся к гастролям в Таиланде. Очень большая работа совместная в странах СНГ. Тут планов тоже очень много.

Президент еще раз поднял тему "Пушкинской карты" — тоже большой программы для молодежи — и обратил внимание на то, что ее можно все-таки расширить. Вы также неоднократно повторяли, что, скорее всего, это будут дети. На ваш взгляд, все-таки реализуемо это в ближайшее время?

— Надо сказать огромное спасибо учреждениям культуры. Количество учреждений, принимающих участие в "Пушкинской карте", в разы превысило все ожидания. 

Приближаемся к 12 тыс. учреждений, которые подключены к "Пушкинской карте". Я не могу сказать, что кого-то приходится заставлять. Действительно в начале была некая оторопь и боязнь. Представьте, что такое краеведческому музею перейти на банковский эквайринг — это серьезный технический рывок, который героически преодолевали сотрудники небольших муниципальных учреждений культуры. Не раз руководство страны подчеркивало, что "Пушкинская карта" — это не прямая субсидия, когда доводятся бюджетные средства. А именно механизм практически рыночный.

Российские кинотеатры активны: как только получили возможность, включились в эту в хорошем смысле слова гонку за возможность предоставить услуги. И успехи российского кинематографа в том числе обусловлены возможностью молодежи не уговаривать родителей дать деньги на поход в кино, а самим в течение года покупать билеты на сумму до 2 тыс. рублей, и оставшиеся 3 тыс. рублей — на музеи, театры. И представители региональных театров говорят: "Вы знаете, как "Пушкинская карта" омолодила зрительный зал. Ты иногда выступаешь, смотришь в зал, а там одни молодые лица сидят".

Но какие только запросы не приходили в Министерство культуры! "Бальзаковскую карту" просили представители старшего поколения. "Толстовскую карту" просили специально для любителей литературы, чтобы купить книги. 

Пушкинская карта привязана к паспорту. Держатель карты несет ответственность за то, что он пользуется Пушкинской картой по назначению. Привязать Пушкинскую карту по свидетельству о рождении сложно, получить по свидетельству о рождении карту в банке сложно. Вопросы, которые нам задают учреждения культуры: "Что мы будем делать, когда придет 20 восьмилетних пользователей без родителей?" Потому что у родителей нет Пушкинской карты. Вопросы, которые сейчас волнуют, — как, например, обеспечить безопасность владельцев Пушкинской карты и при этом сделать их поход комфортным. Кто проследит за тем, чтобы они правильно нашли место, сели в зрительном зале, хорошо себя вели? Это сейчас обсуждается и внутри учреждений культуры, и мы также думаем, как помочь. Плюс это требует серьезного увеличения самой программы с точки зрения бюджета. Прорабатываем все варианты. 

Прошлый год был очень успешным для российского кинопроката — рекордные сборы в 40 млрд рублей. Но советник президента Владимир Толстой, например, считает, что этот год может быть более успешным. Какие даете оценки вы? 

— С января вышло беспрецедентное количество фильмов-миллиардников. Очень болеем за каждую картину. Если раньше такой фильм появлялся раз в год — в новогодние праздники, — то теперь видим очень активную по посещаемости зиму. Сейчас уже вышло порядка пяти фильмов, превысивших порог в 1 млрд. И хотелось бы, чтобы их стало больше. 

Соглашусь с Владимиром Толстым. Зная, какие картины готовятся к выходу в прокат, действительно есть шанс побить рекорды. Один из самых сложных периодов кинотеатрального показа — это лето. Все хотят на пляж, в лес, к бабушкам на дачу и просто погулять в замечательных парках, отправиться в отпуск. Не хочется заходить даже в торговые центры, подниматься на шестой этаж в кинотеатры. В этом году летом планируется к выходу ожидаемый молодежный релиз "Майор Гром", вторая часть. Мы следим, как команда фанатов, воспитанных на комиксах, любящих своего героя, отреагирует на то, что релиз выходит летом. Важно добиться того, чтобы российский кинематограф и летом добивался тех рекордов, которые уже без проблем удаются зимой.

То есть прогнозы о том, что российское кино не выживет без Голливуда, не оправдались?

— Нас пугали, но последовательно и беспощадно были разрушены все мифы. Первый миф — без американского кино ни одна национальная кинематография невозможна. Возможна. Нет американского кино — есть российский кинематограф. Все равно люди ходят. Все говорили, что кинотеатры умрут без американского кино. Не умрут кинотеатры без американского кино.

Следующие страшилки — что только один фильм в Новый год может зарабатывать миллиард — неправда. И "Бременские музыканты", и "Холоп" перепрыгнули этот порог. Плюс анимация "Три богатыря" превысила порог.

Потом все эти фильмы выходят на платформах. И новый рекорд, о котором говорят коллеги из "Кинопоиска", — "Холоп" за первые сутки собрал 850 тыс. просмотров. Это аудитория, которая привыкла смотреть легальный контент на российских платформах. Говорили: "Российские платформы в таком объеме не выживут, они никому не нужны. Все хотят смотреть только "пиратку" бесплатно". Неправда.

Этот рынок очень активно развивается, и мы следим внимательно вместе с командой российских продюсеров, коллегами из Фонда кино, коллегами из онлайн-платформ, чем можем помочь, поддержать, какие решения принять для того, чтобы рынок еще активнее развивался, а зритель имел широкий, яркий репертуар.