Генеральный директор компании Т1 Алексей Фетисов рассказал в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме о том, как санкции Минфина США повлияли на деятельность компании, об использовании нейросетей в работе, финансовых показателях и трендах в IТ-отрасли на ближайшие годы.
— Начнем, наверное, не с самого приятного. Т1 попал под санкции Минфина США в феврале. Сказалось ли это как-то на деятельности компании в целом, на ведении бизнеса?
— Сказалось, конечно, но мы готовились к этому. С начала 2022 года у нас не было абсолютно никаких иллюзий, мы понимали, что так или иначе технологический сектор будет постепенно оказываться под западными санкциями. Мы заранее пересматривали структуру бизнеса, разрабатывали разные меры противодействия, и для нас это событие просто стало сигналом для запуска определенного плана действий.
Системно на нас санкции не повлияли, мы работаем в основном с отечественными заказчиками, и ключевой фокус для холдинга как раз то, против чего направлены санкции, — импортозамещение и работа на достижение технологического суверенитета. Более того, нам даже стало проще работать с частью индустрий, в отношении которых до этого мы не могли активно позиционировать себя как партнеров. Так что нельзя было назвать новость приятной, но в целом ни на бизнес, ни на стратегию санкции не повлияли. И количество клиентов продолжает расти.
— Главная тема все-таки внедрение искусственного интеллекта. Используете ли вы в своей работе нейросети, можно ли заставить искусственный интеллект написать код и позволит ли это вовсе отказаться от разработчиков?
— Искусственный интеллект является для нас приоритетной и стратегической сферой развития. Недавно мы объявили о выделении отдельного бизнес-направления Т1 ИИ. Это уже более 700 человек, которые занимаются практическим применением элементов ИИ в различных сферах. У нас более 15 решений в этой области: системы видеоаналитики и распознавания документов, модули BI-отчетности, цифровые ассистенты и тому подобное.
Нас интересует практическое применение ИИ в B2B-сфере. Например, мы планируем в этом году начать использовать LLM-модели ИИ для автоматизации процесса IT-производства. Очень большой потенциал во внедрении генеративного ИИ в повышение качества, скорости и эффективности труда разработчика. У Microsoft уже 1,3 млн платных подписчиков на GитHub Copilot. Текущие решения Code Assistance хорошо справляются с рутинными задачами, но для сложных все еще требуются люди: западные и китайские сервисы Code Assistance могут давать различные ответы на один и тот же вопрос из-за различий в используемом стеке и, как следствие, в датасете для обучения. В России нужны отечественные AI-помощники для кода. Мы готовим "Интеллектуального ассистента": в этом году заканчиваем функции автоматического код-ревью, документирования кода, автоматического рефакторинга и т.д. Рассчитываем, что на первом этапе это позволит ускорить написание кода на 10–20%. Учитывая, что за прошлый год продажа ПО — прежде всего собственных продуктов — принесла нам 90,8 млрд рублей, а услуги по разработке ПО — 33 млрд, очевидно, что мы выбираем ниши, в которых ИИ будет максимально действенным и финансово выгодным, в том числе для нас самих.
— Вы недавно подвели финансовые итоги 2023 года, как оцениваете сейчас финансовые показатели? В какие направления планируются инвестиции в ближайшее время?
— Прошлый год для холдинга был очень хорошим, почти 223 млрд рублей выручки. Рост продаж собственного ПО — более чем в два раза, направление техподдержки увеличилось еще больше. Мы позитивно оцениваем отечественный IT-рынок: он растет, и те, кто занимается импортозамещением, растут вместе с ним.
И амбиций, и ресурсов у Т1 достаточно много, но важно понимать, что возможности инвестирования небесконечны. Поэтому мы выбрали ключевые бизнес-направления, которые будем развивать, и теперь структура компании выглядит следующим образом. Есть холдинговая компания, как центр, который отвечает за стратегию, контроль, общие сервисы, бренд. А все остальные компании условно разделены на шесть направлений. Первое — это Т1 Иннотех, которое отвечает за продажу и поддержку собственного ПО и заказную разработку. Далее Т1 Искусственный интеллект, которое позволит нам эффективнее решать практические проблемы наших клиентов с помощью ИИ. Т1 Интеграция — достаточно классический интеграционный бизнес с дополнением в виде облачной платформы, но стратегически мы планируем и его уводить в сторону интеллектуальных сервисов. Т1 Сервионика — это наше сервисное плечо: поддержка ПО, бизнес-процессов, оборудования от Калининграда до Петропавловска-Камчатского по всем территориям. Вендор НОТА является обладателем продуктов холдинга и занимается их доработкой, распространением и внедрением — как через собственный канал, так и через партнерскую сеть. И наконец, новое направление — радиоэлектроника. Это производство, и в первую очередь начат выпуск беспилотных летательных аппаратов и услуг на их основе. А вот буквально сегодня представляем интеллектуальную агроплатформу "Пиктерра", комплексное решение для сельского хозяйства, которое с помощью данных ДЗЗ из космоса и с беспилотников помогает управлять работой агропромышленных комплексов.
— В прошлом году Т1 подписал несколько соглашений о развитии отечественных беспилотных авиационных систем. Расскажите, пожалуйста, о том, как реализуются проекты.
— Мы стали инициатором введения экспериментально-правового режима в Ненецком автономном округе и возлагаем на проект в регионе большие надежды. Уникальность режима в том, что он позволяет отрабатывать все элементы использования беспилотников, искать оптимальные алгоритмы до закрепления их в законодательстве. То есть будет легче "обкатать" в различных условиях дроны, что упростит их сертификацию, отработать логистические маршруты и взаимодействие всех участников в процессе оказания услуг доставки. Для разработчиков дронов это ускорение всех процессов, а для отдаленных регионов — возможность повысить качество жизни как можно скорее.
— Холдинг Т1 в прошлом году запустил аналитическое агентство, которое изучает продуктовое развитие российских IT-компаний и цифровизацию отраслей экономики на замену ушедших из РФ Deloitte, McKinsey, Gartner и Accenture. Скажите, какие тренды на данный момент можно выделить в продуктовом развитии российских IT-компаний и какие отрасли сейчас нуждаются в большей цифровизации?
— Первое — это комбинаторный взрыв отечественных ПО-решений. Сейчас IT-бизнес целенаправленно ищет свободные или недостаточно заполненные ниши, и количество программных комплексов значительно растет. По итогам 2023 года появилось более 5 тыс. продуктов, то есть прирост 30%. В отрасли увеличились капитальные инвестиции, начались массовые IPO.
Второй тренд — российские разработчики начали делать более "тяжелое" программное обеспечение, которое требует и особых компетенций, и длительной сложной работы. Инвестиции пошли в такие направления, как автоматизированная система управления технологическими процессами для предприятий, инженерные решения. Еще одним трендом становится массовое создание продуктов с применением технологий ИИ, будут появляться серьезные разработки в области генеративного ИИ.
Информационная безопасность по-прежнему остается в центре внимания. И бизнес, и государственные ресурсы находятся под атаками, идут целенаправленные попытки сломать критическую инфраструктуру, велик риск утечки данных. Поэтому автоматизация поиска уязвимости становится все более обсуждаемой темой, в ней и в DevSecOps (безопасной разработке) видят решение проблем кибербезопасности. Это показало одно из наших недавних качественных исследований — о состоянии DevOps в России, для которого мы провели опрос более восьмисот представителей крупных российских компаний.
Лидерами цифровой зрелости у нас остаются все те же отрасли: это финансы, транспорт, логистика, телеком. Есть позитивный тренд: недоинвестированные ранее отрасли готовятся выйти в лидеры по росту цифровизации, для них создается все больше специализированных решений. Прежде всего это касается промышленности.
— На какие из этих IT-трендов вы делаете ставку в ближайшей перспективе, под какие из них вы планируете подстраиваться?
— Во-первых, информационная безопасность (ИБ) и решения для ее обеспечения. Помимо традиционных инструментов ИБ, мы развиваемся в сторону роста защищенности и качества процесса производства программного обеспечения — DevSecOps, то есть инструментария для разработчиков. Это создание доверенной среды разработки — безопасного контура, в котором контролируются различные уязвимости, есть многогранная система проверки и защиты кода такого рода, чтобы можно было быстро, прогнозируемо, удобно и без риска внедрять новые разработки.
Во-вторых, мы продолжим наращивать применение нейросетей, добавляем их к уже существующим инструментам статического анализа. Это и способ наращивания конкурентного преимущества и эффективности для нас, и востребованный продукт для рынка.
Затем важным направлением работы является глубокий инженерный анализ. Мы сейчас делаем решение для микроэлектроники и не только для этого направления — продукт CAE, интеллектуальный анализ различных электронных компонентов или даже полностью собранных изделий. Также мы участвуем и будем развивать разработку решений для промышленности — АСУ ТП, планируем направить туда инвестиции.
И наконец, привлечение молодежи в IT и развитие российской инженерной школы. Мы продолжаем активно сотрудничать с вузами, создавать программы обучения, повышения квалификации, привлечения персонала, карьерных маршрутов — то есть абсолютно любыми способами будем инвестировать в развитие IT-кадров.
Беседовал Алексей Забелин