В мае после назначения Михаила Дегтярева министром спорта РФ врио губернатора Хабаровского края стал Дмитрий Демешин, работавший до этого заместителем генпрокурора РФ. В последние годы Демешин курировал Дальний Восток и знает о проблемах, с которыми приходится сталкиваться регионам на востоке России. В интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме он рассказал, каким видит развитие одного из самых больших регионов России, что станет драйвером роста его экономики и когда начнется стройка на острове Большой Уссурийский, по которому пролегает граница с Китаем.
— Дмитрий Викторович, ожидали ли вы такого поворота в своей карьере?
— Этой участи я не искал. Решение президента Владимира Владимировича Путина для меня — огромная ответственность. Дальний Восток, как отмечал глава государства, с его географией, природными ресурсами, прямым выходом на самые перспективные мировые рынки имеет поистине неисчерпаемые возможности развития. Но надо понимать, что любые инициативы своим конечным результатом должны улучшать качество жизни людей. Что такое развитие промышленного кластера или большой логистической экономики, если жизнь отдельно взятого гражданина от этого лучше не становится?
Я люблю Хабаровский край, мне он нравится. Курировал я многие территории, всю Сибирь, Дальний Восток, но для себя я осознанно выбрал Хабаровск, даже мысли не имея, что мне придется исполнять обязанности главы Хабаровского края. Четыре года живу с семьей здесь. Великолепный регион, великолепный город. Как в нашем гимне поется: "Широкий простор для мечты и для жизни" — это все про Хабаровский край.
— На какие проблемы обратили внимание в первую очередь?
— Все проблемы я не понаслышке знаю, как и любой хабаровчанин... Который не может записаться к узкопрофильному врачу, который должен перепрыгивать лужи и ямы на разбитом Амурском бульваре в центре города, который не понимает, почему свою работу чиновники не считают служением людям.
Свою деятельность я начал с того, что пошел в поликлинику, прошел по улицам вместе с мэром города. Дал ряд поручений, которые уже претворяются в жизнь. Нужно обратить внимание и на благоустройство дворов — я с удовольствием это сделаю, в том числе и для своих детей, которые живут в Хабаровске.
Важнейшая задача — защита законных прав жителей Хабаровского края на достойную жизнь. Конечно, это должно идти через призму не только социальных программ, но и большой экономики. И ключевой аспект в этом контексте — это эффективная, профессиональная и честная работа органов власти, чиновников всех уровней. Власть — это нанятые налогоплательщиками администраторы государственных процессов. И моя задача — спросить с каждого чиновника, который думает иначе. Поэтому первыми шагами стал открытый и честный разговор с представительной властью. Мы работаем для людей, открыто, прямо и в рамках закона. Кто этого не понимает, должен уйти, либо на него найдут управу. Нужен инициативный чиновник, тот, который думает о том, что будет завтра, и заглядывает за горизонт.
— Вы говорили, что пока не планируете менять команду в правительстве региона, что люди должны показать себя. Но, может, ваше мнение изменилось?
— Вы знаете, все министерства и ведомства должны действовать сообща. Для меня чиновник — точно не тот человек, кто создает дополнительный административный барьер. Поэтому одна из главных и первых задач, которую я поставил на должности врио губернатора региона, — это оптимизация процессов согласования. Нужно все ускорить, чтобы нашим людям, нашему бизнесу, нашим строителям было легче и удобнее работать с документами, чтобы этих согласовательных, контрольных процедур было меньше. Моратории на проверки бизнеса, они же действительно дают результат. Изменения в работе министерств должны быть выражены в довольстве людей качеством жизни. Пока, к сожалению, мы это видим не в полном объеме. Надо посмотреть, где работают по старинке, где чиновник — барин, а не должностное лицо, обслуживающее интересы жителей.
— Как ощущается настроение людей в Хабаровском крае? Удовлетворены ли они состоянием дел? Поступают ли жалобы?
— Много поступает. Причем, более того, я, даже не дожидаясь этих жалоб, подхватил настроения в СМИ и работаю по этим векторам. Как прокурор я привык иметь дело с ситуациями нарушения закона. Я уже посмотрел. И пошел по тем точкам, взяв с собой чиновников, мэра и министров. Есть недовольство людей транспортной инфраструктурой, качеством здравоохранения, по ряду других направлений. Например, меняют плитку где-то на тротуаре в городе, люди спрашивают: а куда убирают старую? И у меня тоже этот вопрос возникает. Начинаю уточнять: мы платим за новую плитку, она замечательная, где старая, чуть менее замечательная?
— И что отвечают?
— Вы знаете, наверное, с опаской отвечают мне. Я все-таки в правоохранительной системе работал.... Но мы достанем эту плитку и положим для людей.
— А как вы оцениваете общее состояние экономики в крае?
— Наш президент уделяет огромное внимание Дальнему Востоку. И в последние годы большое внимание уделяется Хабаровскому краю. В регион вкладываются огромные федеральные деньги, осваивается более 300 млрд рублей инвестиций. Идет масштабное обновление инфраструктуры БАМа (Байкало‑Амурской магистрали — прим. ТАСС), строится частная Тихоокеанская железная дорога, горно-обогатительный комбинат на медном месторождении Малмыжское в Нанайском районе, ТЭЦ-4 в Хабаровске, ведется модернизация производства Амурского гидрометаллургического комбината, реализуются и другие крупные проекты. С начала года отмечен рост в металлургии, авиастроении, энергетическом комплексе, в добыче металлических руд, производстве строительных материалов, в рыбопереработке, в строительстве, транспортном комплексе, торговле. Их доля в структуре валового регионального продукта составляет 57%. По итогам года планируем рост ВРП не менее 103%, будут увеличены доходы краевого бюджета, которые мы в будущем году сможем пустить на социальные нужды. Несмотря на санкции, экономика края сохраняет высокое устойчивое развитие. И, конечно, наша задача — обеспечивать ее рост. Для этого есть все инструменты и поддержка президента России.
— Что нужно сделать в первую очередь?
— Я вижу необходимость в технологическом перевооружении. Это важнейший вопрос. Есть две взаимосвязанные проблемы. Первая — удаленность от центральных регионов страны, что накладывает сложности на поставки разного рода продукции, комплектующих. Так почему мы не можем эти комплектующие производить силами хабаровских производителей? Тем более здесь практически вся таблица Менделеева в горной добыче представлена. Так давайте мы гаечки и втулочки будем делать у нас.
Вторая проблема — это внутренняя автономность, замкнутость больших корпораций, которые вертикально интегрированы по всем цепочкам производства. Отсюда риски, с которыми сталкиваются хабаровские предприятия, — малейшие изменения экономической конъюнктуры — и они заходят в тупик. Сегодня ситуация изменилась кардинально — в России востребована продукция промпроизводства. И чтобы вызовы превратились в возможности, необходимо переоснащение, перепрофилирование предприятий под запросы рынка. И мы создаем сейчас промышленные кластеры, в которые войдет и малый, и средний бизнес, который сможет производить все или почти все для крупных предприятий края.
В рамках предшествующей своей деятельности я курировал вопросы импортозамещения. И моя задача теперь, когда у меня появились рычаги воздействия, как у человека, который возглавил орган исполнительной власти, имплементировать это в практику. То есть мы должны заниматься техперевооружением предприятий на наше отечественное. Понятно, что мы не создадим с ходу какие-то огромные высокоточные станки, но замещать товары нашими производителями, замещать в том числе комплектующие этих станков мы должны и обязаны. "Сделано в Хабаровске" не должно быть просто лозунгом для нас. Прирост ВРП, который уже на территории Хабаровского края неплохой, в 2023 году он увеличился на 4,1%, будет обусловлен именно конкретными мерами по поддержке местных производителей.
— Вы много работали в рамках надзора за исполнением закона в сфере оборонно-промышленного комплекса. В регионе в этом направлении какие есть проблемы и каким вы видите его развитие?
— ОПК — это крупные вертикально интегрированные предприятия. Гособоронзаказ действительно существенный драйвер для развития экономики и страны, и региона. Но нужна диверсификация. Мы должны уметь производить на оборонных предприятиях гражданскую продукцию, востребованную рынком. Важно не зависеть от того, сколько Министерство обороны или другие силовые структуры закупят, условно говоря, кораблей. На Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре, да и на Хабаровском судозаводе есть заказы на военные корабли. Они нужны нашей армии. А нам нужны катера для рыбалки или те же самые теплоходы "Метеор" для связи регионов Дальнего Востока между собой. Амур — судоходная река, но при этом всем большого пассажирского сообщения я тут не вижу. Но для того, чтобы ставить задачи по развитию транспортно-логистической сферы, нужно обеспечить условия. Эти условия пока не созданы. Поэтому необходима диверсификация оборонной промышленности. И здесь также ключевым является технологическое перевооружение и импортозамещение. Если будет удаваться обходиться без поставок даже от союзнических стран, если получится создать свой сектор промышленного производства, который будет выпускать продукцию для крупных предприятий оборонно-промышленного сектора, это может стать драйвером роста хабаровской экономики.
— Есть ли подвижки по проекту освоения острова Большой Уссурийский на российско-китайской границе? Когда начнется строительство подъездной автодороги для соединения будущего пункта пропуска с мостом через Амурскую протоку?
— Развитие острова Большой Уссурийский — уникальный проект международного уровня. Аналогов ему в мире нет. На встрече с президентом в Хабаровске в январе этого года местные производители обратились к Владимиру Владимировичу с запросом "расшить" узкие места на границе для наращивания грузопотока с Китаем. Проект строительства грузопассажирского пункта пропуска на острове практически в черте Хабаровска позволит снять имеющиеся для бизнеса ограничения, сократить плечо доставки грузов. Остров должен стать точкой развития и транспортно-логистической, и технологической инфраструктуры, туризма и рекреации.
В тандеме с китайскими партнерами согласована пропускная способность погранперехода. К 2030 году будем оформлять до 1,5 млн пассажиров и свыше 1,3 млн тонн грузов в год. Сейчас мы заходим в практическую стадию реализации проекта. Завершено проектирование подъездной автомобильной дороги к пункту пропуска. К концу августа этого года завершим проектирование насыпи под погранпереход. С Минтрансом России отработано включение финансирования строительства пункта пропуска в нацпроект "Транспорт", где проектно-изыскательские работы планируются на 2025–2026 годы, а само строительство — на 2027–2029 годы.
— Как развивается такая важнейшая для региона сфера, как рыбодобыча?
— В Амуре водится более ста видов рыб. Для сравнения: в Волге — около 80, в Енисее — около 60. Только лососевых у нас — девять видов. Нужно использовать это богатство на благо региона, но без экологических потерь, на что в том числе работают рыбоводные заводы. Край занимает пятое место в России по объемам добычи водных биологических ресурсов и производству рыбной продукции и четвертое — на Дальнем Востоке. Надеемся на хорошие результаты и в этом году.
В регионе строятся суда для рыбодобычи. С 2019 года реализуются инвестпроекты по строительству рыбопромыслового флота на дальневосточных верфях по программе инвестиционных квот. Это четыре краболовных судна, это суда-ярусоловы под квоты на вылов трески, палтуса и макруруса. Ввод в эксплуатацию судов-ярусоловов планируется до 2027 года. С 2025 по 2027 год будет завершено строительство трех краболовов, еще по двум идут переговоры с верфями.
— В регионе сложная ситуация с лесными пожарами. Охваченные огнем площади кратно увеличиваются день ото дня. Что планируется сделать на перспективу для улучшения обстановки, будет ли решаться вопрос с износом техники?
— Борьба с лесными пожарами — вопрос сохранения жизней людей и имущества. Я занимался этим направлением, будучи в должности заместителя генпрокурора, и продолжу на новом посту.
Один из способов разрешения ситуации — уменьшение площадей так называемых зон контроля, где пожары не тушат с учетом их отдаленности от населенных пунктов и объектов экономики, а только наблюдают за ними.
В третьем квартале этого года на средства регионального бюджета планируется запустить новое авиаотделение для борьбы с пожарами в селе Чумикан на севере региона, в следующем году — в селе Нелькан. Проводится и закупка лесопожарной техники по нацпроекту "Экология", с 2019 года в край поступила 141 единица — бульдозеры, вездеходы, автомобили, в 2024-м поступит еще семь автомобилей. Парк постепенно обновляется, финансирование запланировано до 2027 года.
— Регион непростой, задач много. Планируете ли вы заниматься ими и далее, будете ли участвовать в выборах губернатора, которые назначены на 8 сентября?
— Вы знаете, мне доверено исполнять обязанности по территории края. Я посмотрю, как относится население к моим первым усилиям. Пост врио — это колоссальная ответственность перед людьми. Я не воспринимаю назначение как некий дар, это тяжелейшая работа — как раб на галерах, и я должен ее делать. При этом так, чтобы люди были благодарны власти, поддерживали эту власть.
Поэтому я посмотрю на позицию людей, посмотрю на представленные в регионе партии, органы власти и глав муниципальных образований. Вот, что я точно планирую сделать, — так это объехать весь край, пока исполняю обязанности, и убедиться в том, что проблемы людей решаются.