7 июня, 05:00
Интервью
ПМЭФ

Член правления "Сибура" Павел Ляхович: ждем роста рынка полимеров в РФ на 4–5% в 2024 году

Павел Ляхович. Сергей Фадеичев/ ТАСС
Павел Ляхович

Импортозамещение в полимерной отрасли РФ проходит успешно, а наибольшим потенциалом обладают сельское хозяйство, автопром, ЖКХ и сегмент упаковки. О том, как крупнейший отечественный производитель полимеров и каучуков "Сибур" переходит на новую модель работы, сколько составит рост потребления полимеров в России в 2024 году и как майские заморозки скажутся на спросе сельского хозяйства на полимеры, в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) рассказал член правления — исполнительный директор компании Павел Ляхович.

— Павел Николаевич, "Сибур" с апреля перешел на отраслевую модель работы. Насколько безболезненно проходит для компании переход, наблюдается ли уже положительный эффект?

— Тут важно в первую очередь оценивать, насколько он безболезненно проходит для наших партнеров, для рынка. Потому что компания за всю свою историю пережила уже не одну трансформацию. Это совершенно нормальный процесс, когда мы меняем одну модель организации, управления, взаимодействия друг с другом на иную. А тут модель затрагивает не только наши внутренние процессы, она затрагивает взаимодействие с рынком. Наши внутренние процессы мы отстроили достаточно легко и, я считаю, безболезненно. Меня в большей степени продолжает волновать, как наши партнеры ощутили на себе этот переход. Первый срез, по прошествии уже двух месяцев в новой организационной модели, говорит, что в целом без потерь. Может быть, не все до конца понимают, почему мы это сделали? Мы уже несколько лет живем в такой гибридной модели. Тем не менее мы тестировали работу с рынком именно в такой логике. Нам надо продолжать объяснять и показывать выгоду, которую наши партнеры будут получать от такой модели, — это более плотная коллаборация и совместное развитие. То есть устранение не юридических, а эмоциональных, психологических, коммерческих, бизнесовых барьеров для того, чтобы мы могли вместе развиваться. Потому что, только вместе развиваясь, мы сможем перерабатывать больше полимеров.

Скоро экватор 2024 года, какие выводы уже можно делать о состоянии и динамике российского полимерного рынка?

— Первый квартал был сложным после очень высокой базы 2023 года, когда рынок вырос на рекордные 9%. Колоссальный скачок. В предыдущие годы он также рос темпами, опережающими темпы роста ВВП страны. Может быть, у кого-то были завышенные ожидания, что и в 2024 году также будет плюс 9, 10, 11%. Конечно, невозможно постоянно жить в такой динамике. И в первом квартале мы увидели снижение потребления примерно на 1,5% по отношению к первому кварталу 2023 года. Во втором квартале мы уже видим восстановление спроса и ожидаем рост потребления. К аналогичному периоду 2023 года рост составит примерно 5%, около 80 тыс. т плюсом. Значит, суммарно за первое полугодие мы прирастем на 3%.

Если говорить о прогнозе на весь 2024 год, то ожидаем рост на 4–5%, то есть около 200 тыс. т прироста. Понятно, что есть разнонаправленная динамика, в каких-то сегментах чуть хуже, но в целом канва примерно такая. В первом квартале было снижение роста в сегменте инфраструктуры и дорожного строительства, в сегменте упаковки было определенное затоваривание в конце прошлого года в ожидании введения РОП. Но прогнозы по году у меня оптимистичные.

— Какая формируется динамика цен на полимеры? Почему продолжает расти стоимость готовых изделий?

— "Сибур" в первом квартале 2024 года демонстрировал снижение цен. Мы снижали цены на полипропилен до 5%, на некоторые марки полиэтилена снижали цены. При этом видим, что цены на основные изделия из полимеров продолжают расти. В некоторых группах — существенный рост, на 20% и даже выше. При этом мы весной 2022 года вначале зафиксировали цены, потом мы их снижали. К концу 2022 года мы снизили цены на 20–30%. В течение 2023 года мы их постепенно восстанавливали, но все равно не дошли даже до уровня цен начала 2022 года. А в 2024 году мы продолжили снижение цен по некоторым позициям. Все это время цены на готовые изделия из полимеров, за редким исключением, продолжали расти. Сложно оценивать почему. Наверное, этот вопрос стоит задавать в том числе нашим переработчикам и вместе пробовать искать ответы на эти вопросы. Мы делаем для рынка все, что в наших силах, чтобы он был в комфортных условиях. Мы видим, что импорт полимеров из дальнего зарубежья, которые мы можем выпускать, продолжает уменьшаться. Значит, мы в этом смысле делаем все правильно.
 

Конечно, мы часто подсказываем нашим партнерам: если ты находишься не в конкурентной позиции к производителям из Китая, Турции, Ирана, из некоторых стран Средней Азии, держа свои цены на готовые изделия выше, ты теряешь долю на рынке. И мы тоже теряем долю на этом рынке, потому что мы не можем тогда продавать свои полимеры

— Как проходит импортозамещение в производстве полимеров, где уже удалось добиться существенных успехов? Какие еще марки просит локализовать отрасль переработки?

— Тут, к сожалению, не все от нас зависит. Если бы не санкционная политика, мы могли бы производить львиную долю всех полимеров, которые ввозятся в страну. Сейчас же, с учетом перестройки наших производств под новую химию и катализаторы, некоторые продукты мы заново учимся производить. Рынок реагирует на это понятным образом: "Вы когда научитесь делать, мы будем у вас покупать, а пока у нас есть партнеры в Саудовской Аравии, Южной Корее, Китае, будем брать у них". Этот фактор нужно учитывать. Безусловно, не по всем маркам полимеров пока можем предложить лучшую продукцию, поэтому пока будет оставаться импорт некоторых марок.

Если в целом говорить про импортозамещение, то есть математическое подтверждение того, что процесс происходит достаточно успешно. Не только потому, что мы научились производить новые марки, но и за счет того, что мы подбираем определенную рецептуру, чтобы наши партнеры могли создать решение из доступного им сырья. Примеров таких достаточно во всех сегментах, в которых мы присутствуем. Полиэтилен для топливных баков машин — это наше решение. Мы научились делать поликарбонат для автомобильных фар. Теперь не нужно завозить импортные полимеры, у нас есть поставки на "Автоваз". Мы долго подбирали полиэтилен для производства рукавов для хранения зерна. Много других примеров, которые говорят о том, что мы нашли решения за эти два года фокусного внимания к проблемам отраслей.

— "Сибур" неоднократно говорил о потенциале роста спроса на полимеры в России. Какие отрасли имеют наибольшие перспективы? Есть ли уже в России мощности по выпуску и переработке под такой рост, или их только предстоит создать?

— Мы оцениваем потенциальный рост объемов потребления на 1,6 млн т в ближайшие годы. За счет чего? Мы посмотрели, сколько составляет потребление полимеров на человека в мире. Есть понятные лидеры: в США 60 кг на человека, в Китае 52 кг. Но есть и Турция, у которой вообще практически нет своего производства полимеров, но она является крупнейшим хабом переработки полимеров в мире. И там 52 кг на человека. А у нас 30 кг. Если говорить про страны СНГ, то там вообще 8–9 кг. Огромный разрыв в 22 кг на душу населения между нами и Турцией, притом что у нас есть свои производства полимеров. У нас сокращены экспортные возможности. Но мы же еще не выбрали внутренний потенциал по замещению импортных готовых изделий. Также есть возможность по замещению полимерами традиционных материалов.

Где наибольший потенциал? Это прежде всего полимерная упаковка, как жесткая, так и гибкая, полимерные решения в ЖКХ. В сельском хозяйстве, где у нас пока не так много продаж, около 200 тыс. т в год. Видим дополнительный потенциал в 200 тыс. т также в течение нескольких лет, если будут применяться некоторые решения для улучшения сохранения готового урожая, прежде всего что связано с фруктами и овощами. Мы сейчас вместе с нашими партнерами, которые производят жесткую упаковку, так называемые ящики, разрабатываем новые решения и тестируем вместе с партнерами из агропромышленного комплекса. Будем проводить испытания, сравнивать, доказывать эффективность и распространять уже со следующего года. Я абсолютно позитивен в отношении роста потребления.

— Минпромторг говорил, что с Минсельхозом сформировал перечень полимерных изделий, которые необходимы сельхозпроизводителям. Проводили с вами консультации по этому вопросу?

— Да, мы вели диалог. Что мне нравится во взаимоотношениях с Минпромторгом и с Минсельхозом — что это действительно партнерские конструктивные отношения. Даже есть дорожная карта, где по большей части пунктов успешно взаимодействуем: упаковка для кормов животных, различные пищевые упаковки. Это все реализуется.

— Какие у вас ожидания от отрасли АПК, как скажутся майские заморозки и гибель посевов на спросе на полимеры?

— Звучат разные оценки. Некоторые говорят про то, что 30–40% урожая может быть потеряно в пострадавших регионах. При этом прогноз по зерновым пока сохраняется прежним — около 130 млн т. Я так понимаю, что где-то на стыке июня — июля уже можно будет точно говорить о потерях, они точно будут. Поэтому некоторые наши проекты по развитию с клиентами тоже притормозятся.

— Но это, наверное, все-таки окажет краткосрочный эффект.

— Да, конечно. В АПК, как ни в какой другой отрасли, важно понимать цикличность, когда принимаются решения, как они закладываются. Будем те эксперименты, те натурные испытания, о которых я говорил, обязательно по совершенно разным подсегментам АПК применять. Мы понимаем, что это экономически интересно, эффективно, и у нас есть якорные партнеры, контрагенты, которые готовы с нами двигаться для нахождения экономической эффективности, несмотря на такую непростую ситуацию в этом году из-за заморозков. Хотя, может быть, кого-то даже это подтолкнет, потому что, если урожая будет меньше, его тем более нужно сохранять.

Мы в контакте с нашими потребителями и рассчитываем, что если притормозим, то ненадолго

— В этом году ожидается рост выпуска автомобилей в России на 10%. Какой у вас прогноз по спросу на полимеры в транспорте?

— По тому, как год начинается, рост выпуска легковых автомобилей, может быть, будет даже больше 10%, что-то между 10 и 20%. И мы ожидаем рост спроса на полимеры примерно на таком же уровне — 10–20%. За пять месяцев наши продажи в сегменте выросли примерно на 30% относительно аналогичного периода прошлого года. А если посмотреть на прошлый год, потребление отечественных полимеров в автопроме увеличилось на 69%. Очень многое будет зависеть от дальнейшего процесса локализации автокомпонентов. Потому что сейчас приходящие на рынок китайские производители делают производство автомобилей на основе крупноузловой сборки. И важно, чтобы они переходили от крупноузловой сборки к более мелким частям автомобиля. Тогда там будет появляться дополнительный спрос, потому что решения у нас имеются. Я вам говорил про топливные баки, про поликарбонат для фар. И вместе с партнерами готовы дальше прорабатывать новые решения.

— Какие детали автомобилей сейчас больше всего нуждаются в локализации? Какие марки вы для них разрабатываете?

— Первое, что правильно было бы заместить, — это крупные по объему и весу детали. Преимущество полимерных решений в том, что они легче, чем традиционные металлические решения, за счет чего снижается расход топлива и, соответственно, выбросы CO2. Также для отрасли важно заместить такие детали, как подушки безопасности, ремни безопасности. То, что в стране до недавнего времени не производилось или планируется производиться из импортных материалов. Вот в этих двух направлениях необходимо работать. У нас есть все решения по первой группе, а по второй группе мы вместе с нашими партнерами продолжаем работать. У нас есть хорошее взаимодействие и с "Вазом", и с "Камазом". Я считаю, что мы вместе можем точно совершенно это сделать. В ближайшие годы доля нашего сырья при локализации может быть доведена до 80–85%.

Также буквально сегодня мы подписываем соглашение c "Эм Джи Си Груп", одним из крупнейших в России холдингов по производству автокомпонентов, направленное на развитие локального производства и расширение применения полимерных материалов в автопроме.

— Когда же российский автомобиль будет полностью собран из деталей из российских полимеров?

— Мы, как производители отечественных полимеров, то есть одной из составных частей автомобиля, в этом заинтересованы. К тому же есть просто тема с локализацией, а есть же тема с заменой. Допустим, с "Камазом" обсуждаем тему не с металлической кабиной, а с полимерной, композитной. Пока решений нет, но интерес есть, и мы вместе можем это решение пытаться найти. Или создание полностью пластикового кузова. Современные композиционные полимерные материалы могут давать решение по безопасности, по прочности не хуже, чем металлические, и даже будут легче.

— Какой у вас сейчас объем выпуска полимеров под нужды упаковки и какие марочные решения имеют наибольшие перспективы?

— Мы выпускаем около 1,5 млн т полимеров для производства жесткой и гибкой упаковки. Наибольший потенциальный эффект мы сейчас видим в сегменте жесткой упаковки, где есть возможность производить ящики, тару, поддоны из полимеров, добавлять туда в том числе вторичные материалы. И мы разрабатываем как конструкции под эти решения, так и материалы. В сегменте гибкой упаковки такого крупного прироста я бы в ближайшее время не ожидал, но определенные тенденции, которые влияют на рост потребления упаковки в этом сегменте (электронная коммерция прежде всего), видны. В маркетплейсах постоянно растет доставка. Это очень динамичный сегмент, который постоянно развивается, и надо соответствовать его требованиям.

Основной фокус здесь заключается в улучшении сбора и перерабатываемости упаковки. Государство тоже на это обращает внимание. Есть система РОП, которая, мы рассчитываем, в ближайшее время будет работать и начнет помогать регулированию в этой отрасли. Если удастся наладить правильную переработку, тогда и в этом сегменте будет дополнительный прирост.

— Как развитие электронной коммерции влияет на темпы роста сегмента упаковки?

— Чем больше заказов, тем больше нужно упаковки. Полимерная упаковка, особенно ее современные виды, позволяет действительно делать решения очень безопасными и практичными.

Сейчас с Wildberries, например, тестируем решение, связанное с надувной упаковкой. Наша продукция этому соответствует. Мы подобрали такие полимеры

— Какой сейчас прогресс по строительству Амурского ГХК? Сохраняете сроки запуска?

— Прогресс хороший. Мы перешагнули отметку в 47% готовности. Вышли на хорошую динамику. У нас сейчас 15 тыс. человек на площадке, это близко к пику. Идут работы по абсолютно всем позициям. Основной фокус сейчас, конечно же, на так называемом пусковом минимуме, то есть на общезаводском хозяйстве: это водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение. Ввод этих подобъектов в эксплуатацию запланирован на конец 2024 — начало 2025 года, для того чтобы площадка уже была готова к тому, чтобы далее запускались пиролиз и полимерное производство. На пиролизе у нас даже с опережением графика идут работы по монтажу металлоконструкций. Мы рассчитываем, что такими темпами механическая готовность в 2026 году будет обеспечена и в 2027 году продукция пойдет на рынок.

— Недавно "Сибур" объявил о планах строительства установок этилбензола, стирола и полистирола в Нижнекамске. Вы уже понимаете, куда пойдут объемы с будущего производства?

— Большая часть останется в России. Наша задача, в том числе в рамках новой отраслевой модели, сделать так, чтобы к моменту пуска нового производства спрос на полистирол также вырос. Вряд ли он вырастет до такой степени, что весь объем производства останется в стране, поэтому будут какие-то экспортные потоки. Но я рассчитываю, что они будут меньше, чем то, что останется в стране. Рассчитываем также загрузить свою линию АБС-пластиков. Важно научиться выпускать те марки АБС, которые востребованы на рынке. Как вы знаете, ранее приобретенная лицензия была далека от идеала, поэтому наши технические специалисты дорабатывают сейчас. Мы рассчитываем, что сможем предлагать рынку правильный набор марок с нужными техническими характеристиками. 

Теги:
ПМЭФ