21 июня, 06:00
Интервью

Олег Кононенко: трудности — это будни космонавтов, ввиду уникальности рабочего места

Олег Кононенко. Олег Кононенко/ Роскосмос/ ТАСС
Олег Кононенко

Олег Кононенко — самый опытный и титулованный представитель российского отряда космонавтов. Герой России, командир отряда космонавтов Роскосмоса и специальный корреспондент ТАСС сейчас находится на Международной космической станции (МКС) в годовой экспедиции. Пятая в карьере миссия выдалась богатой на события: россиянин стал первым землянином, суммарно пробывшим на орбите тысячу суток, а также установил мировой рекорд по длительности пребывания в космосе.

21 июня Олег Кононенко отмечает 60-летие. В интервью ТАСС космонавт рассказал о мечтах и планах, а также поделился своим видением будущего отечественной космонавтики.

Каково отмечать день рождения на орбите?

Честно говоря, когда я лечу в космос, то не задумываюсь о том, какой праздник встречу на орбите или как отмечу здесь свой день рождения. Конечно, находясь на МКС в этот день, мне приятно получать поздравления с Земли от друзей и коллег, но знаю, что и у большинства из тех, кто поздравляет меня, отправление сообщений в космос вызывает большой интерес и восторг.

Чем порадуете себя в этот день?

В этот раз так складывается, что контейнеры с основными рационами питания закончатся как раз через двое суток после дня моего рождения, поэтому большинство из них к празднику будут практически пустыми. Но я рассчитываю на бонусные контейнеры с любимыми продуктами.

И надеюсь, смогу порадовать себя теми подарками, которые были доставлены с Земли в начале месяца. В основном это, конечно, сладости — шоколад и конфеты, — которые я очень люблю.

Планируете ли организовать застолье на борту МКС с нашими и зарубежными коллегами?

Обязательно! Несмотря на то что 21 июня — это будний день, вечером после окончания работ мы соберемся всем экипажем станции на российском сегменте.

На Землю вы вернетесь в сентябре этого года. Довольны ли предварительными итогами экспедиции? Удалось ли реализовать все намеченное?

Сейчас никто еще предварительные итоги не подводит. На сегодняшний день мы продолжаем выполнять работы в соответствии с номинальным планом полета. Мы довольны тем, что нам удается справляться со своими задачами, реализовывать в поставленные сроки и с хорошим качеством все то, что планирует ЦУП. Земля нами пока тоже довольна.

Приходилось ли вам в свой пятый полет сталкиваться с какими-то неожиданностями или трудностями?

В космическом полете часто возникают определенные сложности и неожиданные ситуации, но это наша повседневная действительность, ввиду уникальности рабочего места. Ко всем возможным неожиданностям и трудностям мы готовились на Земле не один год. Поэтому могу сказать, что неожиданности и трудности этого полета были не более неожиданными и трудными, чем в предыдущих экспедициях.

Что стало самым ярким вашим впечатлением за последние месяцы в космосе?

Самое яркое впечатление текущего месяца — это, конечно, прибытие и стыковка нового американского пилотируемого корабля Starliner с моими давними друзьями и коллегами — астронавтами НАСА — Санитой и Бучем. Мы долго их ждали, переживали за них и были очень рады встрече.

По чему земному вы больше всего соскучились после стольких месяцев на орбите?

Соскучился по пешим прогулкам по родному городу Королеву и по улицам Москвы.

Что планируете сделать в первые же дни после возвращения на Землю?

В первые дни планирую как можно быстрее реабилитироваться и адаптироваться к жизни на Земле в условиях гравитации.

О покорении какой планеты всегда мечтал космонавт Кононенко?

 "Покорение" не очень удачное слово — такую стихию покорить невозможно, можно только адаптироваться к ней и научиться в ней жить.

В то время, когда я рос, в обществе активно обсуждалось освоение Луны и Марса. Строились планы, разрабатывались технологии и проекты, снималось много фильмов, писатели-фантасты издавали книги о путешествиях на эти планеты.

И я, уже определившись с будущей профессией космонавта, конечно, мечтал о том, чтобы полететь на Луну для отработки новых космических технологий, и рассчитывал поучаствовать в первых экспедициях для колонизации Марса

В России идет работа над созданием ПТК перспективного транспортного корабля. Насколько известно, при его разработке учитывалось мнение космонавтов. Какие пожелания и замечания высказывали наши космонавты по поводу ПТК? Каким он должен быть, как вы считаете?

Он однозначно должен быть лучше, чем корабли других стран, не менее надежным, чем "Союз", просторным (для экипажа из четырех космонавтов) и эргономичным. Рабочие места космонавтов должны стать более удобными и оснащаться современными интерфейсами, которые совместно с органами управления обеспечат контроль и управление не только в штатном режиме, но и в аварийных ситуациях. Степень автоматизации режимов и работы систем должна существенно возрасти, но необходимо сохранить возможность ручного резервирования. Телеметрия, голосовая и видеосвязь должны обеспечивать минимальные перерывы. Желательно, чтобы и другие системы ПТК были качественно обновлены с прицелом на отработку дальних полетов. И конечно, многоразовость его использования в сочетании с применением многоразовых носителей и современными технологиями должны сделать его технически и экономически эффективным.

Хотели бы вы полететь в космос на новом корабле? Есть ли у вас такая мечта?

Конечно, как космонавту-испытателю мне было бы интересно провести испытания нового корабля в условиях космического полета! Я думаю, что естественное желание любого специалиста в своей сфере деятельности, не только космонавта, — принять участие в создании чего-то нового и применить это в своей работе.

Довелось ли вам уже побывать в макете ПТК? Каковы впечатления?

Да, но это был еще достаточно отдаленный прототип, и о впечатлениях говорить пока рано.

Серии скафандров "Орлан" уже скоро 50 лет. Как вы думаете, если будут введены в эксплуатацию новый корабль и новая станция, то нужно ли как-то кардинально обновить и скафандры для ВКД (внекорабельной деятельности)?

— Думаю, что скафандр для ВКД, который разрабатывается в целях эксплуатации на РОС, будет модернизирован. Орбита РОС — высокоширотная, поэтому к скафандру предъявляются другие требования по радиационной безопасности космонавтов во время внекорабельной деятельности. Но модернизация скафандра — это комплексный вопрос, который касается не только самого скафандра, но и конструкции модулей РОС для оптимизации маршрутов трасс ВКД и использования современных технологий, например дрона — роботизированной миниплатформы сопровождения для повышения качества работ и безопасности космонавта во время ВКД. Такой свободно летающий дрон-помощник, помимо штатных вспомогательных функций, может обеспечить возможность срочной доставки карабина космонавту, потерявшему контакт с поверхностью станции, а в перспективе осуществлять и транспортировку космонавта. В будущем для работ на поверхности других планет скафандры требуют действительно кардинального обновления. Инженеры давно пришли к идее скафандра обжимного действия с применением технологии мягкой робототехники, с роботизированными сервоприводами, которые выполнят большую часть работы, удержат сустав в желаемом положении и будут более комфортно облегать тело.

Если говорить о действующих отечественных скафандрах для ВКД, то есть ли у них какие-то недостатки?

Существуют некоторые предложения по модернизации конструкции современных скафандров для ВКД с целью повышения эффективности его использования. Все они, конечно, формируются с учетом накопленного опыта их эксплуатации космонавтами. Например, изменить рамку кирасы скафандра с прямоугольной на трапециевидную для облегчения входа в скафандр; сделать сменные рукава скафандра нескольких типоразмеров, так как антропометрия рук у космонавтов разная; разработать видеокамеры для ВКД с установкой на шлеме скафандра без ухудшения обзора в верхней его части и без увеличения габаритных размеров шлема и, самое главное, интегрировать внутрь скафандра реактивную установку для возвращения к станции космонавта при потере контакта с поверхностью МКС.

Но, несмотря на выявленные недостатки, в целом я считаю, что современный российский скафандр для ВКД является самым надежным, безопасным и грамотного сконструированным устройством для работы в открытом космосе

Что вы думаете о новых скафандрах EVA Suit от компании SpaceX, которые в этом году впервые планируется применить в ходе выхода астронавтов в открытый космос?

Так же, как и многие, я только читал об этом скафандре в сети Интернет, смотрел фотографии, но в реальности его не видел, не изучал и не работал в нем, поэтому воздержусь от комментариев.

Как вы относитесь к тому, что в России космонавтика перестает быть только мужской профессией? Как вообще относятся космонавты к тому, что мужской коллектив разбавляют представительницы прекрасного пола?

Профессия космонавта никогда не была сугубо мужской. Отбор женщин на участие в космических полетах проводился наравне с мужчинами начиная с 1962 года. Ученым изначально были интересны исследования поведения и мужского и женского организмов под действием перегрузок и влияния на них условий микрогравитации.

В современном отряде космонавтов нет гендерной сегрегации. Женщин-космонавтов в России, конечно, меньше, чем мужчин, исходя из традиций и ментальности. В нашей стране принято считать, что женщина — хранительница домашнего уюта, поэтому она, как правило, выбирает такие профессии, которые позволяют совмещать карьеру с созданием семьи. Профессия космонавта все же подразумевает достаточно напряженный график тренировок и большие физические нагрузки, и женщине приспособиться к такому ритму жизни бывает сложнее. Но в конечном итоге все равно находятся женщины, которые, возможно, чем-то жертвуя, готовы реализовать себя в этой профессии.

Если говорить о развитии отечественной космонавтики, то какие основные тенденции вы могли бы выделить на ближайшие десятилетия?

В перспективе ближайшего десятилетия разработка многоспутниковых систем для решения различных задач телекоммуникации и дистанционного зондирования, навигации, научно-исследовательских спутников и космических телескопов, запуск нового корабля и станции на околоземную орбиту и, конечно, освоение дальнего космоса с развертыванием инфраструктуры на окололунной и марсианской орбитах. Необходимо ставить перед собой большие цели и стараться их добиваться. В этом и есть ключ к прогрессу.