29 мая, 19:00
Интервью

Панкин: пятерка ЕАЭС за 10 лет обратилась в единый кулак против всех вызовов

Александр Панкин. Сергей Савостьянов/ ТАСС
Александр Панкин

Замглавы МИД РФ в интервью ТАСС объяснил, чем объединение выгодно каждой из пяти стран-участниц и почему никто не собирается из него выходить

29 мая исполнилось 10 лет со дня подписания Договора о Евразийском экономическом союзе. Замглавы МИД РФ Александр Панкин в интервью ТАСС развеял самые расхожие мифы насчет объединения, объяснил, чем оно выгодно каждой из пяти стран-участниц и почему никто не собирается из него выходить, сравнил ЕАЭС со здоровьем, о ценности которого особенно вспоминают при сложностях, и рассказал, как "пятерка" превратилась в единый кулак на фоне давления со стороны Запада.

— Александр Анатольевич, в этом году исполняется 10 лет с даты подписания Договора о ЕАЭС. С каким настроем МИД России и вы лично встречаете этот день?

— Сегодняшний юбилей нагляднее всего доказывает правильность и эффективность выбранной 10 лет назад интеграционной модели, а также актуальность фундаментальных принципов функционирования союза и ключевых векторов его развития, заложенных в этот основополагающий документ.

Если говорить о настрое, то мы, безусловно, нацелены на расширение и укрепление дальнейшего сотрудничества с партнерами по союзу, а также третьими сторонами, заинтересованными в налаживании диалога с ЕАЭС.

В своей работе будем руководствоваться положениями Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, а также принятой 23 декабря 2023 года Декларацией о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года "Евразийский экономический путь".

— Вы сказали, что Договор о ЕАЭС  это тот фундамент, на основании которого затем строилась вся интеграция. Если вернуться к азам, то чем ЕАЭС отличается от других региональных объединений? Существует миф, что это просто очередной проект нашей страны на постсоветском пространстве, кто-то говорит, что это "евразийская мечта Владимира Путина".

— В этом стереотипе допущено как минимум две ошибки. ЕАЭС невозможно назвать российским проектом: напомню, что впервые идея создания союза была выдвинута первым президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым в ходе его лекции в МГУ им. М.В. Ломоносова в 1994 году. При этом союз сложно назвать "просто очередным" проектом на евразийском пространстве. Это одно из наиболее продвинутых по стадии интеграции объединений в Евразии, в рамках которого отсутствуют таможенные границы между участниками, действуют "четыре свободы" передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, создан общий внутренний рынок.

Отличия ЕАЭС от других региональных организаций прежде всего в его повестке, которая определена как раз договором о союзе, где закреплено, что наше объединение — это международная организация региональной экономической интеграции. Согласно договору ряд компетенций государств-членов передан Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в наднациональное ведение. Это касается внешнеторговой политики, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, технического регулирования и ряда других вопросов. Со стороны это может казаться ущемлением экономического суверенитета стран союза, однако мало того что это добровольное решение всех участников интеграции, так еще и прошедшие 10 лет показали, что это доверие друг к другу оправдало себя и позволило обеспечить стабильность и устойчивость экономик государств-членов даже в условиях откровенно неблагоприятной внешней конъюнктуры.

Немаловажным отличием ЕАЭС от других интеграционных объединений на постсоветском пространстве также является фундаментальный принцип консенсуса, на основе которого принимается большинство решений в союзе. Если говорить простыми словами, ничто не делается без согласия всех сторон — вне зависимости от их вклада в бюджет и экономику ЕАЭС. Это, в свою очередь, влечет за собой умение слышать и слушать друг друга, учитывать интересы всех участников объединения и стараться находить компромиссы.

— От отдельных экспертов особенно в последнее время можно услышать: "ЕАЭС нам не нужен", "Нас туда затянули" или "Следует рассмотреть возможность выхода из объединения". Что вы можете ответить на подобные высказывания?

— Хотел бы напомнить, что участие в ЕАЭС абсолютно добровольное. Оно открывает перед государствами-членами новые возможности и позволяет раскрыть их экономический потенциал. При этом, естественно, появляются и определенные обязательства, поскольку Договор о ЕАЭС является международным договором.

Что касается смены интеграционного курса, то, как я уже говорил, ЕАЭС — это региональное объединение экономического профиля, а когда речь заходит об экономике, автоматически мы начинаем говорить о практических выгодах, ключевой из которых является обеспечение экономической стабильности государств-членов. На данный момент сигналов о том, что участие в Союзе кому-либо из членов "пятерки" невыгодно, нам не поступало. Да и быть их не может, если посмотреть на статистику: с 2015 по 2023 год ВВП вырос с $1,6 до $2,4 трлн, промышленное производство в ЕАЭС увеличилось на 25,4%, производство продукции сельского хозяйства — почти на 30%. Исходим из того, что гипотетический отказ кого-либо от евразийской экономической интеграции противоречил бы его интересам.

— Вы начали говорить об экономических выгодах от участия в ЕАЭС. Есть стереотип, что союз полезен всем государствам-членам, кроме России, которая, как известно, выступает ключевым инвестором в рамках объединения. Как бы вы оценили данное утверждение?

— Как ошибочное. Участие в ЕАЭС выгодно для абсолютно всех государств-членов. Понятно, что в силу экономических различий между нашими странами каждая получает свои преимущества.

В чем они заключаются для России? В постоянных новых возможностях для экономического роста и развития, и это при том что, как известно, наша страна находится под беспрецедентным санкционным давлением со стороны Запада. Благодаря скоординированной политике в рамках ЕАЭС в 2022 году удалось оперативно стабилизировать внутренний рынок объединения и обеспечить его всем необходимым. Говоря более простыми словами, за счет мер по повышению устойчивости экономик стран "пятерки" население государств-членов не испытало значительных экономических шоков в виде резких скачков цен или долговременного дефицита того или иного вида продукции.

Если рассуждать о возможностях экономического роста для России в рамках союза, то нам удалось заметно нарастить объемы взаимной торговли с партнерами по ЕАЭС, при этом за 2015–2023 года экспорт отечественной продукции вырос в два раза, а импорт из стран объединения — в три раза, причем около четверти товаров во взаимной торговле составляют машины, транспортные средства и оборудование. При этом, по последним данным, доля расчетов в национальных валютах составляет порядка 90%.

Что означают эти статистические данные? Они указывают на то, что на наши товары существует спрос, они конкурентоспособные и занимают определенную нишу на рынках партнеров. А для того, чтобы эту нишу не потерять, нам нужно постоянно развиваться, не стоять на месте, осваивать и внедрять новые технологии. Это достаточно большой импульс для экономики. Особенно это касается цифровых проектов и технологических решений в самых разных областях экономики — от упрощения таможенных процессов до ускорения перевозок.

— Существует также и обратное мнение, которое заключается в том, что ЕАЭС выгоден только России.

— Оно ошибочно в той же степени, что и предыдущее. Так, например, за 2023 год ВВП всех стран союза вырос. Темп роста в каждой экономике "пятерки" превысил мировой (3,2%, по оценкам МВФ) и составил 8,7% в Армении, 6,2% в Киргизии, 5,1% в Казахстане и 3,9% в Белоруссии. Более того, если проанализировать выступления глав государств — членов союза на последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое состоялось 8 мая текущего года, то можно очень легко понять, зачем страны-участницы пришли в ЕАЭС. Так, четко прозвучала заинтересованность наших партнеров в дальнейшем развитии транспортно-логистической сферы, гармонизации таможенных процедур, создании внутреннего безбарьерного рынка, решении вопросов трудовой миграции, обеспечении продовольственной и энергетической безопасности, налаживании промышленной кооперации и др. По каждому из данных направлений работа в рамках ЕАЭС уже ведется и, безусловно, будет продолжена.

В целом отмечу еще раз, что не считаю корректным делить участников нашей евразийской "пятерки" на тех, кому членство в ЕАЭС менее выгодно, и тех, кому оно более выгодно, как-либо противопоставлять нас между собой, поскольку участие в союзе несет свои преимущества абсолютно для всех государств-членов.

Уверен, партнеры со мной согласятся, что в рамках евразийской экономической интеграции высоко ценится среди прочих принципов функционирования союза открытость к диалогу и обсуждению инициатив каждой страны ЕАЭС. Примеров можно привести достаточно: как я уже говорил, реализуемый в рамках союза с марта 2022 года комплекс мер по повышению устойчивости экономик государств-членов позволил нашим странам своевременно стабилизировать внутренний рынок. При этом отмечу, что принятие указанного антикризисного пакета было инициировано российской стороной, поддержано всеми государствами-членами и оперативно претворено в жизнь.

Приведу другой пример: мы все не раз говорили и продолжаем говорить о необходимости обеспечения технологического суверенитета союза. Для достижения этой цели белорусской стороной был предложен проект "Евразийский электробус". В рамках реализации данной инициативы уже одобрена разработка проекта межгоспрограммы, а в прошлом году на выставке "Евразия — наш дом" в Сочи был представлен сам электробус. Было бы это возможно без поддержки государств-членов ЕАЭС? Вряд ли.

— Вы перечисляете интересные и значимые инициативы, которые реализуются в рамках союза. Как они влияют на жизнь населения, обычных граждан? Наверняка есть много людей, считающих, что ЕАЭС где-то далеко и абсолютно их не касается.

— Нет, это совсем не так. ЕАЭС — это прежде всего про людей и для людей. Здесь в определенной степени можно вспомнить выражение, что "счастье — как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть". Когда речь заходит о ЕАЭС, принцип схож: если население его не замечает, значит, все идет хорошо и действует как надо, поскольку когда на нашем пути возникают сложности, это сразу в той или иной форме сказывается на гражданах стран союза.

Вместе с тем мы не ограничиваем свою работу только необходимостью поддерживать уровень благосостояния населения, но стремимся его нарастить. Для этого в ЕАЭС принимаются различного рода решения.

Приведу достаточно свежий пример: 2 мая вступило в силу Соглашение о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах ЕАЭС. Что это означает на практике? Это означает, что ученая степень, полученная в любой из стран, будет автоматически признаваться в другой. Уверен, эта норма позволит гражданам наших стран в значительной мере сэкономить время и средства при поиске и выходе на работу, облегчит бюрократическую нагрузку на образовательные органы государств-членов, повысит мобильность населения и откроет перед ним новые возможности.

— Таким образом, ЕАЭС состоялся как интеграционное объединение?

— Именно так. Это выражение отражает реальность евразийской экономической интеграции, которая успешно функционирует почти 10 лет. Добавлю еще, что за это время ЕАЭС не только состоялся и доказал свою эффективность, но и научился полагаться на себя, став тем самым кулаком, когда все пять пальцев работают вместе, а не порознь для достижения общей цели.

Я не зря сравнил союз с кулаком, который часто в нашем сознании ассоциируется с силой и прочностью, а также умением постоять за себя. Эти качества также присущи ЕАЭС, который на протяжении всего своего существования успешно дает отпор разного рода вызовам, причем как экономического (например, санкционное давление на Россию и Белоруссию), так и неэкономического характера (например, пандемия коронавируса).

Для этого используются различного рода инструменты в самых разных областях экономики, которые в итоге позволяют странам "пятерки" насыщать свои рынки качественной продукцией по привлекательным ценам.

В этой фразе я бы хотел остановиться на слове "качественной", поскольку это тоже напрямую зависит от функционирования ЕАЭС, так как техническое регулирование, то есть те регламенты, которым должны соответствовать товары, обращающиеся на рынке нашего объединения, отданы в наднациональную компетенцию и совместно принимаются государствами-членами на площадке регулирующего органа союза — Евразийской экономической комиссии.

Еще более наглядный пример того, как это касается простых граждан, связан со смежной с техрегулированием сферой, а именно с маркировкой товаров. Если быть внимательными, то почти на каждом изделии на рынке союза стоит знак ЕАС (Евразийское соответствие), который означает, что данный продукт соответствует стандартам качества и безопасности ЕАЭС.

— Есть категория людей, для которых показателем успешности интеграционного объединения является также то, насколько с ним считаются на международной арене. Как с этим обстоят дела у ЕАЭС?

— На мой взгляд, ЕАЭС имеет достаточный вес на международной арене. У союза действуют три соглашения о свободной торговле (ССТ) с Вьетнамом, Сербией и Ираном, а также два непреференциальных соглашения с Китаем. Запущена соответствующая работа по подготовке аналогичных документов с Египтом, Индонезией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Дан старт переговорам по временному торговому соглашению с Монголией.

По линии ЕЭК подписано более 80 меморандумов о взаимопонимании или сотрудничестве с различными международными и региональными организациями, а также правительствами третьих стран из Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. Укрепляется взаимодействие с Узбекистаном и Кубой, получившими в 2020 году статус государства — наблюдателя при ЕАЭС. Этот накопленный успешный опыт, а также эффективность евразийской интеграционной модели на внутреннем контуре обуславливают растущий интерес к союзу со стороны все большего количества государств и организаций. Регулярно получаем сигналы от внешних партнеров с просьбой о начале переговоров по установлению режима преференциальной торговли. Такие обращения тщательно рассматриваются, оцениваются их возможные перспективы, взвешиваются экономические выгоды и риски.

— Можно ли сказать, что за ЕАЭС — будущее Евразийского региона?

— Не хотелось бы звучать нескромно или слишком многое заранее обещать, а также забегать вперед, но отмечу, что будущее как минимум самого союза видится достаточно позитивным. Уверен, наша интеграция не остановится на достигнутом, а ее качество и глубина будут улучшаться.

Если говорить о регионе в целом, следует помнить, что ЕАЭС — один из экономических центров Большой Евразии. За другие страны что-либо прогнозировать — дело неблагодарное. Однако следует иметь в виду, что союз открыт для сотрудничества в любом имеющемся формате с третьими странами, интеграционными объединениями и международными организациями. При этом упомянутое взаимодействие всегда выстраивается на тех же принципах, что действуют внутри ЕАЭС, — принципах взаимоуважения, доверия и соблюдения норм международного права.

— Подводя итог, как бы вы продолжили фразу: "ЕАЭС — это…"?

— Если отойти от официальных терминов, то скажу так: ЕАЭС — это люди. Это люди, которые работают по выстраиванию евразийской экономической интеграции, и люди, для которых это делается. И конечно, хотелось бы, чтобы население наших стран знало и ценило усилия по созданию и совершенствованию экономических процессов в рамках ЕАЭС.

Также в сегодняшний знаменательный день хотел бы поблагодарить коллег из ЕЭК и государств-членов, а также российских министерств и ведомств за то, что мы почти 10 лет работаем плечом к плечу на благо нашего объединения и нам это достаточно хорошо удается. Все успехи союза в самых разных областях — это результат нашего совместного ежедневного кропотливого труда. Желаю не терять мотивации и продолжать вместе укреплять сотрудничество по актуальным направлениям развития ЕАЭС. С Днем ЕАЭС!