19 июня 2015, 14:51
Интервью

Александр Ивлев: Китай предоставляет России шикарные возможности, их нельзя игнорировать

Александр Ивлев. ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе
Александр Ивлев
Управляющий партнер Ernst & Young по России в интервью ТАСС рассказал об исследованиях, в которых раскрываются новые возможности для России и ее бизнес-партнеров в условиях санкционной войны с Западом

Санкционная война России с Западом вызвала опасения значительного ухудшения инвестиционного климата в РФ, поскольку традиционно отечественная экономика была ориентирована именно на западные государства. Однако год жизни в условиях ухудшения отношений с традиционными партнерами в политической сфере показал, что бизнес быстро приспособился к новым условиям. Более того, многие компании видят новые возможности в условиях сокращения притока западных товаров на российский рынок. И одним из перспективных путей развития является китайский рынок, который все больше интересуется возможностями, предоставляемыми для инвесторов Россией. Именно об этом свидетельствуют три исследования, подготовленные компанией Ernst & Young к Петербургскому экономическому форуму. Об этом в интервью ТАСС рассказал управляющий партнер Ernst & Young по России Александр Ивлев.

 

- Я понимаю, что сейчас вы к форуму подготовили три больших исследования, которые совпадают с обсуждаемыми на форуме темами, в том числе, азиатский курс России и «Шелковый путь». О чем в основном ведется речь в исследовании об отношении китайского бизнеса к России? Есть ли какие-то интересные выводы, о которых вы даже не подозревали, когда начинали это исследование?

- Вы знаете, это исследование мы решили сделать тогда, когда пошел более активный разговор с китайскими партнерами, с китайским бизнесом по поводу того, как можно взаимодействовать и как можно организовать процесс получения инвестиций китайского бизнеса в России. И в рамках этого исследования мы опросили 140 компаний, которые потенциально либо могут быть заинтересованы в работе в России, либо уже ведут здесь бизнес. Мы хотели выявить те сложности, те проблемы и те моменты, которые не дают китайским компаниям возможность работать в России в том объеме, в котором они сами бы хотели. В итоге мы опросили 142 руководителя компаний со средним размером бизнеса 33 миллиона долларов. Четверть компаний уже открыли представительства в России, то есть они уже присутствуют на рынке. И самое важное - 91% опрошенных представителей китайского бизнеса говорят о том, что российский рынок интересен для них, они оценивают его как привлекательный для своего бизнеса. Большинство имеют конкретные планы по инвестиционным проектам в России, 61% собирается осуществить свои инвестиции в ближайшие 5 лет, что для китайского рынка, для китайского бизнеса вполне нормально. Они никогда не кидаются на новый рынок с инвестиционными планами на 1-2-3 года.

21% компаний в течение следующего года готовы выходить на российский рынок. Также в рамках исследования выяснилось, что китайский бизнес не очень хорошо понимает российское законодательство. 67% участников считают, что они не обладают достаточными знаниями, чтобы эффективно вести бизнес на нашем рынке. При этом Россия продолжает привлекать инвесторов, в первую очередь, природными ресурсами. 66% китайских бизнесменов сказали, что этот фактор является ключевым для них. И 62% сказали, что в России интересны объемы внутреннего рынка.

Компании, которые уже присутствуют на рынке, отмечают проблемы правоприменения (таких 67%), влияние ухудшающейся макроэкономической ситуации в России (63%), недостаточные гарантии совершаемых инвестиций (59%). Компании ориентируются на высокую норму прибыли в России, сопоставимую с той, которую они имеют в Китае. Это тоже очень важный фактор. 69% всех респондентов считают, что возврат на инвестиции должен быть выше 10%, а из тех компаний, которые уже имеют бизнес в России, большинство рассчитывает на прибыльность в пределах 10-20%.

- Ваше исследование является первым в своем роде?

- Мы не знаем о таких исследованиях. Оно первое, и, надеемся, оно будет учтено китайской и российской сторонами при построении долгосрочных взаимоотношений. С учетом того, что проект «Шелковый путь» подразумевает привлечение стратегических партнеров Китая в программу развития экономического взаимодействия с соседями, то Россия это как раз тот сосед, на который Китай очень сильно ориентирован. А для нас это очень важно с точки зрения того, что через 15 лет Азиатско-Тихоокеанский регион прибавит 2,5 миллиарда человек, которые перейдут в средний класс. В регионе будет полностью меняться структура спроса и потребления, люди будут есть, например, другую пищу. Дальний Восток с размером территории и климатом может стать великолепной площадкой для того, чтобы обеспечивать быстрорастущий рынок Китая и Азии, в целом,  качественными продуктами. Это горизонт 15 лет. И из этого нужно исходить, выстраивая стратегию. Глобальный пейзаж потребления будет двигаться в сторону азиатского региона. Для нас это очень важно.

- Рекомендации, которые вынесли из этого исследования, вы будете передавать на уровень правительства и администрации президента?

- Мы уже поделились результатами с Минэкономразвития, которое может использовать их для своей работы по привлечению иностранных партнеров, иностранного бизнеса в Россию, в частности, из Китая. Ну и будем передавать дальше. Пока исследование очень свежее.

- Если наложить на матрицу этого исследования вполне практические примеры, как, например, заявления об экспансии в России китайского интернет-гиганта Alibaba?

- Я считаю, что российский рынок интересен инвесторам, даже несмотря на сложную экономическую ситуацию. И сейчас многие думают о том, что пришло время зайти на рынок, пока активы не такие дорогие. Потихоньку на рынок стали приезжать представители средних компаний. Если раньше приезжали крупные международные гиганты, которые покупали заводы или строили свои заводы, то сейчас с учетом того, что стоимость активов упала, компании, которые раньше не могли себе позволить зайти на рынок, начинают интересоваться недорогими российскими активами. И это, кстати, очень хороший сигнал к тому, что экономика продолжает жить, и рынок, который представляет собой 150 миллионов человек, не будет проигнорирован. С учетом того, что Россия была интегрирована в мировую экономику, была шестой по размеру экономикой мира, мне кажется, это время для того, чтобы увеличивать свою долю рынка, заходить на рынок. Это время возможностей.

- Есть ли какие-то риски в развороте России в сторону Азии?

- Я не вижу здесь рисков, потому что разговор о движении в сторону Азии – это не реакция на нынешнюю геополитическую ситуацию. Страна действительно смотрела на этот регион уже многие годы, и получилось так, что эти все вещи совпали. И то, что произошло с точки зрения геополитики, оно просто ускорило этот процесс и поставило нас в такие условия, когда нам нужно было быстрее принимать эти решения и ускорять процессы интеграции своей экономики с азиатским рынком. И я бы не стал говорить, что это произошло только из-за геополитической ситуации.

Кроме того, если внимательно послушать правительство, то однозначный посыл: мы не отказываемся от наших старых добрых партнеров в Европе и США. Те инвесторы, которые у нас уже работают в стране, которые де-факто стали российскими производителями, которые не просто производят товары для российского рынка, а многие их них экспортируют товары в страны ближнего и дальнего зарубежья, то это уже наши активы, это наш бизнес. Поэтому мы от них отказываться не должны, и государство это очень хорошо понимает. То, что мы осваиваем новые рынки – это абсолютно правильная вещь. Как я сказал, структура спроса в течение 15 лет будет меняться в своей географии, и появляются шикарные возможности для того, чтобы развивать Дальний Восток, который сейчас к сожалению недоиспользован. Сейчас идет процесс создания там территории опережающего развития. Пришло время. Поэтому здесь больше возможностей, чем угроз и рисков. Хотя риски и угрозы всегда есть, когда осваиваешь что-то новое. Но сейчас есть возможность совершить прорыв в развитии территорий и создать не только логистическую базу, чтобы просто служить перевалочным пунктом из Европы в Азию, а именно эффективно встроиться в экономическую модель региона. Это шикарная возможность, ее нельзя игнорировать.

- Что может воспринять Китай из наших ключевых товаров? Мы активно пытаемся продвигать зерно. Годами шли эти переговоры. Понятно, что мясо тоже востребованный ресурс Китаем, но мы долгое время не могли себя сами обеспечить. Сейчас, наконец, наступила точка, когда мы уже в некоторых сферах, в том числе мяса птицы, имеем некоторый переизбыток. Какие еще виды продуктов можно рекомендовать для экспорта?

- Я думаю, что рынок сам должен решить, посмотреть, определить, что Китаю нужно, потому что в принципе с учетом того, что мы сейчас говорим о процессе импортозамещения, я бы, честно говоря, использовал в реальной жизни другую схему. Это создание экспортно-ориентированной качественной российской продукции, потому что именно эта модель позволила Китаю вырасти. В Китае не было импортозамещения, там стояла задача создавать конкурентные продукты, которые могут использоваться на внутреннем рынке и потребителями вне Китая. Сейчас многие вещи, которые интересуют китайцев, это все-таки сырье. Помимо горнодобывающей промышленности, наша задача - создать более глубокий уровень переработки. Посмотреть на те виды технологической продукции, которые можно производить. Посмотреть на различные кластеры, например, рыбный кластер, сельское хозяйство. Все это вполне эффективно можно комбинировать в рамках одной полномасштабной стратегии развития региона. Не надо смотреть на какие-то оторванные от земли задачи. Нужно смотреть на то, как развивались похожие территории. Дальний Восток можно сравнить, например, с Канадой. Низкая плотность населения, омывается морями с двух сторон, в основном развита горнодобывающая промышленность. Посмотрите, как они смогли, облагородить центральную часть Канады – провинцию Саскачеван. Там сейчас огромный логистический кластер, вокруг которого создалась инфраструктура по глубокой переработке всего того, что добывается. Посмотрите на Австралию. Та же самая система: низкая плотность населения, как Дальний Восток, кругом море, и тоже добывающая промышленность. Но ребята смогли развить и другие сферы. Поэтому с учетом того, что географически мы очень близки к Китаю, мы должны понять требования рынка, и своими действиями подстроить развитие региона под потребности, которые будут там возникать, с горизонтом в 10-15 лет.

- К форуму подготовили еще два исследования. О чем эти работы?

- Да, мы подготовили еще два исследования. Мы опросили членов Консультативного совета по иностранным инвестициям и посмотрели на то, как инвесторы оценивают на сегодняшний день инвестиционный климат России. Ключевые, наблюдения: иностранный бизнес хочет получить стабильные условия для работы в России. И 77% респондентов отметили, что основная проблема – это частые изменения нормативно-правового поля. Иностранные компании высказали пожелания, чтобы ввести мораторий на разработку и вступление в силу новых законодательных инициатив, которые существенно будут менять условия ведения бизнеса. Несмотря на неблагоприятную ситуацию, компании верят в то, что у России в экономике есть большой потенциал. 90% считают, что экономическая ситуация в стране неблагоприятна, 42% ожидают снижение привлекательности России для иностранных компаний, но половина участников опроса ожидают роста активности в своих отраслях, 60% планируют расширять присутствие в России. В нынешних условиях - это хороший результат. Качество нормативно-правового поля неоднородно и, в целом, пока еще не соответствует в полной мере ожиданиям компаний. И, тем не менее, налоговая система и налоговое администрирование вызывают наименьше нареканий, то есть компании считают, что это работает. Значительные позитивные сдвиги в системе таможенного регулирования – тоже очень важно. Но проблема есть с административными процедурами и техническим регулированием, а также низкая эффективность некоторых структур госаппарата. Судебная система также затрудняет работу компании.

Отмечены сложности взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти: много отказов от деловых контактов, низкая оперативность решения вопросов, избыточное количество документов. Но, тем не менее, введение показателей эффективности в деятельности органов власти и новые методы работы, которые пытаются привить сейчас, дают позитивный эффект, повышают уровень взаимопонимания. Эффективные инструменты работы существуют. В частности, был упомянут Консультативный совет по иностранным инвестициям. 80% респондентов считают, что КСИИ удовлетворяет и превосходит ожидания по работе с органами государственной власти по решению проблем инвесторов и совершенствованию инвестиционного климата.

Российские деловые партнеры также готовы учиться и повышать уровень своего качества до стандартов иностранных компаний. То есть, иностранцы говорят, что за последние 5-6 лет предпринимательская среда улучшилась, изменение стиля ведения бизнеса и повышение уровня соответствия корпоративных отношений международным стандартам очевидны. То есть все стало лучше.

Позитивные вещи: происходит значительное улучшение инвестиционного климата на региональном уровне. Если раньше все говорили, что на федеральном уровне компании получают поддержку, а в регионах все тяжело, то сейчас говорят о том, что более половины компаний сказали, что региональные органы власти прилагают больше усилий по улучшению инвестиционного климата, чем несколько лет назад.

Еще один опрос – это был блиц-опрос по вопросам импортозамещения «Новые возможности или вызовы российской экономике». Как я уже сказал, импортозамещение, с моей точки зрения, это не самый правильный вариант названия программы. Это, скорее, должна быть программа создания экспортоориентированных продуктов и товаров, которые производятся у нас в стране. 96% компаний, которые ответили на вопросы, планируют переключиться на использование российских аналогов или увеличить их долю в производстве. У 75% более 40% себестоимости продукции приходится на импортные компоненты. 54% видят в импортозамещении возможность увеличить долю рынка или оптимизировать цепочку поставок. Все признают, что процесс будет не быстрым и довольно затратным. 21% сказали, что смогут заместить необходимые импортные составляющие в течение года.

- Второе и третье исследования тоже пойдут к заинтересованным органам власти?

- Да. Второе исследование уйдет в правительство. А опрос про импортозамещение будет распространяться в Думе, в правительстве и в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, где это будет востребовано.

 

Беседовала Надежда Геращенко 

Теги:
ПМЭФ-2015