Олег Кононенко — самый опытный и титулованный представитель российского отряда космонавтов. Герой России, командир отряда космонавтов Роскосмоса и специальный корреспондент ТАСС сейчас находится на Международной космической станции (МКС) в годовой экспедиции. Пятая в карьере миссия выдалась богатой на события: россиянин стал первым землянином, суммарно пробывшим на орбите тысячу суток, а также установил мировой рекорд по длительности пребывания в космосе.
21 июня Олег Кононенко отмечает 60-летие. В интервью ТАСС космонавт рассказал о мечтах и планах, а также поделился своим видением будущего отечественной космонавтики.
— Каково отмечать день рождения на орбите?
— Честно говоря, когда я лечу в космос, то не задумываюсь о том, какой праздник встречу на орбите или как отмечу здесь свой день рождения. Конечно, находясь на МКС в этот день, мне приятно получать поздравления с Земли от друзей и коллег, но знаю, что и у большинства из тех, кто поздравляет меня, отправление сообщений в космос вызывает большой интерес и восторг.
— Чем порадуете себя в этот день?
— В этот раз так складывается, что контейнеры с основными рационами питания закончатся как раз через двое суток после дня моего рождения, поэтому большинство из них к празднику будут практически пустыми. Но я рассчитываю на бонусные контейнеры с любимыми продуктами.
И надеюсь, смогу порадовать себя теми подарками, которые были доставлены с Земли в начале месяца. В основном это, конечно, сладости — шоколад и конфеты, — которые я очень люблю.
— Планируете ли организовать застолье на борту МКС с нашими и зарубежными коллегами?
— Обязательно! Несмотря на то что 21 июня — это будний день, вечером после окончания работ мы соберемся всем экипажем станции на российском сегменте.
— На Землю вы вернетесь в сентябре этого года. Довольны ли предварительными итогами экспедиции? Удалось ли реализовать все намеченное?
— Сейчас никто еще предварительные итоги не подводит. На сегодняшний день мы продолжаем выполнять работы в соответствии с номинальным планом полета. Мы довольны тем, что нам удается справляться со своими задачами, реализовывать в поставленные сроки и с хорошим качеством все то, что планирует ЦУП. Земля нами пока тоже довольна.
— Приходилось ли вам в свой пятый полет сталкиваться с какими-то неожиданностями или трудностями?
— В космическом полете часто возникают определенные сложности и неожиданные ситуации, но это наша повседневная действительность, ввиду уникальности рабочего места. Ко всем возможным неожиданностям и трудностям мы готовились на Земле не один год. Поэтому могу сказать, что неожиданности и трудности этого полета были не более неожиданными и трудными, чем в предыдущих экспедициях.
— Что стало самым ярким вашим впечатлением за последние месяцы в космосе?
— Самое яркое впечатление текущего месяца — это, конечно, прибытие и стыковка нового американского пилотируемого корабля Starliner с моими давними друзьями и коллегами — астронавтами НАСА — Санитой и Бучем. Мы долго их ждали, переживали за них и были очень рады встрече.
— По чему земному вы больше всего соскучились после стольких месяцев на орбите?
— Соскучился по пешим прогулкам по родному городу Королеву и по улицам Москвы.
— Что планируете сделать в первые же дни после возвращения на Землю?
— В первые дни планирую как можно быстрее реабилитироваться и адаптироваться к жизни на Земле в условиях гравитации.
— О покорении какой планеты всегда мечтал космонавт Кононенко?
— "Покорение" не очень удачное слово — такую стихию покорить невозможно, можно только адаптироваться к ней и научиться в ней жить.
В то время, когда я рос, в обществе активно обсуждалось освоение Луны и Марса. Строились планы, разрабатывались технологии и проекты, снималось много фильмов, писатели-фантасты издавали книги о путешествиях на эти планеты.
— В России идет работа над созданием ПТК — перспективного транспортного корабля. Насколько известно, при его разработке учитывалось мнение космонавтов. Какие пожелания и замечания высказывали наши космонавты по поводу ПТК? Каким он должен быть, как вы считаете?
— Он однозначно должен быть лучше, чем корабли других стран, не менее надежным, чем "Союз", просторным (для экипажа из четырех космонавтов) и эргономичным. Рабочие места космонавтов должны стать более удобными и оснащаться современными интерфейсами, которые совместно с органами управления обеспечат контроль и управление не только в штатном режиме, но и в аварийных ситуациях. Степень автоматизации режимов и работы систем должна существенно возрасти, но необходимо сохранить возможность ручного резервирования. Телеметрия, голосовая и видеосвязь должны обеспечивать минимальные перерывы. Желательно, чтобы и другие системы ПТК были качественно обновлены с прицелом на отработку дальних полетов. И конечно, многоразовость его использования в сочетании с применением многоразовых носителей и современными технологиями должны сделать его технически и экономически эффективным.
— Хотели бы вы полететь в космос на новом корабле? Есть ли у вас такая мечта?
— Конечно, как космонавту-испытателю мне было бы интересно провести испытания нового корабля в условиях космического полета! Я думаю, что естественное желание любого специалиста в своей сфере деятельности, не только космонавта, — принять участие в создании чего-то нового и применить это в своей работе.
— Довелось ли вам уже побывать в макете ПТК? Каковы впечатления?
— Да, но это был еще достаточно отдаленный прототип, и о впечатлениях говорить пока рано.
— Серии скафандров "Орлан" уже скоро 50 лет. Как вы думаете, если будут введены в эксплуатацию новый корабль и новая станция, то нужно ли как-то кардинально обновить и скафандры для ВКД (внекорабельной деятельности)?
— Думаю, что скафандр для ВКД, который разрабатывается в целях эксплуатации на РОС, будет модернизирован. Орбита РОС — высокоширотная, поэтому к скафандру предъявляются другие требования по радиационной безопасности космонавтов во время внекорабельной деятельности. Но модернизация скафандра — это комплексный вопрос, который касается не только самого скафандра, но и конструкции модулей РОС для оптимизации маршрутов трасс ВКД и использования современных технологий, например дрона — роботизированной миниплатформы сопровождения для повышения качества работ и безопасности космонавта во время ВКД. Такой свободно летающий дрон-помощник, помимо штатных вспомогательных функций, может обеспечить возможность срочной доставки карабина космонавту, потерявшему контакт с поверхностью станции, а в перспективе осуществлять и транспортировку космонавта. В будущем для работ на поверхности других планет скафандры требуют действительно кардинального обновления. Инженеры давно пришли к идее скафандра обжимного действия с применением технологии мягкой робототехники, с роботизированными сервоприводами, которые выполнят большую часть работы, удержат сустав в желаемом положении и будут более комфортно облегать тело.
— Если говорить о действующих отечественных скафандрах для ВКД, то есть ли у них какие-то недостатки?
— Существуют некоторые предложения по модернизации конструкции современных скафандров для ВКД с целью повышения эффективности его использования. Все они, конечно, формируются с учетом накопленного опыта их эксплуатации космонавтами. Например, изменить рамку кирасы скафандра с прямоугольной на трапециевидную для облегчения входа в скафандр; сделать сменные рукава скафандра нескольких типоразмеров, так как антропометрия рук у космонавтов разная; разработать видеокамеры для ВКД с установкой на шлеме скафандра без ухудшения обзора в верхней его части и без увеличения габаритных размеров шлема и, самое главное, интегрировать внутрь скафандра реактивную установку для возвращения к станции космонавта при потере контакта с поверхностью МКС.
— Что вы думаете о новых скафандрах EVA Suit от компании SpaceX, которые в этом году впервые планируется применить в ходе выхода астронавтов в открытый космос?
— Так же, как и многие, я только читал об этом скафандре в сети Интернет, смотрел фотографии, но в реальности его не видел, не изучал и не работал в нем, поэтому воздержусь от комментариев.
— Как вы относитесь к тому, что в России космонавтика перестает быть только мужской профессией? Как вообще относятся космонавты к тому, что мужской коллектив разбавляют представительницы прекрасного пола?
— Профессия космонавта никогда не была сугубо мужской. Отбор женщин на участие в космических полетах проводился наравне с мужчинами начиная с 1962 года. Ученым изначально были интересны исследования поведения и мужского и женского организмов под действием перегрузок и влияния на них условий микрогравитации.
В современном отряде космонавтов нет гендерной сегрегации. Женщин-космонавтов в России, конечно, меньше, чем мужчин, исходя из традиций и ментальности. В нашей стране принято считать, что женщина — хранительница домашнего уюта, поэтому она, как правило, выбирает такие профессии, которые позволяют совмещать карьеру с созданием семьи. Профессия космонавта все же подразумевает достаточно напряженный график тренировок и большие физические нагрузки, и женщине приспособиться к такому ритму жизни бывает сложнее. Но в конечном итоге все равно находятся женщины, которые, возможно, чем-то жертвуя, готовы реализовать себя в этой профессии.
— Если говорить о развитии отечественной космонавтики, то какие основные тенденции вы могли бы выделить на ближайшие десятилетия?
— В перспективе ближайшего десятилетия — разработка многоспутниковых систем для решения различных задач телекоммуникации и дистанционного зондирования, навигации, научно-исследовательских спутников и космических телескопов, запуск нового корабля и станции на околоземную орбиту и, конечно, освоение дальнего космоса с развертыванием инфраструктуры на окололунной и марсианской орбитах. Необходимо ставить перед собой большие цели и стараться их добиваться. В этом и есть ключ к прогрессу.