Третий год подряд Московская область входит в тройку лучших рейтинга инвестиционной привлекательности регионов РФ по версии Агентства стратегических инициатив (АСИ). Для того чтобы быть более интересным бизнесу, подмосковные власти упрощают процессы и процедуры и оказывают поддержку предпринимателям по различным направлениям и в разных форматах. О новых сервисах для бизнеса, маршрутах импорта и экспорта, а также технологическом суверенитете Подмосковья в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024) рассказала заместитель председателя правительства — министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.
— Екатерина Анатольевна, сегодня мы с вами беседуем на ПМЭФ. В предыдущих саммитах Московская область неоднократно принимала участие. Какие контракты и договоренности ранее были здесь заключены, которые удалось реализовать, и какие из них наиболее значимые, на ваш взгляд?
— Мы участвуем в форуме с 2014 года, за это время мы подписали 216 соглашений на 900 млрд рублей. 80% из этих соглашений уже реализованы, причем за последние три года этот показатель составил порядка 90%. Результативность увеличилась.
Например, мы подписывали соглашение по строительству крупнейшего завода по производству беспилотников "Кронштадт". Также были заключены соглашения по производству фармацевтической продукции, которой в целом мы славимся, у нас очень много ключевых игроков и компаний. С партнерами из Индии, например, мы заключили два офсетных контракта, которые помимо строительства заводов гарантируют, что наши медицинские учреждения эту продукцию будут приобретать.
— Какие результаты принес ПМЭФ для Подмосковья в этом году?
— На форуме, как правило, мы декларируем свои намерения, зачастую это проработанные инвестиционные проекты. В этом году у нас 35 соглашений на практически 155 млрд рублей. Если раньше на форуме мы говорили об импортозамещении, то участие Подмосковья в ПМЭФ в этом году — про технологический суверенитет. О нашем, об уникальном. Вообще в этом году у нас рекорд по сумме объема инвестиций в один крупный проект. Речь идет о заводе "Гормаш Глобал" и более 40 млрд рублей. Компания будет производить горную штатную технику для добычи полезных ископаемых. Вы знаете, этим у нас занимается половина страны, но технику не производили. Ранее мы предоставили партнерам два земельных участка по региональной программе "Земля за 1 рубль".
Следующий крупный проект с Росатомом, а именно предприятие микроэлектроники. У нас в Дубне есть крупнейший, один из лидеров в стране, завод компании Yadro, который производит печатные платы, серверы и персональные устройства под брендом KVADRA. Так вот это будет еще один такой же гигант, это будут продвинутые технологии и производство. Также наши партнеры из Белоруссии, компания "Амкодор", будут строить завод по производству телескопических погрузчиков. С дружественной страной будем развивать этот проект по созданию техники. Кроме того, компания из концерна "Уралвагонзавод" будет в Истре производить отечественное экооборудование для сортировки мусора на специализированных станциях. Специальный инвестиционный контракт подразумевает полную локализацию производства и технологии.
— Какие проекты планируете развивать с другими иностранными партнерами, например с Китаем?
— Производство промышленных роботов, сейчас это очень важно для нашей страны: роботы-сварщики и манипуляторы, те, которые должны работать для машиностроительных производств. Это долгий путь по локализации, но он будет иметь место. Второй проект — производство универсальных банкоматов. К нам приходит китайский партнер, производство которого планируется разместить в Клину.
Также Китай будет производить в подмосковном индустриальном парке железнодорожные контейнеры, позднее — контейнеры-рефрижераторы. И там уже речь пойдет именно о начинке, о холодильном оборудовании, которое будет постепенно локализовываться на территории Подмосковья.
— Какие инвестпроекты находятся на стадии разработки, еще не реализованы и не имеют контракта или соглашения?
— У нас в пайплайне более 1,1 тыс. проектов. Они охватывают отрасли, связанные с микроэлектроникой, станкостроением, роботостроением, то, что очень важно сейчас для всей нашей экономики. Московская область хотела бы быть тем регионом, где такие заводы будут локализованы.
— Какие страны находятся в списке инвестлидеров Московской области?
— До санкций у нас было представлено 186 иностранных брендов. Важно, это были именно производственные компании, то есть у нас располагались заводы. После ввода ряда санкционных мер их число сократилось до 180, из которых примерно у 15 произошел ребрендинг. Это, как правило, компании с очень хорошим уровнем развития, с небольшим количеством рабочих мест, но высокотехнологичные и с высокой заработной платой. Их вклад в нашу экономику составляет порядка 10–15%. Поэтому и по налоговым поступлениям, и по объему выпуска мы не почувствовали никаких, скажем так, серьезных волатильности или снижения. Мы переориентируемся на новые рынки, и этот поворот на восток, это сейчас не просто слова, это реально крупные игроки, прежде всего Китай, Индия, Турция. Естественно, и наши дружеские страны: Беларусь, Казахстан, Узбекистан.
— Если посмотреть на Подмосковье с точки зрения экспортера, какие успехи есть у региона? И в каком направлении действует наиболее крупное партнерство?
— Объем экспорта составляет порядка $13,5 млрд, и он прирастает каждый год. Что важно, он несырьевой и неэнергетический. Экспортировать продукцию высокого передела, чтобы ее там покупали, сложнее. Поэтому у нас такой качественный уровень, очень хороший. Например, Подмосковье является лидером по экспорту лазерного оборудования за рубеж. У нас порядка 6 тыс. компаний-экспортеров. Это не только продукты питания, такие как мороженое и шоколадные конфеты, это и холодильное оборудование, и лазерная техника, и комплектующая продукция для атомной промышленности, и фармацевтика, и машиностроение, и химпромышленность, и металлоизделия. Экспортируем товары в Беларусь, Китай, Турцию, ОАЭ и другие страны.
— Какие продукты питания, производимые в Московской области, популярны за рубежом?
— Помимо названных, это мороженое, кондитерские изделия, напитки, мясо. Пока мы не экспортируем, например, сыры, но зато уже являемся производителем сыров номер один в стране — проблема с их импортом отсутствует.
— Какая поддержка оказывается локальным брендам по части развития?
— Включение в электронный реестр производителей "100% Подмосковье", их размещаем на карте инвестпортала и маркетплейсах, например Ozon. Для тех, кто хочет приобрести товары, созданные в Подмосковье, сделали специальную вкладку. Сейчас делаем такую же на Wildberries — тоже нашей подмосковной компании. Помогаем участникам программы "100% Подмосковье" именно с маркетингом и с продвижением: проводим выставки-ярмарки, привлекаем блогеров, дизайнеров, продвигаем в крупных торговых сетях. Основная задача — позиционировать свои бренды. Например, для нашего Серпуховского лифтового завода Артемий Лебедев разработал лого, забрендировал лифт, в котором можно посмотреть погоду на мультимедийной стене. Также АСИ проводит конкурс брендов, и многие победители в этом году — компании из Подмосковья. В число победителей вошел производитель мобитраков, который стартовал в полугаражном цеху, а сейчас известен на всю страну, это целый комплексный продукт.
— Оказывает ли министерство сопровождение бизнесу в выходе на экспорт?
— Мы предоставляем понятные инструменты и сервисы. Конечно, крупный бизнес — холдинги, корпорации или просто частный бизнес, который имеет уже достаточно большой оборот, — располагает собственным отделом экономической деятельности и не нуждается в подобной поддержке. Они уже четко знают, в какую страну и что они хотят экспортировать. Субъектам малого и среднего предпринимательства сложнее, и мы стараемся дать возможность большему количеству этих компаний иметь доступ к выходу на экспорт и вместе с Российским экспортным центром интегрировали системы наших порталов, сделав бесшовным переход от региональных мер поддержки к федеральным. Помимо этого, мы запустили два сервиса: "Пять шагов для экспорта" и "Контейнер для МСП". Первый представляет собой пять закладок на инвестиционном портале. Например, одна компания жаждала экспортировать производимые ею пельмени в Китай. Мы коллегам отвечаем: "С пельменями в Китай — это как в Тулу с самоваром, у них своих пельменей хватает". Они вышли с другой продукцией — пиццей, и у них отлично пошло дело. Очень важно понимать, какой стране какой товар релевантен будет, на что будет спрос. Подмосковная компания производит соленые огурцы, которые многие знают и любят, и внутри объема производства доля экспорта составляет 80% — пример правильной нишевой позиции и верного маркетинга. В числе шагов также международная сертификация, юридические заключения подписаний, формирование поставки и так далее. Это подготовка товара к брендированию, макетированию, реклама, размещение на правильных электронных площадках, выход в торговые сети и последнее — транспортировка. Все эти шаги мы помогаем нашим компаниям малого и среднего бизнеса пройти. Например, в прошлом году это сделали уже около 1,6 тыс. компаний. Сервис "Контейнер для МСП" мы реализовали с РЖД — крупнейшим транспортно-логистическим оператором России. Суть в том, что МСП сложно "встать" в контейнер. Например, крупная мясная компания фрахтует поезд, а у тебя фермерская колбаса. А мы обеспечили сотрудничество крупных и небольших компаний в электронном формате.
— Какие онлайн-сервисы еще только находятся в проработке, но будут востребованы, на ваш взгляд?
— Сервис "Путь инвестора", который значительно упрощает и ускоряет запуск бизнеса в Подмосковье. Предпринимателю предоставляют персонального менеджера, который полностью ведет инвестпроект: от подбора площадки для размещения до открытия и дальнейшего развития предприятия. Так, в личном кабинете инвестор сможет, например, выбрать земельный участок, потом перевести его в собственность, начать строительство, получить разрешительную документацию, субсидию, грант, льготный заем Фонда развития промышленности или промышленную ипотеку, разместиться в индустриальном парке, выйти на экспорт и многое другое. Фишка сервиса в том, что бизнесмен может отправить заявку, выбрав сразу несколько направлений развития инвестпроекта. В это время инвестором занимается целая команда инвестблока подмосковного правительства, более 20 ведомств, каждый по своему направлению выполняет задачи в рамках реализации инвестпроекта. При этом с бизнесменом коммуницирует один менеджер.
Также в личном кабинете будет отображено, что из заявленного уже сделано, можно будет отслеживать статус проработки выбранных услуг. Для нас важно, чтобы в Подмосковье были живые инвестиционные проекты, а наше сопровождение эффективным.
— Какой объем инвестиций прогнозируется по итогам этого года? И благодаря чему это будет достигнуто?
— Объем инвестиций по прошлому году достиг почти 1,6 трлн рублей. Прежде был 1 трлн рублей, и этот показатель держался несколько лет, затем был объем в 1,3 трлн рублей. Вы знаете, с высокой базы нелегко расти. В этом году планируем перешагнуть планку в 1,6 трлн рублей.
Достигнут этот результат будет благодаря крупным инвестпроектам в промышленности, работе малого и среднего бизнеса. Здесь, кстати, одинаково важно и то, и другое, потому что МСП — это 30% объема нашей экономики. Если МСП будет расти, а растет оно с хорошими темпами, чуть выше, чем в среднем по стране, — 6%, то это тоже важное подспорье.
— Стоит ли перед предпринимателями вопрос квалифицированных кадров?
— Конечно. Вот два пути его решения, на наш взгляд. Первый — обучение и привлечение, а второй — сделать производство более высокотехнологичным и более роботизированным, что соответствует нацпроекту "Производительность труда", когда при одном и том же количестве станков и сотрудников компания начинает производить гораздо больший объем продукции. В этом направлении успешно работают свыше 270 подмосковных компаний, и у них в среднем на 35% растет объем выручки с единицы площадки, сокращаются затраты на незавершенное производство и время протекания процессов. Мы стараемся максимально помочь нашему бизнесу и в решении проблем с кадрами, и в роботизации, и в повышении производительности труда. Наша идея — сделать новый стандарт образования, организовав колледж на территории индустриального парка.
— Сколько индустриальных парков планируется к запуску в регионе?
— В Подмосковье действуют 69 индустриальных парков, в ближайшее время будет еще пять новых государственных индустриальных парков, часть из которых создаются в формате "все включено": готовые производственные боксы, инженерная и транспортная инфраструктура для бизнеса, профильные колледжи на территории, комфортные условия проживания для сотрудников, опытная и эффективная управляющая компания. Наши индустриальные парки заполнены почти на 88%. Как видите, формат очень востребован.
Помимо индустриальных парков у нас работают пять особых экономических зон: во Фрязине, Кашире, Ступине, Домодедове и Дубне, которая будет расширяться, заявка для этого уже подана в Минэкономразвития РФ. Также на финальной стадии заявка о создании ОЭЗ в Серпухове. Всего в стране 52 особые экономические зоны. Каждый пятый резидент ОЭЗ, каждое созданное седьмое рабочее место в ОЭЗ, каждый пятый рубль налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ России, — это все ОЭЗ Подмосковья. Мы стараемся сделать площадки ОЭЗ максимально эффективными, но при этом и за количеством не гонимся: нет цели накрыть всю Московскую область статусом особой экономической зоны. ОЭЗ — это не налоговые льготы ради налоговых льгот, а в первую очередь удобная производственная площадка для привлечения успешных инвесторов и работы сильных предприятий, создания условий для их перспективного развития. А это в первую очередь вопрос работы над качеством.
— Какие предприятия объединит новая ОЭЗ "Большой Серпухов"?
— На данном этапе проработки проекта там планирует разместиться крупное фармацевтическое производство. Также есть еще несколько крупных и сильных инвесторов, которые, мы надеемся, с нами в содружестве этот проект реализуют.
— Какая территория Московской области остается наиболее свободной от промышленности?
— Мы для себя внутри делим муниципалитеты на три группы: наиболее близкие к МКАД — Мытищи, Химки, Люберцы, Балашиха, Ленинский и так далее; средний пояс, где у нас очень много промышленности, особых экономических зон; и дальний пояс. И если говорить о тех муниципалитетах Подмосковья, где мы видим потенциал для размещения производств, это именно территории, наиболее удаленные от столицы.